Взаимодействие региональной и муниципальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 06:25, контрольная работа

Краткое описание

Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти – государственной и муниципальной – одна из самых острых проблем современного политического развития страны. Вопрос реформирования отношений между государственной и муниципальной властями занимает особое место. В нем отражаются основы, логика и смысл государственного устройства страны.

Содержание

1. Основные характеристики взаимодействия региональной и муниципальной власти 3
1.1. Проблемы взаимодействия региональной и муниципальной власти 3
1.2. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как форма муниципальной власти 5
1.3. Принципы и направления взаимодействия региональной власти и органов ТОС 7
2. Деятельность органов ТОС на территории Российской Федерации 9
ЛИТЕРАТУРА 13

Вложенные файлы: 1 файл

региональная_экономика.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение ВПО

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки специалистов

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

 

Региональная  экономика

 

 

Тема: «Взаимодействие региональной и  муниципальной власти»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  группы ФКзу-12 Слаута Е.А.

Проверила: Помулева Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск

2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные характеристики взаимодействия региональной и муниципальной власти 3

1.1. Проблемы  взаимодействия региональной и  муниципальной власти 3

1.2. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как форма муниципальной власти 5

1.3. Принципы и направления взаимодействия региональной власти и органов ТОС 7

2. Деятельность органов ТОС на территории Российской Федерации 9

ЛИТЕРАТУРА 13

 

1. Основные характеристики взаимодействия региональной и муниципальной власти

1.1. Проблемы взаимодействия региональной и муниципальной власти

Региональное  управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное  сотрудничество с территориальным  общественным самоуправлением, обеспечивающее стабильное и эффективное функционирование отдельных территорий и муниципальных образований в целом. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях главными являются: сотрудничество и взаимодействие, инициативы снизу, восприятие и результативность прямых связей. В системе регионального управления чрезвычайно важно оптимальное сочетание прямых и обратных связей, обеспечивающее его эффективность.

Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти – государственной и муниципальной – одна из самых острых проблем современного политического развития страны. Вопрос реформирования отношений между государственной и муниципальной властями занимает особое место. В нем отражаются основы, логика и смысл государственного устройства страны.

Для эффективного взаимодействия региональной и муниципальной власти необходимо четкое разграничение полномочий между всеми органами власти. Именно неопределенность полномочий и предметов ведения всех уровней публичной власти стала одной из основных причин, которые вызвали потребность в углублении административной и муниципальной реформ.

Сегодня существуют законодательные пробелы в отношении  регионов и муниципального уровня. Можно обнаружить очень серьезный  дисбаланс, как управленческий, организационный, на уровне муниципальных районов, так и во взаимоотношениях с исполнительной властью. Говоря о муниципальном уровне, это наличие двоевластия. В каждом муниципальном районе существует две должности: глава района с соответствующим аппаратом, и глава администрации района. При этом рядовому человеку и даже региональной власти очень трудно разобраться, кто реально является распорядителем тех или иных хозяйственных полномочий.

Новая практика для страны – чтобы местный уровень самоуправления брал на себя довольно ощутимые задачи и полномочия. Люди должны понимать, что во многом жизнь зависит от их собственных решений, они должны поверить в собственные силы, должны иметь механизмы для реализации такого рода задач и нести ответственность, по крайней мере, сами перед собой. Здесь главной проблемой является не законодательство, которое будет совершенствоваться, а отсутствие во многих муниципалитетах экономической базы для осуществления полномочий. Этот серьезный дисбаланс всегда приводит к тому, что из-за недостатка финансовых ресурсов теряется то, что можно назвать самостоятельностью, инициативой и творчеством.

Если рассматривать  программно-целевой подход, часто  муниципальный и региональный уровни не имеют одинаковых задач и, соответственно, это никак нормативно не закрепляется в виде целевых программ, в виде показателей, которые, составляли бы общее целое, характеризуя социальное и экономическое состояние политики региона.

В настоящее  время также очень важно увязать работу регионального и муниципального уровня на конкретных показателях. Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации. Таких существенных показателей – десятки, но они как раз являются отражением состояния экономической и социальной жизни в конкретном районе или целом регионе. Необходимо выходить на ежегодное соглашение, где эти показатели будут четко прописаны. Соглашения должны являться тем документом, на основании которого по итогам каждого года можно оценивать ситуацию, видеть динамику и принимать вместе с органами власти двух уровней решения, что делать дальше, включая и персональную оценку главы администрации района, который будет за все это отвечать. Все это надо делать на основе экспертных советов, включающих чиновников, депутатов, т.е. тех, кто входит в представительные органы, а также экспертов, ученых, специалистов, способных дать объективную оценку ситуации, которая могла бы стать основанием для принятия конкретных решений для развития данного муниципального района.

В настоящее  время можно назвать еще две  проблемы: квалификация и коррупция. Необходимо учить и готовить кадры  для муниципального уровня, чтобы руководители и специалисты могли решать такие разнообразные и сложные задачи. Второй вопрос – преодоление безответственности, а порой и серьезных злоупотреблений, которые сложились за последние годы на разных уровнях власти.

1.2. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как форма муниципальной власти

Основными задачами местного самоуправления являются обеспечение  жизнедеятельности муниципальных  образований и обслуживание повседневных потребностей людей. На этом уровне государственное управление должно проявлять себя в гораздо меньшей степени, чем федеральном и региональном. Здесь в большей степени должны проявляться общественные и самодеятельные начала, особенно на низовом, первичном уровне (ТОС).

Взаимодействие  органов государственной власти и территориального общественного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения.

Конституция России закрепила  организационную обособленность местного самоуправления (ТОС в том числе) от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни региона невозможно без налаженного механизма их взаимодействия. Большинство неудач в региональной экономике и социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм либо вообще не разработан, либо нет работает.

Очевидно, что вопросы  местного значения неотделимы от регионального  управления, не остаются и не могут остаться без влияния региональных органов.

В становлении и развитии ТОС главную роль играют органы государственной  власти субъектов Российской Федерации. Их взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, как  составной части местного самоуправления, с одной стороны, определяет эффективность реализации региональной политики — решения экономических, политических и социальных проблем развития территорий, муниципальных образований и субъекта в целом. С другой стороны, оно обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя, через решение вопросов местного значения, реализации государственных и региональных задач: укрепление основ демократии, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей населения, реализация мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы в регионе, подготовка кадров для муниципальных органов.

Становление и развитие территориального общественного самоуправления в  регионе означает, что власть видит  в нем особый социальный институт, обладающий большими возможностями.

 

1.3. Принципы и направления взаимодействия региональной власти и органов ТОС

Взаимодействие региональных органов государственной власти и органов территориального общественного  самоуправления базируется на основе следующих принципов:

  • законности;
  • сочетания интересов населения территории, муниципального образования и субъекта в целом;
  • самостоятельности органов территориального общественного самоуправления в пределах их полномочий;
  • взаимного согласия органов государственного и муниципального управления и органов территориального общественного самоуправления при выработке совместного решения;
  • обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами деятельности и инициатив ТОС;
  • добровольности заключения договоров и соглашений;
  • взаимной ответственности,
  • гласности.

Исходя из характера  и содержания полномочий региональной власти можно выделить следующие  основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов территориального общественного самоуправления:

  • правовое регулирование организации и деятельности территориального общественного самоуправления и контроль исполнения соответствующего законодательства;
  • разработка и принятие региональной программы развития территориального общественного самоуправления;
  • совершенствование разграничения компетенции органов государственного и муниципального управления, и муниципальных органов и органов территориального общественного самоуправления;
  • обеспечение финансово-экономической основы территориального общественного самоуправления;
  • содействие сохранению и развитию местных традиций;
  • защита прав граждан на осуществление территориального общественного самоуправления.

Под защитой  прав граждан на ТОС понимается обязательство региональных и муниципальных органов власти и должностных лиц не препятствовать законной деятельности территориальных самоуправленческих структур и правовыми средствами защищать данную сферу местного самоуправления.

Взаимодействие органов государственной власти и органов территориального общественного самоуправления субъекта осуществляется в следующих организационных формах:

  • главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и территориального общественного самоуправления;
  • для решения различных вопросов создается совет по ТОС при губернаторе;
  • в целях финансового поощрения развития важных направлений деятельности ТОС в регионе создается комиссия по распределению грантов;
  • по вопросам, касающимся всех ТОС данного региона, возможна совместная работа через ассоциацию ТОС, для чего ей придается необходимый статус.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Основные проблемы эффективного взаимодействия между  двумя уровнями власти - государственной  и муниципальной – отсутствие четкого разграничения полномочий между всеми органами власти (двоевластие); отсутствие во многих муниципалитетах экономической базы для выполнения полномочий; отсутствие практики оценки деятельности властей регионального и муниципального уровня на взаимоувязанных конкретных показателях; квалификация кадров и коррупция.

 

2. Деятельность органов ТОС на территории Российской Федерации

При характеристике практики создания и деятельности органов  территориального общественного самоуправления в масштабах РФ необходимо отметить, что на государственном уровне обобщение практики организации ТОС не проводилось. Единственным исключением является Доклад Министерства Регионального развития Российской Федерации «Об организации территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Российской Федерации».

Доклад был подготовлен  в рамках парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления». Слушания состоялись в июне 2009 года, информация систематизирована на 2009 год.

По данным доклада, территориальное  общественное самоуправление в той  или иной степени осуществляется в 64 субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, в таких субъектах как Курская область, Московская область, Республика Коми, Калмыкия, Дагестан, Мордовия, Тыва, Саха (Якутия), Пензенская область, Магаданская область, Забайкальский край, Чукотский автономный округ территориальное общественное самоуправление вообще не развивается – не зарегистрировано ни одного устава.

Информация о работе Взаимодействие региональной и муниципальной власти