Взаимосвязь экономических и культурных процессов в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:50, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование взаимосвязи экономических и культурных процессов в России в XIX в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o Выявить особенности экономических процессов в России в XIX в.;
o Определить аспекты культурных процессов в России в XIX в.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ В XIX В. 4
2. АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ В XIX В. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

рус яз.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

       Денежная  реформа С.Ю. Витте. Наиболее значимым событием в финансовой политике пореформенного периода стала денежная реформа министра финансов СЮ. Витте в 1895—1899 гг. Ее необходимость обусловли валась регулярным обесценением кредитных билетов, особенно во время войн, необходимостью привлечь иностранных инвесторов, которые были заинтересованы в получении прибыли в твердой валюте. В основе реформы лежал принцип классической политэкономии: ценность денег как товара определяется стоимостью денежного материала. Было решено перейти от серебряного монометаллизма к золотому монометаллизму, т. е. ввести в обращение золотой рубль и разменивать бумажные деньги только на золото. Предпосылкой к столь радикальному шагу послужило сосредоточивание Государственным банком значительных золотых запасов, образованных вследствие увеличения золотодобычи в России, накопления средств от экспорта хлеба и введения государственной винной монополии.

       В 1895 г. Государственный банк стал разменивать  золотые полуимпериалы (5 руб.) и империалы (10 руб.) на бумажные (кредитные) рубли по курсу один к полутора. Таким образом, правительство обесценивало кредитный рубль и отрывало золотые рубли от бумажных рублей. В 1897 г. на империала и полуимпериалах стали указывать стоимость монет в кредитных рублях: 15 руб. и 7 руб. 50 коп. соответственно. Это означало уменьшение золотого содержания монет на '/3, что было скрытой девальвацией. В 1897—1898 гг. стали чеканить новые империалы и полуимпериалы, весившие на '/3 меньше прежних монет. Одновременно с золотыми рублями в обращении находились серебряная монета номиналом в 25 и 50 коп., рубль и кредитные билеты.

       Эмиссия кредитных билетов ограничивалась. Эмиссия до 600 млн руб. обеспечивалась золотом на 50 %, а выпуск свыше 600 млн руб. обеспечивался золотом рубль за рубль. Таким образом, эмиссия привязывалась к величине золотого запаса. Кредитные билеты имели номинал 500,100,25,10,5, 3,1 руб. До русско-японской войны и революции 1905—1907 гг. на золотую монету приходилось 46 % денежного оборота страны, а в денежной массе золото составляло 2/3. Позже количество кредитных билетов увеличилось.5

       В результате реформы С.Ю. Витте прекратились колебания курса российской валюты, что способствовало активизации вложений отечественных и зарубежных инвесторов в промышленность, торговлю и банковский сектор. Золотой рубль стал одной из самых надежных денежных единиц мира. Он беспрепятственно обменивался на золото по первому требованию. Только в двух странах - России и Англии - золотое обеспечение бумажных денег превышало 100 %. В то же время экспортеры сельскохозяйственной продукции не приветствовали появление твердой валюты, которая увеличивала из-. держки производства и сокращала экспортную прибыль.

       Только  в годы Первой мировой войны из обращения исчезли золотые, серебряные и медные монеты, полностью замененные бумажными деньгами. К 1917 г. покупательная способность рубля стала равна 27 коп., что означало повышение, цен в четыре раза. Для пополнения казны использовались эмиссия, внутренние и внешние займы.. Внешний долг России за 1914-1917 гг. утроился, достигнув суммы 14 млрд руб. золотом. Перед Октябрьской революцией покупательная способность рубля снизилась до 6 коп.

2. Аспекты культурных  процессов в России  в XIX в.

       Реформы народного образования стали  неотъемлемой частью социального развития в 1860-х гг. «Положение о начальных и народных училищах» от 14 июня 1864 г. ввело, кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища, что способствовало «распространению первоначальных полезных знаний». Их учебные программы и преподавательский состав (земские учителя) выгодно отличались от казенных и церковно-приходских.

       Согласно  новому уставу гимназий и прогимназий (1864) средние учебные заведения (гимназии) были разделены на классические и  реальные с семилетним сроком обучения. Создавались прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В гимназии принимались дети из всех сословий и любого вероисповедания, но вводилась очень высокая плата за обучение. В классической гимназии изучались предметы гуманитарного направления, велась подготовка к поступлению в университеты. В реальных гимназиях готовили специалистов для промышленности и торговли, поэтому преподавали точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать только в высшие технические учебные заведения. В 1865 г. в стране насчитывалось 96 гимназий.

       В 1871 г. был принят новый, более жесткий  устав гимназий. В классических гимназиях срок обучения увеличивался до восьми лет, упразднялось преподавание естествознания. Реальные гимназии преобразовывались в реальные училища с шестилетним обучением. Согласно новому «Положению о начальных народных училищах» (1874) значительно усилился правительственный надзор за земской школой и учительским корпусом.6

       К началу 1860-х гг. в 14 университетах  страны обучалось около 3 тыс. студентов. Новый университетский устав был утвержден 18 июня 1863 г. Восстанавливалось университетское самоуправление.

       В 1858 г. появились женские гимназии. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допустили туда на правах вольных слушательниц на рубеже 1870—1880-х гг. В 1870-е гг. на частные средства были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В.И. Герье), Казани, Киеве и в Петербурге (проф. К.Н. Бестужев-Рюмин).

       Образование. Значительные изменения произошли в сфере образования после того, как в 1882 г. либерального барона А.Н. Николаи сменил на посту министра просвещения ставленник Победоносцева и Д.А. Толстого И.П. Делянов. С 1884 г. церковноприходские школы перешли в ведение Синода, число этих школ росло: с 4,5 тыс. в 1882 г. до 32 тыс. в 1894 г. В 1891 г. Синоду были подчинены и вольные школы-грамоты, создаваемые по инициативе крестьянских сельских обществ. Главной задачей этих школ стало воспитание в духе православия. Однако в целом они способствовали росту грамотности населения страны. Несколько медленнее развивалось среднее образование, но и здесь число учащихся в мужских средних учебных заведениях с 1860-х до середины 1890-х гг. возросло в шесть раз и составило более 150 тыс. В женских гимназиях, епархиальных училищах и институтах обучалось 75 тыс. человек. В целях изменения социального состава учащихся средней школы И.П. Делянов в 1887 г. издал циркуляр «О кухаркиных детях», закрывший доступ к среднему образованию выходцам из низших сословий.

       В области высшего образования политика правительства была направлена на формирование лояльной, благомыслящей и благонадежной интеллигенции, нужных государству научных и бюрократических кадров. После уничтожения в 1884 г. университетской автономии была восстановлена форменная одежда для студентов (1885), что облегчало наблюдение за ними. В 1886 г. был увеличен до одного года срок воинской службы для лиц, имеющих высшее образование. Возросла плата за обучение. С 1887 г. для поступления в университет требовалась справка «об образе мыслей и направлении». Правительство значительно снизило ассигнования университетам, и это ударило по научным исследованиям. В этот период открылся лишь один университет — в Томске (1888).

       Из  университетов были уволены знаменитые ученые-профессора (М.М. Ковалевский, В.Н. Семевский), а некоторые покинули высшую школу в знак протеста (И.И. Мечников).

       Сильное беспокойство правительства вызывало женское высшее образование. В 1882 г. было ликвидировано женское медицинское образование (высшие врачебные женские курсы), а в 1886 г. полностью прекращен прием на все высшие женские курсы. В ограниченном составе возобновили работу только Бестужевские курсы в Петербурге.

       В распространении образования большое  значение имело развитие сети библиотек и читален. В 1894 г. насчитывалось 862 публичных и более 3000 земских библиотек. Видя в них очаги распространения «крамолы», правительство в 1888 г. в дополнение к цензурным ограничениям поручило министерству народного просвещения пересмотреть каталог книг, разрешенных для выдачи читателям.

       Большую культурно-просветительную работу проводили комитеты грамотности, музеи, научные общества (Географическое, Историческое, Вольное экономическое  и др.).

       Наука. Вторая половина XIX в. богата новыми выдающимися  открытиями русской науки. Труды И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866), «Физиология нервной системы» заложили основы отечественной физиологии, оказали большое влияние на развитие естествознания и материалистической философской мысли в России. В 1860-1880-е гг. биологом И.И. Мечниковым сделан ряд блестящих открытий, связанных с явлением фагоцитоза (защитными факторами организма). Он основал школу микробиологии и сравнительной патологии, вместе с А.О. Ковалевским заложил основы эволюционной эмбриологии. Естествоиспытатель-дарвинист К.А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений.

       Величайшим  открытием Д.И. Менделеева стал Периодический  закон химических элементов (1869) —  один из фундаментальных законов  естествознания. Менделеев создал классический труд «Основы химии» (1869—1871). Разносторонний ученый, он сказал новое слово в химической технологии, физике, метрологии, гидродинамике, первым выдвинул идею подземной газификации угля, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел стратостат (1875).

       Основоположником  новой школы органической химии  был A.M. Бутлеров. В 1861 г. он создал и обосновал теорию химического строения органических тел.

       В области математики и механики огромное значение имело создание петербургским ученым П.Л. Чебышевым своей научной школы, получившей мировое признание разработками в области теории чисел, теории вероятностей и математического анализа.

       Среди ученых-физиков выделяется имя А.Г. Столетова, автора классических исследований по теории магнетизма и электричества. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта (конец 1880-х гг.).

       Мировую славу русским ученым принесли открытия в области электротехники. В 1872 г. А.Н. Лодыгин изобрел угольную лампу накаливания, а П.Н. Яблочков создал дуговую лампу без регулятора, получившую название «свеча Яблочкова», с 1876 г. применявшуюся для освещения улиц.

       Крупнейший  вклад в мировую науку сделали  русские географы и путешественники. Руководитель Русского императорского географического общества П.П. Семенов-Тян-Шанский первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, организовал в 1870-1885 гг. ряд крупных экспедиций в Центральную Азию (под руководством Н.М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Н.Н. Миклухо-Маклай).

       Общественные  науки развивались в условиях пристального внимания и опеки со стороны правительства, использовавшего их для обоснования незыблемости существующего режима. И даже в этих условиях появлялись оригинальные научные работы: С.С. Гогоцким создан многотомный словарь «Философский лексикон»; опубликованы труды религиозного философа П.Д. Юркевича, славянофила К.Н. Леонтьева, философа и публициста Н.Н. Страхова («Мир как целое», 1872); историков М.П. Погодина, Н.Г. Устрялова («История царствования Петра Великого»). Этим представителям официального направления противостояли революционно настроенные оппозицио-неры А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, М.А. Ба-кунин.

       Огромное  значение для исторической науки  имела, как уже отмечалось, созданная СМ. Соловьевым фундаментальная «История России с древнейших времен». С 1851 по 1879 г. он выпускал ежегодно по одному тому и успел довести изложение событий до 1775 г. Основанная на богатейшем архивном материале, «История» не утратила своего научного значения и в наши дни. Среди пореформенного поколения историков яркой фигурой был А.П. Щапов, изучавший церковный раскол и старообрядчество, земские соборы и общину. Крупный вклад в изучение русского языка внес филолог И.И. Срезневский.

       1880-е  — начало 1890-х гг. были ознаменованы  блестящими достижениями русских ученых, прежде всего в сфере естественных наук. Выдающихся успехов достигла крупнейшая в России петербургская математическая школа П.Л. Чебышева. Среди ее учеников были А.А. Марков, автор исследований в области теории чисел, теории вероятностей и математического анализа, A.M. Ляпунов, получивший мировую известность своими трудами в области дифференциальных уравнений. Выдающийся математик СВ. Ковалевская была первой в мире женщиной, ставшей профессором и членом-корреспондентом Академии наук.

       В области воздухоплавания огромное значение имели опыты А.Ф. Можайского. В 1881 г. ему удалось построить, испытать и запатентовать первый в мире самолет. Русский электротехник  М.О. Доливо-Добровольский решил  проблему передачи электроэнергии по проводам и разработал систему трехфазного тока (1891). В.В. Докучаев после долгих исследований опубликовал работу «Русский чернозем» (1883), классический труд нового научного направления — почвоведения. Успешные исследования в области физической химии вел Н.Н. Бекетов. Продолжали развивать теорию химического строения ученики A.M. Бутлерова В.В. Марковников и A.M. Зайцев.

       В развитие астрономии значительный вклад  внесли Ф.А. Бредихин, создавший теорию кометных форм и теорию происхождения  метеоритных потоков, и его ученик А.А. Белопольский. Крупных успехов достигли русские машиностроители. И.А. Вышнеградский заложил основы теории автоматического регулирования. Изобретатель-самоучка Ф.А. Блинов в 1888 г. создал первый в мире гусеничный трактор.

Информация о работе Взаимосвязь экономических и культурных процессов в России в 19 веке