Введение в экономическую теорию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:07, лекция

Краткое описание

Экономическая теория – наука, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности; включает в себя два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает деятельность отдельных экономических субъектов: предприятий и домашних хозяйств. Макроэкономика исследует экономику регионального, национального и мирового уровней (с целью обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции).

Вложенные файлы: 1 файл

lektsia_1.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

1.1.32 Компромисс индивида между досугом и потреблением: всё время индивида в экономики принято делить на работу и досуг. Индивид получает удовлетворение (полезность) от досуга и от потребления благ, на приобретение которых он должен потратить заработанный им доход. Задача индивида состоит в нахождении такой комбинации досуга и потребления других благ, которая максимизирует его полезность.

1.1.33 Неопределенность – недостаток информации о вероятных будущих событиях; ситуация, не поддающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности, эффективное распределение экономических ресурсов.  В условиях неопределенности принятие хозяйственных решений подвержено риску.

1.1.34 Риск – опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, доходов, имущества, денежных средств по сравнению с вариантов, предусмотренным прогнозом, планом, проектов вследствие случайного характера принимаемых хозяйственных решений или совершаемых действий, неблагоприятных обстоятельств. Избежать риск полностью нельзя, поэтому задачей любого экономического субъекта является предвидение и снижение риска. Основной способ снижения риска – страхование.

1.1.35 Страхование – процесс, с помощью которого экономические агенты, подвергающиеся однотипному риску, отчисляют некоторую часть средств в общий фонд, откуда происходит компенсация ущерба тех членов, которые терпят потери. Основной принцип страхования: агент жертвует некоторой долей своего текущего потребления, чтобы избежать в будущем потери, вероятность которой достаточно велика.

Основные способы  страхования:

• объединение риска (страховые компании);

• распределение риска (хеджирование) – в случае возможного крупного ущерба;

• диверсификация (вложение финансовых средств в разные сферы).

1.1.36 Экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, а также неуязвимость и независимость экономических интересов страны по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

1.1.37 Внешние эффекты – дополнительные полезность, прибыль, убытки, не учтенные в классических экономических теориях спроса и предложения, полезности, фирмы, которые часто возникают на практике в процессе потребления или производства. Внешние эффекты приводят к несостоятельности конкурентных рынков.

1.1.38 Существуют четыре основных причины несостоятельности конкурентных рынков: рыночная власть, неполная информация, экстерналии, общественные блага.

1.1.39 Неполная информация: продавцы имеют более точные сведения о товаре, чем покупатели, что может привести к разрушению рынка. При неполной информации покупатели занижают цену на товар, не зная его истинного качества, а продавцы отказываются от их продажи.

1.1.40 Пути уменьшения асимметричности информации:

• государственное регулирование (ОСАГО);

• стандартизация товаров и услуг;

• рыночные сигналы (высшее образование);

• гарантии на товар.

1.1.41 Экстреналии – результаты производства и потребления, оказывающие опосредованное воздействие на рынок.

Экстреналии могут быть отрицательными, когда деятельность одного экономического субъекта вызывает издержки другого (промышленные загрязнения реки), и положительными, когда деятельность одного субъекта благоприятствует деятельности другого (торговый центр).

1.1.42 Общественные блага – товары, приносящие пользу всем потребителям, рыночное предложение которых недостаточно или отсутствует вовсе. Общественные товары неконкурентны и неисключаемы.

1.1.43 Неконкурентные товары – товары, доступные каждому, и потребление товара каждым дополнительным потребителем не увеличивает затрат на него и не уменьшает его количество (уличное освещение).

1.1.44 Неисключаемые товары – товары, которые невозможно исключить из потребления людей, поэтому невозможно установить плату за пользование такими товарами (тротуар).

Производство  общественного товара, приносящего  прибыль, невозможно, поэтому их должно субсидировать или обеспечивать государство за счет сбора налогов.

1.1.45 Рыночная власть – способность продавца или покупателя влиять на цену товара или навязывать свои условия купли-продажи товаров на рынке.



Информация о работе Введение в экономическую теорию