Венчурное финансирование: особенности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление тенденций и перспектив развития венчурного финансирования в Республике Беларусь на основе изучения мирового опыта.
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть зарождение венчурного предпринимательства;
- изучить механизм создания венчурных фондов, их преимущества и недостатки;

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы венчурного финансирования: история развития, понятия, виды 6
2 Мировой опыт особенностей организации и функционирования фондов венчурного капитала (на примере ОАО «Российская венчурная компания») 14
3 Венчурное финансирование в Республике Беларусь: проблемы и пути решения 23
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Венчурное финансирование.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

После этого  проект выносится на финальное голосования  в Инвестиционный комитет Управляющей компании.

На заключительной стадии рассмотрения проекта происходит юридическое оформление инвестиций: учреждение компании, согласование уставных документов и т.д.

От момента  регистрации Заявки до принятия решения  об инвестировании проходит 4–5 месяцев. В этот период Заявка проходит первичную оценку, тщательную экспертизу с привлечением независимых экспертов, готовится бизнес-план/ инвестиционный меморандум, согласовывается структура сделки и готовится пакет договоров, которые ее сопровождают. Все эти процессы проходят в тесном взаимодействии с заявителями.

Инвестиции  могут использоваться для оплаты всех видов затрат, направленных на достижение целей Инвестиционного проекта.

Фонд посевных инвестиций предоставляет компаниям сумму до 25 млн. рос. руб., при этом совокупный вклад в компанию не превышает 75 % от суммы необходимых инвестиций.

Инфрафонд предоставляет компаниям сумму до 100 млн. рос. руб. на первом раунде инвестирования, при этом совокупный вклад в компанию не превышает 75 % от требуемой суммы инвестиций.

Биофонд предоставляет компаниям сумму до 100 млн. рос. руб. на первом раунде инвестирования, при этом совокупный вклад в сервисные компании не превышает 75 % от суммы необходимых инвестиций, а в биофармацевтические компании не превышает 50 % от требуемой суммы инвестиций [14, с.38].

Формальные  ограничения для венчурных фондов, созданных при участии ОАО  «РВК», не заданы. Однако наиболее благоприятные объемы инвестиций для Управляющих компаний Фондов, как правило, составляют от 50 до 300 млн. рос. руб.

Фонд не финансирует проекты и не дает займы. Фонд осуществляет инвестирование. Это означает, что Фонд приобретает долю в старт-ап компании, владеющей правами на изобретение, лежащие в основе проекта. Размер и стоимость доли определяется с одной стороны потребностью в инвестировании, с другой — оценкой стоимости компании, которую проводит независимый оценщик. В данном случае Фонд получает прибыль от инвестиций в момент продажи своей доли в портфельной компании.

Если проинвестированная Фондом компания не достигает ожидаемых показателей или показывает существенную задержку выполнения, то вопрос о продолжении работы выносится на Инвестиционный комитет, который вправе принять следующие решения:

    • прекратить финансирование компании;
    • выйти из компании досрочно, чтобы минимизировать убытки;
    • реструктуризировать бизнес компании;
    • начать процедуру ликвидации [12].

Важные направления работы ОАО  «РВК» — создание и поддержка  специализированной сервисной инфраструктуры для игроков венчурного рынка, повышение прозрачности инвестируемых фондов и компаний, обеспечение комфортных условий в России для деятельности международных инвесторов и предпринимателей, оптимизация законодательства, влияющего на развитие инновационного бизнеса. ОАО «РВК» развивает инвестиционные механизмы для укрепления различных отраслевых технологических кластеров в России.

Что касается недостатков работы ОАО  «РВК», то, как показала комплексная проверка эффективности управления имущественными взносами Российской Федерации, ОАО "РВК" предпочитала направлять средства не на основную деятельность, а на депозиты в банки: за указанный период в венчурные проекты всего было инвестировано 5,45 млрд. рос. руб. из уставного капитала ОАО "РВК", а остальные средства, более 25 млрд. рос. руб., оставались в банковских вкладах.

Большинство экспертов венчурного рынка Российской Федерации не согласны с такой оценкой деятельности ОАО "РВК". В частности, ими отмечается, что хранение свободных средств на депозитах прямо прописано в Уставе ОАО "РВК". Более того, объём создаваемых с участием ОАО "РВК" фондов прямо увязан с реальными потребностями рынка. По мере роста этих потребностей будет увеличена капитализация существующих, а также созданы новые фонды.

Несмотря на это ОАО "РВК" успешно  развивает свою международную деятельность с целью импорта современных  технологий, приобретения знаний и  ноу-хау технологического предпринимательства, а также с целью поддержки выхода российских высокотехнологических компаний на глобальные рынки.

В соответствии со Стратегией развития, Положением об инвестиционной политике и Направлениями работы ОАО «РВК» на 2011–2013 гг. ОАО "РВК" планирует существенно нарастить инвестиции в инновационные компании и сформировать несколько новых специализированных фондов.

Ожидается, что в ближайшие годы ОАО «РВК» сыграет определяющую роль в развитии венчурного рынка  и инновационной экосистемы в Российской Федерации [16].

Таким образом, во второй главе были проанализированы мировой опыт и мировая практика особенностей организации и функционирования фондов венчурного капитала на примере OAO «Российская венчурная компания».

На основании рассмотренного выше, целесообразно выделить основные преимущества OAO «Российская венчурная компания»:

  • создание и поддержка специализированной сервисной инфраструктуры для игроков венчурного рынка,
  • обеспечение комфортных условий в России для деятельности международных инвесторов и предпринимателей,
  • оптимизация законодательства, влияющего на развитие инновационного бизнеса.

 

 

 

 

 

3 Венчурное финансирование в Республике  Беларусь: проблемы и пути решения

 

 

Важным шагом  на пути экономики Беларуси к уровню максимальной эффективности стала разработка государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг., которая была утверждена Президентом страны в 2007 г. и предусматривала реализацию 1302 инновационных проектов. В результате выполнения программы были открыты более 100 новых предприятий, созданы 286 новых производств, проведена модернизация 609 действующих предприятий на основе внедрения 888 передовых технологий [5].

Под венчурной  организацией, в соответствии с Положением о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1, понимается «коммерческая организация, создаваемая для осуществления инновационной деятельности в сфере создания и реализации инноваций, а также финансирования инновационных проектов» [15, с.25].

Выделяют факторы, которые определяют степень развития венчурной деятельности в стране:

  • возможности государственного (республиканского, местного) бюджета;
  • цели экономической политики государства;
  • наличие специалистов в данной области (инновационные менеджеры, консультанты, патентоведы);
  • уровень развития инфраструктуры рынка (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий);
  • наличие инновационного потенциала (НИОКР, патенты, ноу-хау);
  • информационная поддержка венчурной деятельности; 
  • налоговые и юридические условия создания предприятий [8, с.15-16].

Следует учитывать, что в Беларуси на низком уровне (по сравнению со странами, где успешно развивается венчурный бизнес) находится развитие малого предпринимательства. Также на низком уровне находится инновационность продукции и прогрессивность технологий. Неразвитым является фондовый рынок, отсутствуют в достаточном количестве специалисты в области экономики инноваций и управления венчурной деятельностью. Законодательная база также не способствует развитию отечественной венчурной деятельности. Несмотря на то, что число средних и малых предприятий быстро растет, уровень их вклада в общее производство товаров и услуг в Беларуси мал, и представляет только 8,6 % валового внутреннего продукта в 2010 г. В приложении Б показано, что доля сектора средних и малых предприятий в ВВП в Беларуси ниже, чем в любой другой стране СНГ или стране с переходной экономикой, что отражает низкий уровень участия частного сектора в экономике. Сравнительные показатели занятости также указывают, что вклад малых предприятий в общую занятость в Беларуси ниже, чем в любой другой стране в регионе (за исключением Украины), представляя только 17 % от общей занятости [18].

Мировая практика показывает, что чем больше отстает  страна в технологическом развитии, тем больше правительство должно сконцентрироваться на прямом финансировании инновационной деятельности. Учитывая ряд проблем в развитии инновационной сферы Беларуси, следует отметить, что государственная финансовая поддержка является обязательным условием создания благоприятной сферы для существования венчурного бизнеса. Отечественные исследователи, подчеркивая важность нефинансовых методов стимулирования венчурного капитала, много внимания уделяют необходимости развития в Беларуси специализированных фондовых бирж и вторичного фондового рынка. Однако практика показывает, что простое развитие фондового рынка в странах с центральной ролью банков не всегда дает ожидаемый результат. С другой стороны, часть специалистов, особенно зарубежных, склонны считать, что Беларусь на сегодня не обладает таким инновационным потенциалом, чтобы в недалеком будущем выйти на фондовый рынок.

Исходя из анализа  норм действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь, в качестве организационно-правовых форм венчурных фондов на сегодняшний день могут выступать все существующие формы хозяйствования. Тем не менее, по мере развития в республике венчурного предпринимательства, может возникнуть необходимость закрепления в Гражданском кодексе такого вида юридического лица, как венчурный фонд, в качестве самостоятельной организационно-правовой формы субъектов хозяйствования [26, с.35].

Важным вопросом в условиях современной Беларуси является формирование необходимой правовой базы, с одной стороны, регламентирующей порядок осуществления венчурной деятельности, а с другой — стимулирующей потенциальных инвесторов к участию в ее осуществлении. В этой связи представляется целесообразным разработать и принять на государственном уровне закон “О венчурной деятельности и мерах государственной поддержки ее осуществления”. В указанном нормативном правовом акте следует законодательно закрепить:

  • основополагающие понятия, связанные с венчурной деятельностью (венчурный фонд, венчурная организация, венчурное финансирование, венчурный инвестор);
  • концептуальные основы, принципы, основополагающие характеристики национальной модели венчурного финансирования, место и роль в ней белорусского государства;
  • формы непосредственного государственного участия в механизме венчурного финансирования (в том числе, какие полностью государственные венчурные фонды следует создать, каким образом и в каких размерах государство будет принимать участие в формировании государственно-частных и частно-государственных венчурных фондов);
  • основные критерии инновационных проектов, при соблюдении которых возможно их финансирование из полностью государственных и государственно-частных венчурных фондов;
  • порядок проведения экспертизы инновационных проектов, финансирование которых предполагается осуществлять из средств полностью государственных и государственно-частных венчурных фондов;
  • создание государственных гарантийных фондов, которые позволят уменьшить риск финансирования венчурными фондами инновационных проектов и тем самым простимулируют их движение от более поздних этапов инвестирования к начальным;
  • меры государственной поддержки потенциальных венчурных инвесторов, в том числе иностранных (предоставление государственных гарантий, налоговых льгот);
  • меры государственной поддержки венчурных организаций, реализующих инновационные проекты, профинансированные венчурными фондами (прежде всего соответствующие налоговые льготы) [20].

Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. венчурные фонды и организации рассматривались как перспективные элементы национальной инновационной инфраструктуры. К сожалению, на сегодняшний день обозначенные программные положения носят декларативный характер, т.к. механизм венчурного финансирования пока не нашел реального воплощения в отечественной практике, а его формирование выступает в качестве одной из задач инновационной национальной политики [20].

В Беларуси единственной венчурной организацией является Белорусский инновационный фонд, который выделяет финансовые ресурсы под проекты, финансируемые за счет бюджета на возвратной основе.

Деятельность  Белорусского инновационного фонда, призванного  в соответствии с Уставом содействовать созданию и развитию в республике новых высокотехнологичных производств, пока не помогает активизировать новаторство. Это связано с тем, что его средства выделяются заявителю инновационного проекта исключительно на принципах долевого (до 50 % общей стоимости проекта) финансирования, а у инициаторов многих потенциальных проектов далеко не всегда имеются в наличии средства и ресурсы, требующиеся хотя бы для частичного финансирования.

На сегодняшний  момент за венчурное инвестирование в Беларуси отвечает Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ). Как отмечает председатель ГКНТ Игорь Войтов, «до конца 2011 г. главой государства может быть подписан Указ об организации венчурной деятельности». ГКНТ подготовлен и направлен на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь проект Указа Президента Республики Беларусь «О венчурных организациях в Республике Беларусь и внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» [11].

Создание системы  венчурного финансирования в Республике Беларусь направлено на формирование национальной инновационной системы, укрепление финансового рынка страны и соответствует мировым тенденциям инновационного развития. Создание правовых и организационных условий для развития венчурного финансирования и венчурного предпринимательства является одним из направлений по достижению целей реализации приоритетов инновационного развития Республики Беларусь. Положения и требования, установленные в проекте Указа, учитывают лучший мировой опыт развития венчурной деятельности в США, Европе, России и особенности развития законодательной базы и экономики Республики Беларусь.

Утверждаемое  согласно проекту Указа Положение  о венчурных организациях в Республике Беларусь, определяет особенности налогообложения венчурной деятельности и основные формы осуществления венчурной деятельности, механизмы создания и функционирования венчурных организаций. Кроме того, в проекте Указа предусмотрено придание Белорусскому инновационному фонду дополнительных функций – отдельных функций венчурной организации.

Информация о работе Венчурное финансирование: особенности в современных условиях