Взаимодействие бизнеса и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:59, реферат

Краткое описание

Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недоста-точной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности…………..……4
1.1.Понятие бизнеса и его функции……………………………………..…….4
1.2.Понятие власти и её функции……………………………………………..5
2. Этапы взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской России...…9
3. Модели взаимодействия власти и бизнеса……………………..……………11
Заключение…………………………………………………………………….…13
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

1999 - 2001 годы - период формирования  цивилизованных форм сбли-жения бизнеса и государства, на базе возрождения духовности, культуры, осознания того, что государство не может обойтись без бизнеса, и бизнес в условиях развития регулируемых рыночных отношений не может эффективно функционировать без государства.

Начало ХХI века можно  охарактеризовать как период развития взаимоотношений бизнеса и государства, формирования корпоративной социальной ответственности, создание экономически обоснованной социально-ориентированной налоговой политики, совершенствования форм социальных инвестиций бизнеса в развитие общества, становления корпоративного гражданства.

Таким образом, развитие взаимоотношений между бизнесом и государством является отражением усложнения экономических отношений  в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Модели взаимодействия власти и бизнеса.

 

Важное теоретическое  значение для практического развития социально ориентированных взаимоотношений бизнеса и власти имеет их моделирование.

Ясин Е. описывают 3-х  зонную модель взаимодействия власти и бизнеса, включающую относительно обособленные зоны их взаимодействия: белая, черная и серая.  

«Белая зона», охватывает формальные практики, такие как регулирование законодательством налоговых отношений, администра-тивного и экономического регулирования бизнеса (регистрации, лицензирования, контроля и принуждения к исполнению установленных норм и т.п.), конкурсы по распределению государственных заказов и т.п. Это зона отношений власти и бизнеса основывается на создании единых правил игры для всех предпринимателей и на неизбирательном их принуждении государством к выполнению данных правил в случае допущенных кем-либо нарушений.

«Черная зона» охватывает неформальные криминальные практики, прежде всего, коррупцию. Отношения  этой зоны основаны на индивидуальных корыстных интересах отдельного чиновника, а инструментом достижения интересов предпринимателя оказывается  взятка, вовлечение в бизнес чиновника.

«Серая зона» охватывает неформальные практики поборов с  бизнеса, непосредственно не связанные  с коррупцией и практики его неформального  торга с властью относительно условий функционирования конкретного  бизнеса. Отношения «серой зоны» основаны на заинтересованности сторон в выживании территории, инструментом достижения интересов предпринимателя становится добровольный или добровольно-принудительный взнос (в натуральной или денежной форме) в дофинансирование территории его размещения.

Другие исследователи  выделяет несколько основных моделей  взаимодействия власти и бизнеса:

-Модели «подавления» и «принуждения» предусматривают административное давление. Власть требует от бизнеса определенных вложений в реализацию ее социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль за деятельностью бизнеса.

-Модель «патронажа» предполагает компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти.

-Модель «невмешательства» власти. Власть не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой бизнесом.

-Модель «партнерства», в рамках которой представители власти и бизнеса достигли компромисса. В современных социально-экономических российских условиях является наиболее приемлемой, работающей по принципу «выгодно каждому - выгодно всем».

В рамках модели «партнерства»  между субъектами взаимодействия происходит взаимовыгодный обмен ресурсами. Как  власть, так и бизнес обладают ресурсами, доступ к которым может быть полезен  и выгоден другой стороне.

Власть располагает  экономическими, политическими, администра-тивными и информационными ресурсами, а бизнес в свою очередь - финансовым, экспертным и инновационным. В рамках партнерской модели обмен этими ресурсами является основой взаимодействия власти и бизнеса.

Таким образом, можно выделить функциональный и ресурсный подходы к взаимодействию бизнеса и власти.

 

 

Заключение

Население страны ждет решения  социальных проблем общества, как  от власти, так и бизнеса. Однако действующая система отношений  власти, бизнеса и общества не всегда оправдывают эти ожидания. Функция властных структур, заключающаяся в национальных преобразованиях сферы бизнеса, используется не достаточно эффективно и не обеспечивает формирование благоприятной организационной и экономической среды, определяющей правила функционирования бизнеса, хотя такие условия способствуют обеспечению достойной жизни народа и завоеванию Россией своего места среди сильных мировых держав.

Для России использование  социального партнерства стало  актуальным после перехода хозяйства на рыночную основу, с отделением бизнеса от государства. В России в настоящее время уже многое сделано для того, чтобы механизмы социального партнерства начали работать. Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития.

Анализ функций бизнеса  и власти, проведенный в работе, позволяет сделать вывод о  их неэффективности при отсутствии взаимно выгодных связей и взаимной зависимости между бизнесом и  властью.

В целом радует, что возможности для конструктивного взаимодействия государства и бизнеса действительно есть. В этом смысле очень точным кажется замечание профессора Южного федерального университета Александра Овруцкого, который однажды отметил, что этим двум общественным институтам необходимо равняться на герб России: цель у него одна, видение путей ее достижения разное, а единственная возможность полететь – обо всем договориться. Такое вот двуглавое взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат д.э.н. - М., 2007.
  2. Тематическая программа «Бизнес и государство». -- Ассоциация менеджеров. - 2003.- http://www.amr.ru.
  3. Туркин С., Симпосон С. Социальное измерение в бизнесе: бизнес, общество, власть. - М., 2001.
  4. Уколов В.Ф., Розенков Д.А. Взаимодействие бизнеса и государства в регионе.



Информация о работе Взаимодействие бизнеса и государства