Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:01, реферат
Протокол о присоединении Украины к Марракешскому соглашению о создании ВТО был подписан в Женеве 5 февраля 2008 года. 16 апреля 2008 года правительство Украины одобрило вышеуказанный Протокол. Согласно условиям подписания, Протокол вступает в силу 16 мая 2008 года. Таким образом, 16 мая считается официальной датой вступления Украины в ВТО.
За 14 лет переговоров по вопросу о членстве в ВТО Украина прошла сложный путь экономических и структурных реформ, трансформации от административно-плановой до рыночной экономики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.И.ВЕРНАДСКОГО
Экономический факультет
Эссе по предмету
Международное государственное регулирование Украины
«Взаимоотношения Украины и ВТО»
Выполнила:
студентка группы 402 – МТ
Кузнецова А.Н.
Проверил:
к.г.н., доц.
Кузнецов Михаил Михайлович
Симферополь, 2014
Актуальность: В настоящее время практически все страны мира в той или иной степени вовлечены в процесс глобализации. В развивающейся системе связей между отдельными национальными хозяйствами важной точкой пересечения является внешняя торговля[1].
Украина вела переговоры о вступлении в ВТО более 14 лет. Перспектива членства в ВТО стала реальной в конце 2007 года. 14 ноября Украина подписала двухсторонний протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг с Кыргызстаном, а 20 ноября – последний, 51-й по счету, двусторонний протокол со Вьетнамом. 27 ноября Европейский союз выдвинул последнее требование относительно вступления Украины в ВТО. Для того чтобы стать 152-м членом этой организации, Киеву необходимо было выполнить требование относительно пересмотра регуляции по экспортной пошлине. В ходе переговоров сторонам удалось достичь компромисса: Украина, в частности, согласилась ограничить количество существующих экспортных пошлин, и не повышать их в будущем[4].
Основная часть: Протокол о присоединении Украины к Марракешскому соглашению о создании ВТО был подписан в Женеве 5 февраля 2008 года. 16 апреля 2008 года правительство Украины одобрило вышеуказанный Протокол. Согласно условиям подписания, Протокол вступает в силу 16 мая 2008 года. Таким образом, 16 мая считается официальной датой вступления Украины в ВТО.
За 14 лет переговоров по вопросу о членстве в ВТО Украина прошла сложный путь экономических и структурных реформ, трансформации от административно-плановой до рыночной экономики[3].
Были завершены двусторонние переговоры о доступе к рынкам товаров и услуг с 52 странами-членами ВТО, принято более 50 законов, необходимых для адаптации украинского законодательства к требованиям Всемирной торговой организации.
Украина должна была выплатить с момента обретения членства в организации в мае и до конца 2008 г. 350 тыс. швейцарских франков членского взноса вместе с одноразовым взносом в рабочий фонд ВТО[2].
Согласно ст.16 Марракешского соглашения об основании ВТО, каждая страна должна обеспечить соответствие своих законов, правил и административных процедур ее обязательствам, предусмотренным соглашениями ВТО.
С этой целью в части законодательного обеспечения процесса вступления Украины в ВТО Верховной Радой Украины на протяжении 2002-2007 гг. в целом было принято 58 законов. Некоторыми обязательствами Украины предусмотрены определенные переходные периоды[4].
В настоящие время можно выделить следующие преимущества и недостатки вступления Украины в ВТО. ( рис.1)
Рисунок 1. Положительные и отрицательные последствия вступления в ВТО для Украины. Источник [2]
Обязательства Украины
Ценовой контроль. Правительство не имеет права устанавливать минимальные цены на импортные товары. Ценовая политика государства должна учитывать экспортные интересы стран-членов ВТО, в частности, тарифы государственной компании "Укрзалiзниця" не могут быть дискриминационными.
Внутренне налогообложение. Запрещено дискриминационное налогообложение импортных товаров[1].
Интеллектуальная собственность. Украина обязана присоединиться и выполнять все условия ACCORD TRIPS – соглашения по торговым аспектам интеллектуальной собственности.
Санитарные и фитосанитарные ограничения импорта. Украина обязана присоединиться к международным соглашениям, обязывающим не препятствовать ввозу мяса и мясопродуктов, при производстве которых использовались гормональные препараты[3].
Импортные пошлины. Снижение среднего размера пошлин на промышленные товары с 6,7 до 4,95%, сельхозпродукцию – с 21 до 10,66%
Количественные ограничения импорта. Украина не может ограничивать квотами импорт продукции без согласования с ВТО. Отмена запрета на импорт автобусов, грузовиков, автомобилей старше 8 лет.
Экспортные пошлины и ограничения. Снижение пошлин на семена масличных, лом черных и цветных металлов, живой скот, кожу. Отмена запретов и ограничений на экспорт зерновых и лома цветных металлов. Отказ от минимальных экспортных цен[2].
Правила стандартизации. В Украине устанавливается приоритет международных стандартов перед национальными. Кроме того, к 2012 г. все технические стандарты должны были быть приведены в соответствие с международными нормами.
На основании приведенных выше фактов, общий вывод кажется очевидным - никакого чуда, равно как и коллапса для отечественной экономики после вступления в ВТО не будет. Последствия ощутили на себе только узкие сектора [1].
Конечно, вступив в ВТО, украинское правительство не в последнюю очередь преследовала политические цели, решение которых зависит от отношений с США и Евросоюзом. Поэтому некоторые вопросы по доступу иностранных компаний на украинский рынок были решены не совсем так, как хотелось бы отечественным участникам соответствующих рынков.
Хотя холодный душ, который обрушился на отдельные сегменты и отрасли экономики, повлекли за собой временный рост социальной напряженности, участие Украины в ВТО обеспечивает экономический рост, повышение эффективности всех отраслей, увеличение предложения товаров и услуг, в особенности для потребительского сектора[4].
В то же время понятно, что большинство граждан волнует не политическая сторона дела. Им важны вопросы потребительские: не монополизируют ли рынок отдельные игроки, не заполнят ли прилавки, генетически модифицированные продукты, как изменятся цены на автомобили, улучшатся ли условия кредитования, насколько качественными будут банковские и страховые услуги[3]?
Следует также отметить, что для того чтобы на равных с другими членами ВТО использовать торгово – политический инструментарий, Украине пришлось форсировать проведение следующих мероприятий:
• приложить максимум усилий к созданию полноценного рынка факторов производства, включая рынки капиталов, труда и земли, а также развитых систем кредитования, страхования, лизинга, национальной инновационной системы;
• постоянно работать на улучшением делового климата в стране, повышением ее инвестиционной привлекательности;
• создать максимально доступную систему информации о положении на украинском и мировом товарных рынках, о соблюдении нормативов ВТО в других странах – членах;
• восстановить практику системного и долгосрочного прогнозирования национальной экономики, основанную на постоянном мониторинге и периодической корректировке отраслевых и макроэкономических прогнозов;
• обеспечить подготовку специалистов, способных использовать правовые нормы ВТО и действующую в ней систему разрешения споров для отстаивания интересов Украины[2].
Сам факт членства не гарантирует автоматического получения выгод, их реализация зависит от целого ряда условий, на многие из которых государство не может оказать заметного влияния.
От того, в какой мере Украина сумеет проводить эффективную экономическую политику, в максимальной степени использующую механизмы ВТО, будет зависеть результат последствий присоединения[1].
Вывод: К основным положительных последствий присоединения Украины к ВТО можно отнести рост объемов экспорта и оживление производства в определенных отраслях экономики. Такой рост будет следствием уменьшения тарифных и нетарифных ограничений для украинских товаров на мировых рынках и расходов на транспортировку товаров национального происхождения, учитывая свободу транзита товаров по территории стран - членов ВТО[4].
Другим положительным моментом является то, что отечественные предприятия стали участниками международной торговли на более стабильных и предсказуемых условиях, имея при этом доступную информацию относительно законодательства и правил в области торговли в других странах. Создание таких условий будет следствием распространения на отечественные предприятия принципов, норм и стандартов ВТО[2].
Кроме того, отечественные производители получат облегченный доступ к мировым рынкам товаров, услуг, технологий и капиталов, а иностранные компании - до рынков сбыта в Украине. Все это будет дополнительным стимулом для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и внедрения ими новых технологий.
Правительство Украины имеет возможность использования международных мер защиты внутреннего рынка. Это, в частности, применения антидемпинговых и компенсационных мер защиты внутреннего рынка от субсидируемого экспорта и введения временных ограничений импорта с целью выравнивания платежного баланса[1].
Со вступлением Украины в ВТО связаны также негативные последствия. Так, с целью вступления в ВТО Украина должна уменьшить тарифные и нетарифные ограничения, применяемые для защиты внутреннего рынка, с одновременным сокращением государственной поддержки для отдельных отраслей национальной экономики (сельское хозяйство, автомобилестроение). Вследствие этого отечественные предприятия во многих случаях вынуждены будут действовать в условиях жесткой конкуренции. Кроме того, либерализация торгового режима Украины увеличит зависимость национальной экономики от состояния мировой экономики.
Таким образом, по количеству и значимости для Украины преобладают положительные последствия присоединения к ВТО. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что в отдельных отраслях и секторах экономики может состоять разное соотношение позитивных и негативных последствий вступления в ВТО[3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: