Виды монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:00, лекция

Краткое описание

Виды монополий:
1) Естественная возникает в том случае, когда конкурентная борьба либо неосуществима, либо снижает экономическую эффективность, например, все отрасли коммунального хозяйства, метрополитен, газ. Причина создания ест. монополии – инфраструктура. Например, единая газотранспортная сеть, железнодорожные пути, линии электропередач и др., деление которых невозможно.
2) Искусственная возникает и поддерживается с помощью внеэкономических методов (патенты (авторские права), лицензии от правительства), например, атомная энергетика или пример патента -Microsoft.
3) Экономическая возникает в ходе конкурентной борьбы и имеет временный характер. Существует два разновидности экономической монополии: 1. Производственная характеризуется крупными размерами фирм, которые достигаются накоплением капитала и централизацией капитала. 2. Технологическая характеризуется уникальной технологией производства продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Типы рыночных структур Лекция.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

Типы рыночных структур.

Рис. 1.  Типы рыночных структур

 

Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений.

Виды  монополий:

1) Естественная возникает в том случае, когда конкурентная борьба либо неосуществима, либо снижает экономическую эффективность, например, все отрасли коммунального хозяйства, метрополитен, газ. Причина создания ест. монополии – инфраструктура. Например, единая газотранспортная сеть, железнодорожные пути, линии электропередач и др., деление которых невозможно.

2) Искусственная возникает и поддерживается с помощью внеэкономических методов (патенты (авторские права), лицензии от правительства), например, атомная энергетика или пример патента -Microsoft.

3) Экономическая возникает в ходе конкурентной борьбы и имеет временный характер. Существует два разновидности экономической монополии: 1. Производственная характеризуется крупными размерами фирм, которые достигаются накоплением капитала и централизацией капитала. 2.  Технологическая характеризуется уникальной технологией производства продукции.

 

Довольно часто монополиями  практикуется ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара разным потребителям или их группам, а также одному и тому же потребителю в разных условиях по разным ценам. При этом различия в ценах не отражают различия в затратах на производство и доставку товара. Цель ценовой дискриминации – присвоение полностью или части излишка потребителя.

 

 

 

Сравнительная характеристика конкурентных рынков

 

Критерии

Совершенная  конкуренция

Несовершенная  конкуренция

Монополистическая  конкуренция

Олигополия

Монополия

Число  фирм

очень  много

много

несколько

одна

Размер  фирмы

 мелкие

мелкие  и  средние

средние  и  крупные

крупная

Тип  продукта

однородный

дифференцированный

однородный  или  дифференцированный

уникальный, т.к. не имеет близких заменителей

Контроль над  ценой

отсутствует

некоторый, но в довольно  узких рамках

ограничен  взаимной  зависимостью;  при  тайном  сговоре  значительный

значительный,  ограничен  только  кривой  спроса

Условия  вступления  на  рынок

очень  легкие,  препятствия  отсутствуют

сравнительно  легкие

существенные препятствия для  вступления на  рынок

Вступление на рынок  блокировано  барьерами

Неценовая  конкуренция

отсутствует

значительный  упор  на  рекламу,  торговые  знаки,  марки  и  т.д.

Очень типично,  особенно при  дифференцированном  продукте

нет необходимости

Эластичность спроса на продукцию

Совершенно эластичный

Средней эластичности

Невысокой эластичности

Неэластичный

Примеры

продукция  сельского  хозяйства 

производство  одежды,  обуви,  косметики,  кондитерских  изделий

производство  автомобилей,  стали,  авиалинии

Газовая отрасль, метрополитен, железные дороги


 

Монопсония  - тип рыночной структуры, характеризующийся множеством продавцов и единственным покупателем одного товара. (Примером может быть военная промышленность, где единственный покупатель – государство).

 

 


Информация о работе Виды монополий