Взаимодействие финансового и реального секторов экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является показать особенности применения инструментов макроэкономического регулирования с учётом взаимосвязи денежного и товарного рынков в модели IS-LM.

Содержание

Введение 3


1 Характеристика финансового и реального секторов экономики 5

2 Формы взаимодействия финансового и реального секторов
экономики 16

3 Процесс формирования институциональных основ финансового
и реального секторов экономики Беларуси 23


Заключение 37


Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие финансового и реального секторов экономики_ Потехина.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 09.03.2012

Данные таблицы 3.4. свидетельствуют о снижении доли продовольственных товаров в объёме розничного товарооборота.

Таблица 3.4 – Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объёме розничного товарооборота (в %)

Показатель

год

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Продовольственные

62,7

60,7

53,7

51,8

51,1

49,4

51,1

50,1

51,4

Непродовольственные

37,3

39,3

46,3

48,2

48,9

50,6

48,9

49,9

48,6

Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 09.03.2012

 

Сетевая розница уже является мощнейшим игроком рынка. Так, сеть «Соседи» - это 18 магазинов в Минске и Минской области. Сеть универсамов «Рублевский» - это 21 магазин в Минске и планы по освоению регионов. Так, Международная финансовая корпорация планирует предоставить этой сети финансирование в размере $26 млн. на открытие 20 новых магазинов в Минске и регионах, а также на строительство складов и развитие логистического бизнеса. Большие планы и у сети «Евроопт». В целом, можно сказать, что перспективы у сетевого бизнеса весьма денежные, несмотря на увеличивающуюся конкуренцию, ведь обеспеченность торговыми площадями даже в Минске в 2 раза меньше, чем в Европе и тем более в США.

В Беларуси деловая ак­тивность поддерживает­ся участием государства в управлении хозяйственной деятельностью предприя­тий, в том числе и через до­ведение соответствующих прогнозных заданий. Кроме того, многие белорусские предприятия получают государственную финансовую поддержку. В стране прини­маются активные меры по сохранению минимального уровня безработицы и под­держанию доходов населе­ния на достаточно высоком уровне, что ограничивает возможности возникновения дефляционного сценария. В связи с этим для экономики нашей страны в настоящее время характерна инфля­ционная модель развития. Однако без принятия ак­тивных мер по преодолению кризисных явлений суще­ствует вероятность перехода к стагфляционной модели развития (инфляция плюс спад производства).

Любая экономическая модель развития пред­полагает воздействие на две составляющие: на совокуп­ный спрос и совокупное предложение. В дефляционной модели приоритет отдается стимулированию спроса. В инфляционной предполагает­ся, что для снижения цен не­обходимо увеличить предло­жение товаров, что позволит сбалансировать денежную массу и товарное предложе­ние. Поскольку для Беларуси в настоящее время характер­на инфляционная модель, то необходимо задействовать рычаги увеличения совокупного предложения.

На внешних рынках для Беларуси главный торговый партнер - Россия. На нее приходится более 47%: общего объема внеш­ней торговли страны и 32% экспорта. Анализ показыва­ет, что белорусская продук­ция теряет позиции на рын­ке Российской Федерации из-за следующих основных причин: снижения плате­жеспособности российских предприятий и нарастания дебиторской задолженности зарубежных потребителей белорусской продукции; снижения конкурентоспо­собности импортных товаров вследствие девальвации рос­сийского рубля. Удорожание импортной продукции сти­мулирует в России развитие импортозамещения. Кроме того, па этот процесс оказы­вает влияние снижение ми­ровых цен на многие виды экспортируемой белорус­ской продукции, рост стои­мости кредитных ресурсов, что приводит к удорожанию белорусских товаров.

По прогнозам Минэконо­мики  РФ,  вследствие этих факторов импорт   в Россий­скую Федерацию в 2009 г. со­кратится минимум на 16% .В условиях   снижения платежеспособности  российских предприятий при торговле с ними  целесоо­бразно развивать бартер­ные операции. Налоговым органам    нужно    отрабо­тать  методологию нало­гообложения таких опера­ций без введения запретов на них. Уместно восстановить вексельное обращение. Для  снижения остроты проблемы   взаимозачетов можно использовать переводные векселя надежных российских и белорусских банков.  Следует активизировать  лизинговые операции  с привлечением кредитных  ресурсов  рос­сийских и белорусских бан­ков, а также банков других стран, создавать совместные российско-белорусские факторинговые компании. Таким компаниям экспор­теры    будут    продавать товары со скидкой, а сами компании могли бы реализовывать их зарубежным потребителям   с  отсpочкой    оплаты   на    заранее оговоренных условиях. Ни межгосударственном уровне было бы целесообразно заключить договоры с Российской Федерацией по взаимному   участию   юридических лиц наших стран в распределении госзаказа и бюджетных тендерах. Не маловажно и развитие си­стемы долгосрочного кре­дитования хозяйственной деятельности  под  гаран­тии правительств Республики Беларусь  и Российской Федерации.

Важнейшим условием обеспечения конкуренто­способности белорусских товаров является снижение курса белорусского рубля. И здесь темпы должны быть не ниже, чем те, которыми про­исходит девальвация россий­ского рубля. Разовое двадца­типроцентное обесценение белорусского рубля смогли частично восстановить ценовую конкурентоспособность отечественных товаров на российском рынке, суще­ственно понизившуюся в ре­зультате проведенной в Рос­сии в конце 2008 г. и начале 2009 г. плавной девальвации российского рубля. В целях сохранения рублевых депозитов насе­ления в банках потребует­ся дальнейшее увеличение Нацбанком Беларуси ставки рефинансирования, что мо­жет усилить инфляционные тенденции. На это нужно пойти, в противном слу­чае может усилиться отток банковских депозитов на­селения и возрасти спрос на валюту, что сейчас весьма нежелательно [14, с. 20].

Плавная девальвация белорусского рубля стала важным фактором увеличе­ния сбыта белорусских то­варов на внутреннем рынке. Такая политика усилила так­же ориентацию белорусских потребителей на отечествен­ные товары и продукты, по­скольку импорт будет посто­янно расти в цене.

Наиболее эффективно «связывает» деньги населе­ния жилищное строительство. Кроме того, эта отрасль - одна из наименее импортоемких. Поэтому жилищное строительство нужно про­должать в основном за счет средств населения и банков­ских ресурсов, ограничив на период кризиса использова­ние бюджетных средств.

Целесообразно также сде­лать упор на развитие сферы услуг. У нас, например, слабо развиты и дороги Интернет, сеть общественного питания, где цены чрезмерно высоки, а качество низкое. Логисти­ческие центры не смогут эффективно работать до тех пор, пока не будут устране­ны очереди на границах. По мировым стандартам, неудо­влетворительно развита так­же сфера въездного туриз­ма, большинство объектов культурно-исторического прошлого Беларуси не вос­становлены, реклама нашей страны как туристической зоны за границей практиче­ски не ведется.

Несмотря на социальную направленность белорусской экономики, в условиях ми­рового финансового кризиса не следует стимулировать рост потребительского спро­са. Такая политика может усугубить ситуацию. У до­машних хозяйств в послед­нее время усилилась склон­ность к накоплению средств в свободноконвертируемых валютах. Прирост доходов населения может пойти на покупку валюты и создать серьезные проблемы при расчетах по привлеченным внешним кредитам.

Наша   промышленность на сегодняшний день явля­ется ключевой отраслью эко­номики: по итогам 2008 г. удельный вес в ВВП добав­ленной стоимости промыш­ленности   составил   28,1 % (36,2 трлн.  руб.). Она вы­ступает основной экспортоориентированной отраслью и приносит основную часть валютных поступлений [10, с. 24].

Наиболее перспективный путь повышения конкурен­тоспособности белорусской промышленности - тех­ническое перевооружение предприятий. Несмотря на активное обсуждение этой проблемы и некоторые шаги по ее решению, износ актив­ной части основных фондов в промышленности остает­ся высокий - более 70%. В связи с этим необходимо ак­тивно привлекать внешние инвестиции в отрасль и пере­распределять государствен­ные инвестиции в реальный сектор экономики с времен­ной приостановкой непроиз­водственных капитальных вложений.

Нужно также сделать упор на снижение мате­риалоемкости продукции: удельный вес материальных затрат в общих затратах про­мышленности (по данным мониторинга Национального банка) по итогам 9 месяцев 2008 г. составил 78,6%, а на валообразующих предприя­тиях - свыше 80% . Следует усовершенствовать механизм материального стимулирова­ния работников предприятий, направляя на премирование часть дохода, полученного от снижения затрат.

Во многих случаях отече­ственным предприятиям до­статочно сложно добиваться снижения материалоемкости из-за роста мировых цен на импортируемое сырье (доля использования импортного сырья, материалов и покуп­ных изделий в материальных затратах в промышленности составляет более 43";.). По­этому необходимо стимули­ровать выпуск новых видов продукции, ориентирован­ных на местную сырьевую базу, и осторожно подходить к организации крупных про­изводств, зависимых от им­порта сырья. При таком под­ходе производители будут в большей степени защищены от негативного влияния ко­лебаний мировых цен на ис­пользуемое сырье.

                              i

              IS              LM

 

 

 

                                                                 Беларусь (избыток товаров – недостаток денег)

 

 

 

              Y

 

              Рисунок 3.1 - Место Республики Беларусь в модели IS-LM

 

Система налоговых льгот должна стимулировать рост налоговой базы. Для этого необходима переориентация от социально-защитных к инвестиционно - стимулирующим льготам. Льготы, стимулирующие инвестиции в расширение и техническую реконструкцию производства, а также в прикладные и фундаментальные исследования, должны быть сохранены. Механизм налога на прибыль для осуществления им функции инвестиционного регулирования целесообразно дополнить льготами, аналогичными принятым в международной практике, в частности, инвестиционными и научно-исследовательскими налоговыми кредитами [2, с. 4].

              Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно:

              - определить приоритеты развития национальной экономики и проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор,

              - реформировать систему социальной защиты на основе перехода к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности. К группе приоритетной бюджетной поддержки относятся лица, имеющие ежемесячный доход меньше порога бедности пенсионеры, инвалиды, многодетные матери,

              - оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

В ближайшее время также целесообразно осуществить и другие меры по совершенствованию налоговой политики:

              - повысить роль ресурсных платежей. Для этого целесообразно усовершенствовать порядок взимания платы за землю и ввести единый налог на недвижимость, освободив от него активную часть основных производственных фондов,

              - упростить и сделать прозрачным налоговое законодательство. В условиях Республики Беларусь непоследовательность налоговой политики, неясность принятых законов и подзаконных актов, регулирующих налогообложение, ведут к их произвольной трактовке налоговыми органами;

              - повысить ответственность налоговых органов за обоснованность своих решений. Действия налоговых органов часто носят настолько необоснованный характер, что примерно треть исков к налоговым органам судебные инстанции вынуждены удовлетворять. Для повышения качества работы налоговых органов необходимо ввести конкретное материальное наказание их работников, допустивших необоснованное наложение штрафных санкций;

Информация о работе Взаимодействие финансового и реального секторов экономики