Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:55, контрольная работа
Целью написания данной контрольной работы является оценка инвестиционной привлекательности облигаций.
Введение.
1. Общая характеристика и классификация облигаций.
1.1. Срок погашения.
1.2. Оговорки об отзыве.
1.3. Выкупной фонд.
1.4. Конвертируемые облигации.
2. Корпоративные облигации.
2.1. Классификация корпоративных облигаций.
3. Индексы фондового рынка.
3.1. Общее понятие об индексах на рынке ценных бумаг.
3.2. Расчет индекса рынка.
Заключение.
Список литературы.
Младшие облигации основаны только на обещании эмитента платить проценты и вернуть основную сумму долга в соответствии с установленным временным графиком. Существует несколько классов младших облигаций, наиболее известными из которых являются необеспеченные облигации.
Помимо этого, к младшим облигациям также относят второстепенные необеспеченные облигации; ценные бумаги этих выпусков имеют требования к прибыли эмитента, носящие вторичный характер по отношению к другим долговым необеспеченным облигациям. Доходные облигации являются, пожалуй, самыми младшими, обладая минимальными из всех требованиями к прибыли и активам эмитента, и представляют собой необеспеченные долговые обязательства, по которым процентный доход будет выплачен только при условии, что эмитент получает достаточную сумму прибыли; не существует каких-либо юридических оснований требовать выплаты процентов по этим облигациям в установленные сроки или на регулярной основе, если определенная сумма прибыли не будет получена. Такие выпуски во многих отношениях аналогичны муниципальным доходным облигациям.
6) По способу выплаты доходов:
· купонные облигации. К ним
прилагаются специальные
· дисконтные облигации (с
нулевым купоном). Выпускаются с
большой скидкой (дисконтом) по отношению
к номинальной стоимости, а затем
с течением времени их стоимость
растет (с учетом сложного процента),
так что к моменту
· с мини купоном (ставка купона ниже рыночной, но размещаются с дисконтом).
1.4.Конвертируемые облигации
Конвертируемые облигации обычно по очередности погашения уступают другим видам долговых обязательств. Они имеют все описанные выше характеристики облигации, но у них есть одно существенное отличие от других облигаций — они могут быть обращены (конвертированы) в определенное число акций того же эмитента. Такая конвертируемость “вынуждает” цену облигации вплотную следовать за изменениями цены акций, лежащих в основе этой обратимости. Поэтому, несмотря на то что конвертируемая облигация обеспечивает относительную надежность возврата основной суммы займа и выплаты процентов, присущую так называемым “прямым”, или неконвертируемым, облигациям, цена их обычно колеблется более резко и в более широком диапазоне, что обусловлено именно возможностью их конвертации. В этом смысле выгода инвестиций в конвертируемые облигации напрямую зависит от благополучия их эмитента.
2. Корпоративные облигации.
Как показывает зарубежный опыт, важное место в структуре внешних источников финансирования корпораций занимают эмиссии ценных бумаг и, прежде всего, акций и облигаций. В современных развитых странах облигационная масса корпораций составляет, как правило, от 10-15 до 60-65% общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг , что свидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций.
Облигацией (согласно Ч.2 ст.816
ГК) признается ценная бумага, удостоверяющая
право ее держателя на получение
от лица, выпустившего облигацию, в
предусмотренный ею срок, номинальной
стоимости облигации или
Облигации, выпущенные акционерными обществами, называются корпоративными облигациями.
Главное достоинство облигации состоит в том, что она является наиболее действенным и эффективным инструментом, позволяющим, не перераспределяя собственность, аккумулировать средства инвесторов и обеспечить предприятиям доступ на рынок капиталов.
В этом своем качестве облигация удостоверяет:
§ факт предоставления владельцем ценной бумаги денежных средств эмитенту (корпорации);
§ обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, которую эмитент получил при выпуске данной бумаги (т.е. вернуть сумму долга);
§ обязательство эмитента
выплачивать держателю
Эмиссия облигаций – это удобный способ мобилизации капитальных фондов, содержащий ряд привлекательных черт для корпораций.
Основными преимуществами облигационного займа с точки зрения предприятия-эмитента являются:
§ возможность мобилизации
значительных объемов денежных средств
и финансирования крупномасштабных
инвестиционных проектов и программ
на экономически выгодных условиях без
угрозы вмешательства инвесторов (владельцев
облигаций) в управление его текущей
финансово-хозяйственной
§ возможность маневрирования при определении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объем эмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения и т.д.) определяются эмитентом самостоятельно с учетом характера осуществляемых за счет привлекаемых средств инвестиционного проекта;
§ возможность аккумулирования денежных средств частных инвесторов (населения), привлечения финансовых ресурсов юридических лиц на достаточно длительный срок (продолжительнее срока кредитов, предоставляемых коммерческими банками) и на более выгодных условиях с учетом реальной экономической обстановки и состояния финансового рынка;
§ обеспечение оптимального сочетания уровня доходности для инвесторов. С одной стороны, и уровня затрат предприятия-эмитента на подготовку и обслуживание облигационного займа, с другой стороны;
§ оптимизация взаиморасчетов,
структуры дебиторской и
В тоже время облигация – весьма жестокое долговое обязательство: осуществляя эмиссию облигаций, эмитент несет определенные риски, и всегда существует вероятность того, что облигационный заем не будет успешным, т.е. сам факт эмиссии облигаций еще не гарантирует их размещения на разработанных эмитентом условиях.
В связи с этим, рассматривая
финансовые возможности облигаций,
следует учитывать
Как и любая ценная бумага,
облигация продается и
Цель функционирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечить наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, которые нуждаются средства, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечил наличие механизма, способствующего эффективной передаче инвестиций (в виде ценных бумаг) из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.
Первичный рынок – термин, который описывает те случаи, когда ценная бумага впервые появилась на публичной арене обычно в обмен на денежные средства.
Вторичный рынок – термин, который описывает случаи, когда вторые и последующие транши находящихся в обращении ценных бумаг появляются на публичной арене.
1.2. Классификация корпоративных облигаций.
Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:
§ среднесрочные валютно-
§ краткосрочные (3-9- месяцев);
§ небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования Центрального Банка России или ставкам по депозитным счетам Сбербанка РФ.
Первая группа облигаций стала самой значительной в номинальном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации Газпрома, Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО “ЕЭС России”, Самараэнерго, Ростовэнерго и Михайловского ГОКа. Срок их обращения составляет 3-5 лет с возможностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два года с начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигаций индексируются в соответствии с изменением курса доллара. (см.Таблица )
Валютно-индексируемые
Вторичный рынок по этим облигациям фактически отсутствует, на смотря на то, что их подавляющее количество было введено в листинг ММВБ. Единственными эпизодически торгуемыми бумагами из этой группы являются облигации Газпрома и ТНК, однако и по ним сделки в настоящее время проходят крайне редко.
Наиболее крупные
К первой группе облигаций
условно можно отнести и
Вторая группа облигаций со второго квартала 2000 г. была самым быстрорастущим сегментом рынка корпоративных облигаций.
Первыми среди облигаций данного вида были бумаги компании “АЛРОСА”, консультантом по размещению которых стала ИГ “Русские фонды”. Потом были размещены краткосрочные облигации (6 траншей) Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и еще два транша облигаций АЛРОСы. По сходной схеме были размещены облигации МДМ-Банка.
Наиболее совершенной
схемой в размещении облигаций воспользовался
Внешторгбанк РФ (ВТБ), консультантом
которого в вопросе размещения облигаций
стал ИБ “Флеминг”. Облигации ВТБ,
формально имея двухгодичный срок погашения,
позволяют инвесторам определять сроки
заимствования самостоятельно, так
как в проспекте эмиссии
Именно на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок облигаций (на ММВБ) также является наиболее активным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили среди операторов рынка название “рыночные займы”. Облигации второй группы оказались наиболее интересными для широкого круга инвесторов. Среди облигаций этой группы наиболее активно торгуются облигации ВТБ. В 2000 году на долю бумаг Внешторгбанка России пришлось около 60% числа всех сделок с корпоративными облигациями в фондовой секции ММВБ, среднедневной оборот этих облигаций на бирже превышал 10 млн рублей. [12,с. 24]
К третьей группе облигационных займов, размещенных относятся облигации компании “МАКФА” (макаронная фабрика, г.Челябинск), “Таттелеком” (г.Казань), “Каравай” (хлебозавод г.Ангарск), “Морион” (г.Пермь) и ряда других.
Облигации этой группы в основном размещаются среди частных инвесторов – жителей соответствующего региона. Для частных инвесторов они могут быть неплохой альтернативой банковским вкладам.
Вторичного рынка по таким облигациям обычно нет (единственным исключением является Таттелеком, облигации которого торгуются на бирже в Казани), поэтому купить их можно только в момент первичного размещения. (Таблица).
Размещенные эмиссии корпоративных облигаций
Эмитент |
Объем, руб. |
Срок обращения |
ОАО "Газпром" |
3 млрд. |
5 лет |
ОАО "ЛУКОЙЛ" |
3 млрд. |
4 года |
ОАО "ТНК" |
9 млрд. |
5 лет |
РАО "ЕЭС России" |
3 млрд. |
3 года |
АО "ТАИФ-Телеком" |
26,98 млн. |
3 года |
АК "АЛРОСА" |
1 млрд. |
1 год |
АО "ММК" |
200 млн. |
200 дней |
АКБ "МДМ" |
170 млн. |
90 дней |
ГУП "Таттелеком" |
46 млн. |
2 года |
АО "Морион" |
4 млн. |
10 месяцев |
АО "МАКФА" |
15 млн. |
360 дней |
АО "Каравай" |
1 млн. |
180 дней |
Внешторгбанк |
1 млрд. |
2 года |
3. Индексы фондового рынка.
3.1.Общее понятие об
индексах на рынке ценных
История фондовых индексов в мире насчитывает уже не одно десятилетие. Самый первый фондовый индикатор был разработан и применен в конце XIX в. В 1884 г. в США Чарлз Доу начал рассчитывать средний показатель по изменению курсовых стоимостей акций 11 крупнейших в то время промышленных компаний. С 1928 г. индекс стал рассчитываться по тридцати фирмам, причем количество составляющих и методика расчета осталась неизменной в фирме “Доу Джонс” до сих пор.