Валютные операции коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли коммерческого банка в системе валютного контроля.
Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть нормативно – правовую базу и система контролирующих органов и агентов валютного контроля и их взаимодействие
рассмотреть принципы и способы организации валютного контроля;
проанализировать валютные операции ОО «Отделение «Курское» КБ «Холдинг – Кредит»
проанализировать финансово – хозяйственную деятельность ОО «Отделение «Курское» КБ «Холдинг – Кредит»

Содержание

Введение
Глава 1
1.1 Необходимость введения и основные этапы валютного контроля в Российской Федерации
1.2 Система контролирующих органов и агентов валютного контроля и их взаимодействие
1.3 Санкции за нарушение норм валютного регулирования и валютного контроля
Глава 2
2.1 Цели, задачи, содержание валютного контроля
2.2 Формы и методы валютного контроля
2.3 Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, их компетенция
Глава 3
3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка «Холдинг – Кредит»
3.2 Валютные операции коммерческого банка «Холдинг – Кредит»
3.3 Пути совершенствования финансового контроля в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 97.96 Кб (Скачать файл)

Контроль за соблюдением валютного законодательства при проведении валютных операций осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля является Центральный Банк России и  Правительство Российской Федерации.

Правила покупки  и продажи иностранной валюты на внутреннем рынке. Операции с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке РФ осуществляются через дополнительные банки.

Уполномоченные банки  имеют право покупать и продавать  иностранную валюту: 
- от своего имени, по поручению предприятия и коммерческих банков; 
- от своего имени и за свой счет.

Совершать такие операции по поручению нерезидентов уполномоченные банки могут только с разрешения Центрального Банка России.

Если продажу и покупку  иностранной валюты уполномоченный банк осуществляет от своего имени  и за свой счет (за рубли), то он должен соблюдать лимит открытой валютной позиции (позиции валютного риска), устанавливаемой ЦБР на конец каждого рабочего дня уполномоченного банка.

Размер открытой валютной позиции определяется как разница  между суммой иностранной валюты, купленной банком за свой счет, начиная с 1 января отчетного года, и суммой проданной банком за свой счет за тот же период времени иностранной валюты.

В соответствии с Инструкцией  ЦБР от 27 мая 1993 г. для уполномоченного  банка с собственным капиталом  не менее 1 млрд. руб. лимит открытой позиции не должен превышать 100 тыс. дол. США, для уполномоченных банков с собственным капиталом от 1 до 5 млрд. руб. - 500 тыс. дол. США.

При превышении установленного лимита открытой позиции уполномоченный банк к концу рабочего дня обязан принять меры по устранению допущенного  нарушения, т.е. реализовать купленную  за свой счет иностранную валюту в объеме суммы, превышающей установленный лимит.

Для контроля над валютными  операциями уполномоченного банка  последний ежемесячно не позднее 5-го числа следующего месяца предоставляет  в главное территориальное управление ЦБР отчет о соблюдении им открытой валютной позиции. При грубых нарушениях ЦБР применяет к уполномоченному банку различные меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на право осуществления операций с иностранной валютой.

Таким образом, объявление открытой валютной позиции и постоянный контроль за ее соблюдением способствуют ускорению оборачиваемости иностранной валюты на внутреннем рынке, удовлетворению спроса на иностранную валюту и повышению курса рубля.

Уполномоченные банки  имеют право покупать и продавать  иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций).

Резиденты РФ имеют право  покупать иностранную валюту за рубли  через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для осуществления  текущих валютных операций и для  погашения кредита, полученного в иностранной валюте. Купленная ими иностранная валюта зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.

Иностранную валюту можно  покупать на внутреннем рынке через  уполномоченные банки и местные  органы власти Российской Федерации.

Органы власти покупают иностранную  валюту за счет средств соответствующих бюджетов.

По поручению предприятий  уполномоченные банки могут осуществлять валютные операции, связанные с движением  капитала. Однако для этого предприятие  должно получить у ЦБР разрешение (лицензию) на проведение этой операции.

3.3 Пути совершенствования  финансового контроля в России

 Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим  основным направлениям. Создание ме-тодологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового  контроля большая роль принадлежит  различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового  контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы  осуществления того или иного  вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии  финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует  механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации госу-дарственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует  завершения работа по конкретизации  и законодательному закреплению  критериев неэффективного использования  бюджетных средств, распоряжения государственной  собственностью, а также ответственность  за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления  контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам  проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний.

Контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющий механизм возврата бюджетных средств и  ответствености должностных лиц за предоставление необеспеченных безпроцентных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п. Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

С введением Закона РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. "О валютном регулировании и  валютном контроле" начался новый  этап развития экономики.

На сегодняшний день в Российской Федерации основном завершено строительство  системы органов и агентов  валютного регулирования и валютного  контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного  регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются  санкции.

Валютный контроль представляет собой  деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

Основные направления валютного  контроля следующие:

* определение соответствия проводимых  валютных операций действующему  законодательству и наличия необходимых  для них лицензий и разрешений;

* проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте  перед государством, а также обязательств  по продаже иностранной валюты  на внутреннем валютном рынке  РФ;

* проверка обоснованности платежей  в иностранной валюте;

* проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в РФ осуществляют специальные органы и агенты валютного  контроля. К основным полномочиям  органов и агентов валютного  контроля относятся: издание нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; контроль за соответствием проводимых на территории России валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений; определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям.

Повышение эффективности методов  валютного контроля не зависит напрямую от количества проведенных проверок или количества взысканных административных штрафов. Напротив, излишнее административное давление на хозяйствующих субъектов экономики России негативно влияет на стабильность финансово-кредитной системы, состояние финансового рынка, а также инвестиционный климат в стране.

Об этом говорится и в распоряжении Правительства Российской Федерации  от 25.10.2005 № 1789-р «Об одобрении  Концепции административной реформы  в Российской Федерации в 2006-2008 годах  и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах».

В связи с необходимостью сбалансированного  подхода к вышеуказанной проблеме Федеральной службой непрерывно осуществляется методологическое сопровождение  контрольно-надзорной работы территориальных  управлений. В рамках этой работы разработаны  и доведены до территориальных управлений «Методические рекомендации по производству по делам об административных правонарушениях  в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования», информационные материалы по вопросам внешнеторговой деятельности.

Также, Федеральной службой на постоянной основе проводится методическая работа по обращениям территориальных управлений за разъяснением положений актов  валютного законодательства и актов  органов валютного регулирования.

Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.

 

Выводы и предложения.                         

В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного  контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором ухудшения состояния платежного баланса, поскольку «бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса; сокращаются валютные резервы: сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты; уменьшается налогооблагаемая база; не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала; снижается устойчивость финансового рынка. Подводя итог исследования валютной системы России следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютного курса.

Информация о работе Валютные операции коммерческого банка