Валютный рынок РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Мировое хозяйство и международные экономические отношения не могут существовать без валютного рынка. Импортеры должны иметь национальную валюту той страны, товары или услуги которой они хотят купить. Экспортеры, получив экспортную выручку в иностранной валюте, должны обменять ее на валюту своей страны, чтобы рассчитаться с кредиторами, поставщиками, работниками и другими партнерами. Инвесторам для вложения своего капитала необходима валюта той страны, где находится предприятие, осуществляющее проект.

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный рынок курсовая.docx

— 171.38 Кб (Скачать файл)

Вследствие существенного  вывода средств и повышенного  спроса на иностранную валюту на валютном рынке сформировались ожидания обесценивания рубля. Банком России были предприняты определенные меры, которых оказалось недостаточно, и 17 августа 1998 г. Б РФ отказался от политики валютного коридора, установив курс рубля к доллару в границах от 6 до 9,5 рублей за доллар.

Следствием этой меры при  одновременной реструктуризации рынка  государственных обязательств и объявления 30-дневного моратория на возврат средств нерезидентов стали дестабилизация российского валютного рынка и существенное падение валютного курса рубля. С целью частичной стабилизации российского валютного рынка Банк России в 1999 г. перешел к режиму плавающего валютного курса рубля, который и осуществляется в настоящее время.

На сегодняшний день, коммерческие банки проводят основной объем валютных операций. В банках держат счета другие участники рынка и осуществляют с ними необходимые конверсионные и депозитно-кредитные операции. Банк как бы аккумулирует (через операции с клиентами) совокупные потребности рынка в валютных конверсиях, а также в привлечении, размещении средств и выходят с ними на другие банки. Помимо удовлетворения заявок клиентов банки могут проводить операции и самостоятельно за счет собственных средств.

Таким образом, валютный рынок  представляет собой рынок межбанковских  сделок, и, говоря о движении курсов валют и процентных ставках, можно  иметь в виду межбанковский валютный рынок.

На мировых валютных рынках наибольшее влияние оказывают крупные  международные банки, ежедневный объем операций которых достигает миллиардов долларов. Это такие банки, как Deutsche Bank, Barclays Bank, UBS (Union des Banques Suisses), Citibank, Landesbank Baden-Wuttemberg, Royal Bank of Scotland и другие. Их основным отличием являются крупные объемы сделок, которые могут привести к значительным изменениям в котировке или в цене валюты.

Обычно крупные игроки подразделяются на быков и медведей. Быки - это участники рынка, которые заинтересованы в повышении стоимости валюты; медведи - это участники рынка, которые заинтересованы в понижении стоимости валюты. Обычно рынок находится в состоянии равновесия между быками и медведями, и разница котировок валют колеблется в достаточно узких пределах. Однако, когда быки или медведи «берут верх», котировки курсов валют меняются достаточно резко и значительно.

Банки обычно выходят на валютный рынок для того, чтобы  выполнить поручение своих клиентов - главным образом юридических лиц. Кроме того, банк устанавливает котировки обменных курсов, по которым он совершает операции купли или продажи иностранных валют с другими банками. Торговля иностранной валютой между банками, называемая также межбанковской торговлей, составляет основную часть операций банков на валютном рынке.

В России на валютном рынке  действует большая часть коммерческих банков, которые, как правило, выполняют  функции финансовых посредников  предприятий и организаций и  осуществляют куплю / продажу иностранной валюты. Среди наиболее сильных и успешных участников можно выделить следующих: АБ ЗАО «Газпромбанк», ОАО «ВТБ», Внешэкономбанк, ОАО «Альфа-банк», Сбербанк России, ОАО «МДМ-банк». Кроме российских банков на рынке в России представлены и иностранные, такие как ЗАО КБ «Ситибанк», ЗАО «Райффайзенбанк Австрия», которые также осуществляют успешную деятельность.

2.2 Развитие валютного рынка России в условиях  вступления в ВТО

В настоящее время  Всемирная торговая организация (ВТО) является крупнейшей организацией, объединяющей практически все страны мира, на которые приходится более 90% мирового товарооборота. Поэтому вступление России в ВТО крайне необходимо для того, чтобы наша страна не осталась на обочине мирового развития, а также для:

  • получения лучших в сравнении с существующими условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • доступа к международному механизму разрешения торговых споров;
  • создания более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • расширения возможностей для российских инвесторов в странах — членах ВТО, в частности в банковской сфере;
  • создания условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной 
    продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на 
    российский рынок;
  • участия в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

• улучшения имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. 
 В 1993 г., когда Россией было принято стратегическое решение о вступлении в ВТО, начался длительный переговорный процесс, в настоящее время почти пришедший к своему логическому завершению.

Россия, стремясь вступить в  международную организацию, ставит задачу добиться не только предоставления права на равных участвовать в международном торговом регулировании, но также и в легализации системы защиты  своей национальной экономики. Такая возможность связана с тем, что ВТО как организация допускает довольно гибкий подход к индивидуальным особенностям протекционизма, обеспечивая взаимную сбалансированность различных форм.

В процессе вступления России в ВТО появилась необходимость  проведения структурных изменений в валютной сфере, совершенствования банковской системы и валютного рынка в целях создания действенного механизма, направленного на эффективное включение России в мировую экономику.

Национальная  валютная система России является составной частью денежной системы и в то же время обладает относительной самостоятельностью и выходит за национальные границы. Особенности валютной системы обусловливаются уровнем развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Заключение в 1999 г. многостороннего соглашения между странами — членами ВТО о дальнейшей либерализации рынка финансовых услуг, оформленного пятым протоколом Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), поставило Россию в сложное положение, так как среди основных положений Протокола наиболее важными являются:

    • обеспечение прав фирм, действующих в секторе финансовых услуг, учреждать филиалы и дочерние структуры во всех странах-участницах;
    • предоставление этим фирмам национального режима на внутреннем рынке;
    • свободная трансграничная торговля финансовыми услугами и свободное передвижение ключевого персонала, занятого в этом секторе экономики;
    • модификация общих правил этого соглашения, учитывая специфику сектора финансовых услуг.

Основные проблемы, возникающие перед Россией в связи с вступлением в ВТО, обусловлены факторами правового и экономического характера.

Прежде всего, необходимо отметить, недостаточно развитую правовую основу в России, строящуюся на общепринятых международных стандартах: Связано это с тем, что в одних секторах после разрушения централизованной системы регулирования экономики полноценный рынок еще не успел сформироваться, а в других — отсутствует конкурентная среда, благоприятствующая росту объема и повышению качества предоставляемых услуг, в том числе вследствие слабого присутствия иностранных инвесторов. На рынке финансовых услуг России сложилась ситуация, в которой регулирование доступа на рынок порой осуществляется на основе субъективных, а не объективных критериев.

Другая проблема заключается в допуске иностранных банков в приемлемом для России объеме и требуемых формах, потенциальная угроза «борьбы» за российских клиентов с иностранными банками.

Банковский вопрос являлся одним из ключевых в переговорах России по вступлению во Всемирную торговую организацию. Например, американская сторона требовала открытия финансовых рынков для иностранцев, российская — настаивала на запрете работы филиалов иностранных банков в России.

Но нельзя не согласиться с тем, что присоединение России к ВТО позволит придать дополнительный импульс развитию российского рынка банковских услуг, поскольку привнесет на него новые капиталы, мировые стандарты качества предоставления услуг, оздоровит ситуацию путем повышения степени конкуренции, а также облегчит выход российских банков на мировой рынок финансовых услуг. Также присоединение значительно укрепит статус остальных членов организации. При этом необходимо отметить возможные негативные последствия прихода на российский рынок иностранных банков, которые можно сгруппировать следующим образом:

    • деятельность банков будет регулироваться российскими банковскими требованиями и руководствоваться указаниями своих головных контор;   
    • в случае доминирования банки смогут диктовать процентную политику на российском банковском секторе;
    • контролируя потоки крупнейших российских производителей, в частности экспорт, банки получат контроль за финансовыми потоками и состоянием платежеспособной основы российской экономики уже не только по экспортным платежам, но и по внутренним.

Во избежание  упомянутых негативных последствий предлагается сформировать гибкую политику прихода иностранных участников на финансовый рынок России, включающую следующие мероприятия: 

  1. стимулирование прихода иностранных банков на российский рынок в форме банков-резидентов как наиболее способствующее одновременному параллельному развитию отечественных производителей банковских услуг и улучшению качественных характеристик данного сектора;
  2. предоставление национальных условий функционирования финансового рынка банкам-резидентам;
  3. постепенное снятие в среднесрочной перспективе (2 — 3 года после присоединения) ограничений на операции с физическими лицами, а в долгосрочной (5 — 7 лет) — увеличение до 40% квоты участия иностранного капитала в отечественной банковской системе;
  4. защита участников финансового рынка с помощью включения в условия присоединения России положения, допускаемого в рамках ГАТС, которое закрепляет «статус-кво», существовавшее, на национальном рынке услуг до вступления ГАТС в силу, и тем самым в определенной степени защищает уже работающих на внутреннем рынке поставщиков услуг (и национальных, и иностранных). Так как такая защита дает право на сохранение существующих на сегодняшний момент доминирующих положений российских участников финансового рынка.

Допуск иностранцев  к операциям с физическими лицами на определенных условиях может оказаться фактором, способствующим укреплению доверия населения к банковской системе. Эта мера, кроме того, положительно скажется на ассортименте предлагаемых услуг и на динамике процентных ставок.

Одним из важных путей повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков на пути присоединения России к ВТО представляется поощрение процесса их слияний и поглощений, с тем, чтобы повысить степень капитализации банковской системы. Это позволило бы российским учреждениям на следующем этапе, возможно, через пять — семь лет конкурировать с иностранными и на рынке финансовых услуг, предоставляемых частным лицам.

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что основных задач России должно стать достижение договоренности с торговыми партнерами о соразмерной с возможностями и поэтапной либерализации национального рынка финансовых; в том числе банковских, услуг.

Либерализация валютного  регулирования, переход Банка России от прямого вмешательства в курсообразование к управлению процентными ставками ведет к необходимости усиления мониторинга на биржевом рынке и перемещению ряда контрольных функций к организаторам торгов.

При подготовке вступления в ВТО российским банкам необходимо:

    • устанавливать более прозрачные и цивилизованные правила регулирования валютного рынка, что сделало бы рублевый рынок гораздо привлекательнее и прозрачнее с точки зрения инвестиций;
    • использовать меньшую волатильность курса доллар/рубль по сравнению с курсом евро/доллар, которая делает российскую валюту существенно менее привлекательной для спекулянтов;
    • постепенная адаптация к более жестким условиям конкуренции, что позволит экономике избежать кризисов;
    • поддерживать интерес стратегических инвесторов к рынку, что снижает рублевые ставки и стимулирует заимствования в национальной валюте; 
    • политическая и экономическая стабильность в стране, что способствует притоку капитала.

Вступление в  ВТО, безусловно, представляет собой сложный процесс, но Россия не может себе позволить его провалить, ведь членство в ВТО откроет новые возможности для роста экономики и притока инвестиций, а также облегчит доступ российских товаров к западным рынкам.

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РУБЛЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

Инфраструктурное, правовое и технологическое развитие российского валютного рынка является важной предпосылкой создания в России Международного финансового центра (МФЦ) и придания рублю статуса одной из ведущих мировых валют. Для этого нужно провести анализ основных направлений развития валютного рынка России в условиях глобализации. Структурные изменения на российском валютном рынке рассматриваются в сравнении с основными тенденциями и пропорциями мирового рынка. Большое внимание уделяется совершенствованию инфраструктуры валютного рынка: биржевой торговли, клиринга и расчетов - как необходимому условию интеграции России в мировой финансовый рынок.

Информация о работе Валютный рынок РФ