Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:00, лекция
Виды монополий:
1) Естественная возникает в том случае, когда конкурентная борьба либо неосуществима, либо снижает экономическую эффективность, например, все отрасли коммунального хозяйства, метрополитен, газ. Причина создания ест. монополии – инфраструктура. Например, единая газотранспортная сеть, железнодорожные пути, линии электропередач и др., деление которых невозможно.
2) Искусственная возникает и поддерживается с помощью внеэкономических методов (патенты (авторские права), лицензии от правительства), например, атомная энергетика или пример патента -Microsoft.
3) Экономическая возникает в ходе конкурентной борьбы и имеет временный характер. Существует два разновидности экономической монополии: 1. Производственная характеризуется крупными размерами фирм, которые достигаются накоплением капитала и централизацией капитала. 2. Технологическая характеризуется уникальной технологией производства продукции.
Типы рыночных структур.
Рис. 1. Типы рыночных структур
Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений.
Виды монополий:
1) Естественная возникает в том случае, когда конкурентная борьба либо неосуществима, либо снижает экономическую эффективность, например, все отрасли коммунального хозяйства, метрополитен, газ. Причина создания ест. монополии – инфраструктура. Например, единая газотранспортная сеть, железнодорожные пути, линии электропередач и др., деление которых невозможно.
2) Искусственная возникает и поддерживается с помощью внеэкономических методов (патенты (авторские права), лицензии от правительства), например, атомная энергетика или пример патента -Microsoft.
3) Экономическая возникает в ходе конкурентной борьбы и имеет временный характер. Существует два разновидности экономической монополии: 1. Производственная характеризуется крупными размерами фирм, которые достигаются накоплением капитала и централизацией капитала. 2. Технологическая характеризуется уникальной технологией производства продукции.
Довольно часто монополиями практикуется ценовая дискриминация.
Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара разным потребителям или их группам, а также одному и тому же потребителю в разных условиях по разным ценам. При этом различия в ценах не отражают различия в затратах на производство и доставку товара. Цель ценовой дискриминации – присвоение полностью или части излишка потребителя.
Сравнительная характеристика конкурентных рынков
Критерии |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия | ||
Число фирм |
очень много |
много |
несколько |
одна |
Размер фирмы |
мелкие |
мелкие и средние |
средние и крупные |
крупная |
Тип продукта |
однородный |
дифференцированный |
однородный или дифференцированный |
уникальный, т.к. не имеет близких заменителей |
Контроль над ценой |
отсутствует |
некоторый, но в довольно узких рамках |
ограничен взаимной зависимостью; при тайном сговоре значительный |
значительный, ограничен только кривой спроса |
Условия вступления на рынок |
очень легкие, препятствия отсутствуют |
сравнительно легкие |
существенные препятствия для вступления на рынок |
Вступление на рынок блокировано барьерами |
Неценовая конкуренция |
отсутствует |
значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. |
Очень типично, особенно при дифференцированном продукте |
нет необходимости |
Эластичность спроса на продукцию |
Совершенно эластичный |
Средней эластичности |
Невысокой эластичности |
Неэластичный |
Примеры |
продукция сельского хозяйства |
производство одежды, обуви, косметики, кондитерских изделий |
производство автомобилей, стали, авиалинии |
Газовая отрасль, метрополитен, железные дороги |
Монопсония - тип рыночной структуры, характеризующийся множеством продавцов и единственным покупателем одного товара. (Примером может быть военная промышленность, где единственный покупатель – государство).