Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:15, контрольная работа
Занятость населения в настоящее время является одной из наиболее остро стоящих проблем современной России, а её поддержание – важнейшей задачей мировой экономической политики в целом, поэтому выбранная мною тема курсовой работы никогда не утратит своей актуальности.
Цель данной курсовой работы: подробное изучение и анализ ситуации, имеющей место быть на российском рынке труда, выявление причин, видов, уровня безработицы, её экономических и социальных издержек.
Введение
1. Причины и виды безработицы
2. Уровень безработицы в России
3. Экономические и социальные издержки безработицы
Заключение
Список использованных источников
Уровень безработицы, исчисленный
как отношение численности
В ноябре 2009г. по сравнению с октябрем численность безработных увеличилась на 0,3 млн.человек (на 5,0%), численность занятого населения снизилась на 0,5 млн.человек (на 0,8%). По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных была выше на 0,8 млн.человек (на 15,9%), численность занятого населения была ниже на 1,2 млн. человек (на 1,7%). Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в ноябре 2009г. составил 62,3%. (Приложение В).
Данные о безработных в стране по методологии МОТ и данные из служб занятости значительно расходятся – максимальная разница за 2009 год 7,9 млн.человек (Приложение Г).
Анализируя безработицу по полу и месту проживания, отмечу, что среди безработных по методологии МОТ доля женщин в ноябре 2009г. составила 47,6%, доля городских жителей - 67,9%, в ноябре 2008г. соответственно 45,2% и 62,5% (Приложение Д).
Относительно возрастного
состава безработных можно
В ноябре 2009г. среди безработных
доля лиц, срок пребывания которых в
состоянии поиска работы (безработицы)
не превышает 3-х месяцев, составила
28,8% и снизилась по сравнению с
ноябрем 2008г. на 6%. Доля безработных, ищущих
работу более 1 года в ноябре 2009г. по
сравнению с ноябрем 2008г. снизилась
и составила 32,0%. Среди сельских жителей
доля застойной безработицы
Большое значение при анализе уровня безработицы играет наличие опыта работы. В численности безработных 23,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности, - это 1,4 млн.человек. Эта группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17,1% - за счет молодежи до 20 лет, 50% - от 20 до 24 лет, 15% - 25-29 лет). В ноябре 2009г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 28,9%, а оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 21,3% (Приложение Ж).
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе (Приложение И).
В этой же главе я хотела бы упомянуть о прогнозе Минэкономразвития о темпах снижения безработицы в России в ближайшие годы. Итак, в 2010 году уровень безработицы составит 8,6 %, в 2011 году –8,2 %, а в 2012 году общее число безработных составит 7,7 %, т.е. 5,6 миллиона человек. С такими (довольно оптимистичными) прогнозами соглашаются сейчас большинство экспертов. В частности, на недавнем заседании комиссии по социально-трудовым отношениям представители правительства и профсоюзов заявили, что резких всплесков безработицы не ожидается (возможны лишь сезонные колебания). Стабилизацию на рынке труда можно вполне списать на счет антикризисных программ занятости. В этом году на них было израсходовано 37 миллиардов рублей, в следующем году затраты составят практически такую же сумму.
Подводя итог, стоит отметить,
что общий уровень безработицы
увеличился по сравнению с прошлым
годом. Доля женщин и городских жителей
среди безработных так же выросла.
Средний возраст безработных 2009г.
вырос почти на год. Однако, среди
безработных доля лиц, ищущих работу,
снизилась. Среди сельских жителей
доля застойной безработицы
Для полной статистической картины уровня безработицы за прошлый год я проанализировала данные службы занятости г.Коврова. С ними можно ознакомиться в таблице №2 и таблице №3.
Таблица№2.Экспресс-информация основных показателей деятельности по содействию занятости населения (общая по городу Коврову и Ковровскому району).Показатели Январь – декабрь 2008 года Январь – декабрь 2009 года
2009 г.
в %
к 2008 г.
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы 6969 9093 130,5
Из них признано безработными: 3519 6624 188,2
Нашли работу при содействии службы занятости 4516 4849 107,4
В том числе: учащиеся, желающие работать в свободное от учёбы время 809 666 82,3
Направлено на оплачиваемые общественные работы 247 756 306,1
Трудоустроено безработных из числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы 47 38 80,9
Трудоустроено безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников 7 9 128,6
Приступили к профобучению 230
Получили услуги по профориентации 4345 6580 151,4
Получили услуги по социальной адаптации 218 439 201,4
Получили услуги по психологической поддержке 129 130 100,8
Поступило заявок на свободные рабочие места 11848 6031 50,9
Количество заявок на конец отчётного периода (на 01 января) 829 892 107,6
На одну вакансию приходилось ищущих работу граждан (напряжённость) на конец месяца 2,66 2,7 101,5
Численность ищущих работу граждан, состоящих на учёте на конец отчётного периода (на 01 января) 2203 2446 111,0
Из них: численность безработных 1851
Из них: получают пособие по безработице 1615 2244 138,9
Уровень безработицы на конец
отчётного периода 1,6% 2,1%
Таблица №3.Сведения о предоставлении
государственных услуг в
женщины жители сельской местности жители монопрофильных городов
Численность безработных
граждан, состоящих на регистрационном
учёте на конец отчётного периода 2385
Из них по образованию:
Имеющие высшее проф. 451 256 15 12
Имеющие среднее проф. 598 332 57 40
Имеющие начальное проф. 613 244 87 40
Имеющие среднее (полное) общее 477 225 79 39
Имеющие основное общее 208 82 58 28
Не имеющие образования 38 16
Из них по возрасту:
16-17 лет 9 5 3
18-19 лет 77 48 8 5
20-24 лет 307 191 53 31
25-29 лет 289 147 33 19
Предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии) 198 112 26 8
По иным характеристикам:
Уволившиеся по собственному желанию 1019 437 114 64
Уволенные за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия 18 4 3
Уволенные в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) 258 156 46 33
Уволенные с военной службы 28 1 3 2
Уволенные с государственной гражданской службы 8 7 1
Освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы 13 3 2 1
Прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность 12 5 1 1
Отчисленные за виновные действия из числа направленных на профессиональное обучение
Выпускники учреждений:
высшего проф.образования 11 7 3
среднего проф.образования 35
начального проф.образования
Данные таблицы наглядно показывают состав и некоторые характеристики безработного населения, зарегистрированного в службе занятости г.Коврова на конец 2009 года. Мы можем видеть, что численность граждан, обратившихся в службу занятости за помощью в поиске работы, в 2009 году увеличилась в 1,3 раза по сравнению с 2008 годом. Однако, другие показатели (численность нашедших работу, трудоустроившиеся выпускники, услуги профориентации и др.) так же возросли, что говорит о положительной тенденции в области улучшения ситуации на рынке труда в городе.
3. Экономические и социальные издержки безработицы.
Повышение уровня безработицы означает, что общество фактически отказывается от всех тех товаров и услуг, которые могли бы произвести безработные. Потери в периоды высокой безработицы - это самые большие документируемые убытки в современной экономике. Они во много раз больше, чем потери на микроуровне вследствие, например, появления монополии.
К основным экономическим
издержкам безработицы
- прямые потери в личных доходах и снижение уровня жизни населения (а точнее, конкретных людей, ставших безработными, а также членов их семей);
- сокращение доходной
части федерального бюджета (
- недополученный выпуск
продукции (это отклонение
-рост затрат общества
на защиту работников от
Безработица по сути своей
является не просто отсутствием работы,
а серьезной экономическая
- маргинализацию общества, потерю квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у людей, оставшихся без работы;
-падение морали в обществе, а как следствие - распад семей, рост преступности;
-ухудшение физического
и психологического здоровья, увеличение
количества психических и
-обострение социальной
напряженности, общественные
Экономические издержки безработицы безусловно велики, но и внеэкономические просто огромны. Никакими материальными благами не выразить масштабы тех социально-психологических бедствий, которые происходят в периоды высокой и устойчивой вынужденной безработицы. Результаты научных исследований, проведенных в последние годы, подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Ученые обнаружили связь между безработицей и тюремным заключением. Изучение уголовных дел показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, а рецидивы объясняются отсутствием работы (о нежелании работодателей трудоустраивать бывших заключённых писалось выше). ает тех, кого считает обременительными.
Не вызывает сомнений, что в данной ситуации необходимы государственные меры, направленные на снижение уровня безработицы. И такие меры существуют. 22 Декабря 2009 г. в здании «ИТАР-ТАСС» в режиме он-лайн была проведена пресс-конференция с участием заместителя Руководителя Федеральной службы по труду и занятости Вовченко Алексея Витальевича. Тема конференции называлась «О ходе реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации». На конференции А.В.Вовченко отвечал на вопросы о государственной программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, утверждённой постановлением правительства РФ №289 от 31 декабря 2008 года. Вышеупомянутая программа предусматривает финансирование за счет федеральных средств региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на сокращение числа безработных. Прежде всего, это 4 основных блока:
- опережающее обучение;
- общественные временные работы;
- содействие в переезде в другую местность;
- содействие в самозанятости безработных граждан.
В целом все эти меры
направлены именно на тех работников,
которые находятся или