Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать особенности применения инструментов макроэкономического регулирования с учётом взаимосвязи денежного и товарного рынков в модели IS-LM.
Введение 3
1 Характеристика финансового и реального секторов экономики 5
2 Формы взаимодействия финансового и реального секторов
экономики 16
3 Процесс формирования институциональных основ финансового
и реального секторов экономики Беларуси 23
Заключение 37
Список использованных источников 39
Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 09.03.2012
Данные таблицы 3.4. свидетельствуют о снижении доли продовольственных товаров в объёме розничного товарооборота.
Таблица 3.4 – Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объёме розничного товарооборота (в %)
Показатель | год | ||||||||
1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Продовольственные | 62,7 | 60,7 | 53,7 | 51,8 | 51,1 | 49,4 | 51,1 | 50,1 | 51,4 |
Непродовольственные | 37,3 | 39,3 | 46,3 | 48,2 | 48,9 | 50,6 | 48,9 | 49,9 | 48,6 |
Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 09.03.2012
Сетевая розница уже является мощнейшим игроком рынка. Так, сеть «Соседи» - это 18 магазинов в Минске и Минской области. Сеть универсамов «Рублевский» - это 21 магазин в Минске и планы по освоению регионов. Так, Международная финансовая корпорация планирует предоставить этой сети финансирование в размере $26 млн. на открытие 20 новых магазинов в Минске и регионах, а также на строительство складов и развитие логистического бизнеса. Большие планы и у сети «Евроопт». В целом, можно сказать, что перспективы у сетевого бизнеса весьма денежные, несмотря на увеличивающуюся конкуренцию, ведь обеспеченность торговыми площадями даже в Минске в 2 раза меньше, чем в Европе и тем более в США.
В Беларуси деловая активность поддерживается участием государства в управлении хозяйственной деятельностью предприятий, в том числе и через доведение соответствующих прогнозных заданий. Кроме того, многие белорусские предприятия получают государственную финансовую поддержку. В стране принимаются активные меры по сохранению минимального уровня безработицы и поддержанию доходов населения на достаточно высоком уровне, что ограничивает возможности возникновения дефляционного сценария. В связи с этим для экономики нашей страны в настоящее время характерна инфляционная модель развития. Однако без принятия активных мер по преодолению кризисных явлений существует вероятность перехода к стагфляционной модели развития (инфляция плюс спад производства).
Любая экономическая модель развития предполагает воздействие на две составляющие: на совокупный спрос и совокупное предложение. В дефляционной модели приоритет отдается стимулированию спроса. В инфляционной предполагается, что для снижения цен необходимо увеличить предложение товаров, что позволит сбалансировать денежную массу и товарное предложение. Поскольку для Беларуси в настоящее время характерна инфляционная модель, то необходимо задействовать рычаги увеличения совокупного предложения.
На внешних рынках для Беларуси главный торговый партнер - Россия. На нее приходится более 47%: общего объема внешней торговли страны и 32% экспорта. Анализ показывает, что белорусская продукция теряет позиции на рынке Российской Федерации из-за следующих основных причин: снижения платежеспособности российских предприятий и нарастания дебиторской задолженности зарубежных потребителей белорусской продукции; снижения конкурентоспособности импортных товаров вследствие девальвации российского рубля. Удорожание импортной продукции стимулирует в России развитие импортозамещения. Кроме того, па этот процесс оказывает влияние снижение мировых цен на многие виды экспортируемой белорусской продукции, рост стоимости кредитных ресурсов, что приводит к удорожанию белорусских товаров.
По прогнозам Минэкономики РФ, вследствие этих факторов импорт в Российскую Федерацию в 2009 г. сократится минимум на 16% .В условиях снижения платежеспособности российских предприятий при торговле с ними целесообразно развивать бартерные операции. Налоговым органам нужно отработать методологию налогообложения таких операций без введения запретов на них. Уместно восстановить вексельное обращение. Для снижения остроты проблемы взаимозачетов можно использовать переводные векселя надежных российских и белорусских банков. Следует активизировать лизинговые операции с привлечением кредитных ресурсов российских и белорусских банков, а также банков других стран, создавать совместные российско-белорусские факторинговые компании. Таким компаниям экспортеры будут продавать товары со скидкой, а сами компании могли бы реализовывать их зарубежным потребителям с отсpочкой оплаты на заранее оговоренных условиях. Ни межгосударственном уровне было бы целесообразно заключить договоры с Российской Федерацией по взаимному участию юридических лиц наших стран в распределении госзаказа и бюджетных тендерах. Не маловажно и развитие системы долгосрочного кредитования хозяйственной деятельности под гарантии правительств Республики Беларусь и Российской Федерации.
Важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности белорусских товаров является снижение курса белорусского рубля. И здесь темпы должны быть не ниже, чем те, которыми происходит девальвация российского рубля. Разовое двадцатипроцентное обесценение белорусского рубля смогли частично восстановить ценовую конкурентоспособность отечественных товаров на российском рынке, существенно понизившуюся в результате проведенной в России в конце 2008 г. и начале 2009 г. плавной девальвации российского рубля. В целях сохранения рублевых депозитов населения в банках потребуется дальнейшее увеличение Нацбанком Беларуси ставки рефинансирования, что может усилить инфляционные тенденции. На это нужно пойти, в противном случае может усилиться отток банковских депозитов населения и возрасти спрос на валюту, что сейчас весьма нежелательно [14, с. 20].
Плавная девальвация белорусского рубля стала важным фактором увеличения сбыта белорусских товаров на внутреннем рынке. Такая политика усилила также ориентацию белорусских потребителей на отечественные товары и продукты, поскольку импорт будет постоянно расти в цене.
Наиболее эффективно «связывает» деньги населения жилищное строительство. Кроме того, эта отрасль - одна из наименее импортоемких. Поэтому жилищное строительство нужно продолжать в основном за счет средств населения и банковских ресурсов, ограничив на период кризиса использование бюджетных средств.
Целесообразно также сделать упор на развитие сферы услуг. У нас, например, слабо развиты и дороги Интернет, сеть общественного питания, где цены чрезмерно высоки, а качество низкое. Логистические центры не смогут эффективно работать до тех пор, пока не будут устранены очереди на границах. По мировым стандартам, неудовлетворительно развита также сфера въездного туризма, большинство объектов культурно-исторического прошлого Беларуси не восстановлены, реклама нашей страны как туристической зоны за границей практически не ведется.
Несмотря на социальную направленность белорусской экономики, в условиях мирового финансового кризиса не следует стимулировать рост потребительского спроса. Такая политика может усугубить ситуацию. У домашних хозяйств в последнее время усилилась склонность к накоплению средств в свободноконвертируемых валютах. Прирост доходов населения может пойти на покупку валюты и создать серьезные проблемы при расчетах по привлеченным внешним кредитам.
Наша промышленность на сегодняшний день является ключевой отраслью экономики: по итогам 2008 г. удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 28,1 % (36,2 трлн. руб.). Она выступает основной экспортоориентированной отраслью и приносит основную часть валютных поступлений [10, с. 24].
Наиболее перспективный путь повышения конкурентоспособности белорусской промышленности - техническое перевооружение предприятий. Несмотря на активное обсуждение этой проблемы и некоторые шаги по ее решению, износ активной части основных фондов в промышленности остается высокий - более 70%. В связи с этим необходимо активно привлекать внешние инвестиции в отрасль и перераспределять государственные инвестиции в реальный сектор экономики с временной приостановкой непроизводственных капитальных вложений.
Нужно также сделать упор на снижение материалоемкости продукции: удельный вес материальных затрат в общих затратах промышленности (по данным мониторинга Национального банка) по итогам 9 месяцев 2008 г. составил 78,6%, а на валообразующих предприятиях - свыше 80% . Следует усовершенствовать механизм материального стимулирования работников предприятий, направляя на премирование часть дохода, полученного от снижения затрат.
Во многих случаях отечественным предприятиям достаточно сложно добиваться снижения материалоемкости из-за роста мировых цен на импортируемое сырье (доля использования импортного сырья, материалов и покупных изделий в материальных затратах в промышленности составляет более 43";.). Поэтому необходимо стимулировать выпуск новых видов продукции, ориентированных на местную сырьевую базу, и осторожно подходить к организации крупных производств, зависимых от импорта сырья. При таком подходе производители будут в большей степени защищены от негативного влияния колебаний мировых цен на используемое сырье.
i
IS LM
Y
Рисунок 3.1 - Место Республики Беларусь в модели IS-LM
Система налоговых льгот должна стимулировать рост налоговой базы. Для этого необходима переориентация от социально-защитных к инвестиционно - стимулирующим льготам. Льготы, стимулирующие инвестиции в расширение и техническую реконструкцию производства, а также в прикладные и фундаментальные исследования, должны быть сохранены. Механизм налога на прибыль для осуществления им функции инвестиционного регулирования целесообразно дополнить льготами, аналогичными принятым в международной практике, в частности, инвестиционными и научно-исследовательскими налоговыми кредитами [2, с. 4].
Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно:
- определить приоритеты развития национальной экономики и проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор,
- реформировать систему социальной защиты на основе перехода к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности. К группе приоритетной бюджетной поддержки относятся лица, имеющие ежемесячный доход меньше порога бедности пенсионеры, инвалиды, многодетные матери,
- оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.
В ближайшее время также целесообразно осуществить и другие меры по совершенствованию налоговой политики:
- повысить роль ресурсных платежей. Для этого целесообразно усовершенствовать порядок взимания платы за землю и ввести единый налог на недвижимость, освободив от него активную часть основных производственных фондов,
- упростить и сделать прозрачным налоговое законодательство. В условиях Республики Беларусь непоследовательность налоговой политики, неясность принятых законов и подзаконных актов, регулирующих налогообложение, ведут к их произвольной трактовке налоговыми органами;
- повысить ответственность налоговых органов за обоснованность своих решений. Действия налоговых органов часто носят настолько необоснованный характер, что примерно треть исков к налоговым органам судебные инстанции вынуждены удовлетворять. Для повышения качества работы налоговых органов необходимо ввести конкретное материальное наказание их работников, допустивших необоснованное наложение штрафных санкций;
Информация о работе Взаимодействие финансового и реального секторов экономики