Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 16:03, курсовая работа
Материальной основой любой экономики является производство, которое представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. При этом совокупность природных, социальных и духовных сил, участвующих в создании товаров, услуг и иных ценностей, составляет источники или ресурсы производства.
Потребности у человека самые различные, а для удовлетворения этих потребностей существуют разнообразные блага.
Любой процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства, направлен на удовлетворение потребностей общества и индивидов. С расходованием ресурсов связаны все проблемы экономического развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность понятия «экономические блага» и их классификация……5
Глава 2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно……………………………………………………………………….….14
Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага…..19
3.1. Взаимодополняемые блага………………………………………………….19
3.2. Взаимозаменяемые блага……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………….……….……24
Список использованной литературы……………………….…………..……….26
При этом все блага делятся на нормальные и низшие.
К нормальным благам относятся те, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (дохода) потребителей, а низшие блага обладают противоположной закономерностью, т.е. при росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (классический пример — картофель и хлеб).
Свободные блага - это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, могут потребляться в неограниченном количестве. Например, свободным благом является воздух - человек свободно вдыхает его, даже не задумываясь об этом. Или солнечный свет в безоблачный день, или дождь в пасмурную погоду.
Блага могут быть свободными или экономическими - в зависимости от различных условий: местности и времени, в которых находится человек. Например, вода будет являться свободным благом на берегу реки и экономическим благом в пустыне. Благо «пение птиц» является свободным в весеннем лесу и экономическим в центре большого города. Свет будет свободным благом днем, но экономическим благом ночью.
Большинство известных нам благ являются экономическими по одной простой причине - эти блага человек придумал сам и нигде в природе их обнаружить нельзя. Эти блага требуют производства, для которого и существует хозяйство.
Причем развитие хозяйства самым прямым образом зависит от величины желаний населения потреблять различные блага. Если желания населения будут ограничены, то хозяйство будет развиваться только до того момента, пока все эти желания не будут удовлетворены, а после достижения этого момента развитие хозяйства остановится.
Но если желания людей будут неограниченны, все будет иначе. Когда окажется, что люди могут обеспечить себя всем, к чему стремились, им сразу или через некоторое время захочется чего-то большего. Людям захочется увеличить объем потребляемых благ, или же они просто будут придумывать новые блага. Из этого следует, что хозяйство будет постоянно развиваться в сторону все большего увеличения производства благ.
В любом случае, какими бы ни были вкусы населения, стремилось бы оно к большему приобретению различных благ или ограничивало себя только благами первой необходимости, существует некоторая общая структура потребностей человека.
Рис. 4. Группы потребности благ
Все блага можно разделить на несколько групп - в зависимости от потребности, которую они удовлетворяют.
Пища объединяет все продукты от самых необходимых (вода и хлеб) до приятных (торт и сок).
Одежда объединяет все вещи (от сапог до шапки), которые человек носит, для того чтобы «приспособить» себя к погодным условиям, или просто для красоты (платья, костюмы).
Жилище предназначено для создания микроклимата в небольшом пространстве (как и одежда, жилище поддерживает необходимую температуру и защищает от осадков).
Мебель включает в себя различные приспособления, которые обеспечивают удобное положение тела (стулья, кровати и т.д.) или удобное размещение вещей (шкафы, тумбочки и т.д.).
Транспорт включает в себя овсе приспособления, которые помогают человеку перемещаться в пространстве - велосипеды, автомашины, поезда, самолеты и т.д.
Духовные блага включают все блага, которые используются человеком для приятного или интересного времяпровождения - книги, журналы, кинофильмы, музыка, туристические поездки и т.д.
«Орудия потребления» объединяют множество мелких, средних и крупных благ, предназначенных для выполнения тех или иных операций (расческа, столовые приборы, пылесос и т.д.). Во многих случаях «орудия потребления» помогают потреблять другие блага (например, с помощью ножа мы можем нарезать хлеб). Все вышеперечисленные блага могут быть предметом желаний нашего воображаемого населения.
Глава 2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно
Блага бывают прямые и косвенные. Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага.
Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.
Прямые (потребительские) блага -
это готовые для потребления блага.
1. Товары личного потребления — удовлетворяют базовые
потребности непосредственно (еда,
одежда, автомобили, мебель и др.).
2. Личные услуги — выступают в виде
услуг врача, учителя, адвоката, мастера
в салоне.
Косвенные (производственные) блага - блага, используемые в процессе производства.
2. Производственные услуги — выступают в виде информационного обеспечения производства, банковских, торговых, страховых, транспортных и др. видов услуг.
Для получения недостающих потребительских благ, нужны косвенные экономические блага - ресурсы. Если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме. Но ресурсов, недостаточно для удовлетворения всех потребностей, то есть для производства необходимых благ. Ограниченность благ зависит от ограниченности ресурсов, используемых для создания данных благ. Если ресурсы абсолютно ограничены, то и блага из этих ресурсов мы не сможем производить вечно. Например, если запасы нефти ограничены, то и бензин невозможно будет произвести, когда кончится нефть. К тому же потребности общества постоянно растут, следовательно, и бензина будет требоваться больше. Но не исключено, что люди найдут другой ресурс, для получения топлива (имеется в виду неизвестный в настоящее время), запасы которого будут менее ограничены, чем запасы нефти. Если же ресурсы относительно ограничены, если они способны к возобновлению, то и количество благ, получаемое из этих ресурсов, будет относительно ограничено, а не абсолютно.
Между потребностями и благами существует противоречие. Обычно потребности считают безграничными, а блага ограниченными. Данное противоречие наиболее фундаментальное в общественной жизни. Оно действует различно в зависимости от типа природопользования, способа удовлетворения потребностей. Особенно остро оно в условиях рынка. Такая противоречивая трактовка потребностей и благ фантомная, т.е. является предельной идеализацией. Ограниченность основных благ является причиной необходимости их распределения, изучения поведения людей при выборе ими тех или иных благ, что и становится объектом экономической науки (причиной ее возникновения). Уровень обеспечения благами определяет уровень счастья человека. Бедность, нищета свидетельствуют о недостатке благ. Их достаток благосостояние порождает богатство, а в условиях рынка богатство приобретает форму капитала. Редкость природных веществ характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкие предметы могут быть изобильными ввиду того, что они не нужны людям. Широко распространенные ресурсы могут быть ограниченными по сравнению с потребностями общества в них. В настоящее время обществу приходится задумываться даже о достаточности кислорода в воздухе для обеспечения нормальной жизни. Тем более это касается других ресурсов. Недостаточность благ стала причиной возникновения экономической науки. Ограниченность ресурсов существовала всегда. В условиях рынка она принимает форму дефицита недостатка товаров по сравнению со спросом на них. Дефицит общая проблема, с которой сталкиваются как богатые, так и бедные страны. Острота дефицита, конечно, может быть различной: кому-то не хватает хлеба, а другим черной икры на хлеб. Дефицитом могут быть сами ресурсы, но, чаще всего, дефицитом оказывается средство для их приобретения. Дефицитность благ ведет к дискриминации определенных потребителей созданию условий, при которых они не потребляют эти блага.
Наиболее существенные и устоявшиеся причинно-следственные и функциональные взаимосвязи между потребностями и ресурсами, потреблением и производством отражаются экономическими законами. Наиболее важное значение имеют: закон возвышения потребностей, закон экономии времени, закон редкости, закон возрастающих вмененных издержек производства, законы убывающей предельной полезности и предельной производительности, законы спроса и предложения.
Сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».
Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.
Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.
Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.
Потребительские блага – это блага «первого порядка», но для их изготовления употребляются блага второго порядка, третьего и еще более высоких порядков. Потребительские блага сами наделяют ценностью и те производственные ресурсы, или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядка сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы могли появиться на свет те первоочередные блага. В этой идеи заключается знаменитая теория вменения Австрийской школы. Ценность вменяется производственными благами в силу их нужности для существования потребительских благ (сегодня экономисты называют последнее предметами конечного потребления).
Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага
3.1. Взаимодополняемые блага
Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только в комплексе друг с другом.
Это блага (товары или услуги), которые потребитель не может использовать по отдельности. Например, лыжи совершенно бесполезны, если к ним нет креплений. В тетради мы пишем ручкой, в чай сыплем сахар, а автомобиль - не поедет без бензина.
«Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.»[1, 31с.]
«Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.»[1, 31с.]
Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. (Рис.1.) График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной линией. Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага Х и У.поэтому предельная норма замещения равна 0.
Рис1.
При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной – нет. (Рис.2.). Зоной замещения служит отрезок кривой от точки С до точки D. Если два продукта взаимодополняемые, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Информация о работе Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага