Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:50, реферат
Целью работы является исследование взаимосвязи экономических и культурных процессов в России в XIX в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o Выявить особенности экономических процессов в России в XIX в.;
o Определить аспекты культурных процессов в России в XIX в.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ В XIX В. 4
2. АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ В XIX В. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Денежная реформа С.Ю. Витте. Наиболее значимым событием в финансовой политике пореформенного периода стала денежная реформа министра финансов СЮ. Витте в 1895—1899 гг. Ее необходимость обусловли валась регулярным обесценением кредитных билетов, особенно во время войн, необходимостью привлечь иностранных инвесторов, которые были заинтересованы в получении прибыли в твердой валюте. В основе реформы лежал принцип классической политэкономии: ценность денег как товара определяется стоимостью денежного материала. Было решено перейти от серебряного монометаллизма к золотому монометаллизму, т. е. ввести в обращение золотой рубль и разменивать бумажные деньги только на золото. Предпосылкой к столь радикальному шагу послужило сосредоточивание Государственным банком значительных золотых запасов, образованных вследствие увеличения золотодобычи в России, накопления средств от экспорта хлеба и введения государственной винной монополии.
В 1895 г. Государственный банк стал разменивать золотые полуимпериалы (5 руб.) и империалы (10 руб.) на бумажные (кредитные) рубли по курсу один к полутора. Таким образом, правительство обесценивало кредитный рубль и отрывало золотые рубли от бумажных рублей. В 1897 г. на империала и полуимпериалах стали указывать стоимость монет в кредитных рублях: 15 руб. и 7 руб. 50 коп. соответственно. Это означало уменьшение золотого содержания монет на '/3, что было скрытой девальвацией. В 1897—1898 гг. стали чеканить новые империалы и полуимпериалы, весившие на '/3 меньше прежних монет. Одновременно с золотыми рублями в обращении находились серебряная монета номиналом в 25 и 50 коп., рубль и кредитные билеты.
Эмиссия
кредитных билетов
В результате реформы С.Ю. Витте прекратились колебания курса российской валюты, что способствовало активизации вложений отечественных и зарубежных инвесторов в промышленность, торговлю и банковский сектор. Золотой рубль стал одной из самых надежных денежных единиц мира. Он беспрепятственно обменивался на золото по первому требованию. Только в двух странах - России и Англии - золотое обеспечение бумажных денег превышало 100 %. В то же время экспортеры сельскохозяйственной продукции не приветствовали появление твердой валюты, которая увеличивала из-. держки производства и сокращала экспортную прибыль.
Только в годы Первой мировой войны из обращения исчезли золотые, серебряные и медные монеты, полностью замененные бумажными деньгами. К 1917 г. покупательная способность рубля стала равна 27 коп., что означало повышение, цен в четыре раза. Для пополнения казны использовались эмиссия, внутренние и внешние займы.. Внешний долг России за 1914-1917 гг. утроился, достигнув суммы 14 млрд руб. золотом. Перед Октябрьской революцией покупательная способность рубля снизилась до 6 коп.
2. Аспекты культурных процессов в России в XIX в.
Реформы народного образования стали неотъемлемой частью социального развития в 1860-х гг. «Положение о начальных и народных училищах» от 14 июня 1864 г. ввело, кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища, что способствовало «распространению первоначальных полезных знаний». Их учебные программы и преподавательский состав (земские учителя) выгодно отличались от казенных и церковно-приходских.
Согласно новому уставу гимназий и прогимназий (1864) средние учебные заведения (гимназии) были разделены на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Создавались прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В гимназии принимались дети из всех сословий и любого вероисповедания, но вводилась очень высокая плата за обучение. В классической гимназии изучались предметы гуманитарного направления, велась подготовка к поступлению в университеты. В реальных гимназиях готовили специалистов для промышленности и торговли, поэтому преподавали точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать только в высшие технические учебные заведения. В 1865 г. в стране насчитывалось 96 гимназий.
В 1871 г. был принят новый, более жесткий устав гимназий. В классических гимназиях срок обучения увеличивался до восьми лет, упразднялось преподавание естествознания. Реальные гимназии преобразовывались в реальные училища с шестилетним обучением. Согласно новому «Положению о начальных народных училищах» (1874) значительно усилился правительственный надзор за земской школой и учительским корпусом.6
К началу 1860-х гг. в 14 университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов. Новый университетский устав был утвержден 18 июня 1863 г. Восстанавливалось университетское самоуправление.
В 1858 г. появились женские гимназии. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допустили туда на правах вольных слушательниц на рубеже 1870—1880-х гг. В 1870-е гг. на частные средства были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В.И. Герье), Казани, Киеве и в Петербурге (проф. К.Н. Бестужев-Рюмин).
Образование. Значительные изменения произошли в сфере образования после того, как в 1882 г. либерального барона А.Н. Николаи сменил на посту министра просвещения ставленник Победоносцева и Д.А. Толстого И.П. Делянов. С 1884 г. церковноприходские школы перешли в ведение Синода, число этих школ росло: с 4,5 тыс. в 1882 г. до 32 тыс. в 1894 г. В 1891 г. Синоду были подчинены и вольные школы-грамоты, создаваемые по инициативе крестьянских сельских обществ. Главной задачей этих школ стало воспитание в духе православия. Однако в целом они способствовали росту грамотности населения страны. Несколько медленнее развивалось среднее образование, но и здесь число учащихся в мужских средних учебных заведениях с 1860-х до середины 1890-х гг. возросло в шесть раз и составило более 150 тыс. В женских гимназиях, епархиальных училищах и институтах обучалось 75 тыс. человек. В целях изменения социального состава учащихся средней школы И.П. Делянов в 1887 г. издал циркуляр «О кухаркиных детях», закрывший доступ к среднему образованию выходцам из низших сословий.
В области высшего образования политика правительства была направлена на формирование лояльной, благомыслящей и благонадежной интеллигенции, нужных государству научных и бюрократических кадров. После уничтожения в 1884 г. университетской автономии была восстановлена форменная одежда для студентов (1885), что облегчало наблюдение за ними. В 1886 г. был увеличен до одного года срок воинской службы для лиц, имеющих высшее образование. Возросла плата за обучение. С 1887 г. для поступления в университет требовалась справка «об образе мыслей и направлении». Правительство значительно снизило ассигнования университетам, и это ударило по научным исследованиям. В этот период открылся лишь один университет — в Томске (1888).
Из университетов были уволены знаменитые ученые-профессора (М.М. Ковалевский, В.Н. Семевский), а некоторые покинули высшую школу в знак протеста (И.И. Мечников).
Сильное беспокойство правительства вызывало женское высшее образование. В 1882 г. было ликвидировано женское медицинское образование (высшие врачебные женские курсы), а в 1886 г. полностью прекращен прием на все высшие женские курсы. В ограниченном составе возобновили работу только Бестужевские курсы в Петербурге.
В
распространении образования
Большую
культурно-просветительную
Наука. Вторая половина XIX в. богата новыми выдающимися открытиями русской науки. Труды И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866), «Физиология нервной системы» заложили основы отечественной физиологии, оказали большое влияние на развитие естествознания и материалистической философской мысли в России. В 1860-1880-е гг. биологом И.И. Мечниковым сделан ряд блестящих открытий, связанных с явлением фагоцитоза (защитными факторами организма). Он основал школу микробиологии и сравнительной патологии, вместе с А.О. Ковалевским заложил основы эволюционной эмбриологии. Естествоиспытатель-дарвинист К.А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений.
Величайшим открытием Д.И. Менделеева стал Периодический закон химических элементов (1869) — один из фундаментальных законов естествознания. Менделеев создал классический труд «Основы химии» (1869—1871). Разносторонний ученый, он сказал новое слово в химической технологии, физике, метрологии, гидродинамике, первым выдвинул идею подземной газификации угля, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел стратостат (1875).
Основоположником новой школы органической химии был A.M. Бутлеров. В 1861 г. он создал и обосновал теорию химического строения органических тел.
В области математики и механики огромное значение имело создание петербургским ученым П.Л. Чебышевым своей научной школы, получившей мировое признание разработками в области теории чисел, теории вероятностей и математического анализа.
Среди ученых-физиков выделяется имя А.Г. Столетова, автора классических исследований по теории магнетизма и электричества. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта (конец 1880-х гг.).
Мировую славу русским ученым принесли открытия в области электротехники. В 1872 г. А.Н. Лодыгин изобрел угольную лампу накаливания, а П.Н. Яблочков создал дуговую лампу без регулятора, получившую название «свеча Яблочкова», с 1876 г. применявшуюся для освещения улиц.
Крупнейший вклад в мировую науку сделали русские географы и путешественники. Руководитель Русского императорского географического общества П.П. Семенов-Тян-Шанский первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, организовал в 1870-1885 гг. ряд крупных экспедиций в Центральную Азию (под руководством Н.М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Н.Н. Миклухо-Маклай).
Общественные науки развивались в условиях пристального внимания и опеки со стороны правительства, использовавшего их для обоснования незыблемости существующего режима. И даже в этих условиях появлялись оригинальные научные работы: С.С. Гогоцким создан многотомный словарь «Философский лексикон»; опубликованы труды религиозного философа П.Д. Юркевича, славянофила К.Н. Леонтьева, философа и публициста Н.Н. Страхова («Мир как целое», 1872); историков М.П. Погодина, Н.Г. Устрялова («История царствования Петра Великого»). Этим представителям официального направления противостояли революционно настроенные оппозицио-неры А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, М.А. Ба-кунин.
Огромное значение для исторической науки имела, как уже отмечалось, созданная СМ. Соловьевым фундаментальная «История России с древнейших времен». С 1851 по 1879 г. он выпускал ежегодно по одному тому и успел довести изложение событий до 1775 г. Основанная на богатейшем архивном материале, «История» не утратила своего научного значения и в наши дни. Среди пореформенного поколения историков яркой фигурой был А.П. Щапов, изучавший церковный раскол и старообрядчество, земские соборы и общину. Крупный вклад в изучение русского языка внес филолог И.И. Срезневский.
1880-е — начало 1890-х гг. были ознаменованы блестящими достижениями русских ученых, прежде всего в сфере естественных наук. Выдающихся успехов достигла крупнейшая в России петербургская математическая школа П.Л. Чебышева. Среди ее учеников были А.А. Марков, автор исследований в области теории чисел, теории вероятностей и математического анализа, A.M. Ляпунов, получивший мировую известность своими трудами в области дифференциальных уравнений. Выдающийся математик СВ. Ковалевская была первой в мире женщиной, ставшей профессором и членом-корреспондентом Академии наук.
В
области воздухоплавания
В развитие астрономии значительный вклад внесли Ф.А. Бредихин, создавший теорию кометных форм и теорию происхождения метеоритных потоков, и его ученик А.А. Белопольский. Крупных успехов достигли русские машиностроители. И.А. Вышнеградский заложил основы теории автоматического регулирования. Изобретатель-самоучка Ф.А. Блинов в 1888 г. создал первый в мире гусеничный трактор.
Информация о работе Взаимосвязь экономических и культурных процессов в России в 19 веке