Виды цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров; Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен. Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

Вложенные файлы: 1 файл

виды цен.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)

Для стоимостной оценки результатов  сделки и затрат используются различные  виды цен. И отечественный, и мировой  опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных  с особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия  и т.д.) и продаваемых товаров;

Несмотря на множество цен, действующих  на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в  уровень одной цены, как эти  изменения обнаруживаются в уровнях  других цен.

Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все  субъекты рынка взаимосвязаны, между  собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов  рыночного хозяйственного механизма.

В зависимости от того, какой признак  взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные  группы.

1.                 По характеру обслуживаемого  оборота различают следующие  виды цен: 

Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой  предприятия реализуют произведенную  продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу оптовых цен относятся  закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию  предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС  и акцизы. НДС не включается также  в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических  ресурсов.

В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой  оптовые операции и совершаются  они по оптовым ценам.

Биржевая цена также считается  оптовой. Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или  мелкооптовому потребителю, преимущественно  населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания — особая форма розничной цены. Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная).

Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации  и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку).

Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой  и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).

2. В зависимости от  государственного воздействия, регулирования,  степени конкуренции на рынке  различают следующие виды цен:  свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими  органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.

Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:

Предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта  рынка, утвердившего их.

3. По способу установления, фиксации различают: твердые,  подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.

Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются  в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока  поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.

Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению  не подлежит».  Твердые цены применяются  в сделках:

• с немедленной поставкой;

• с поставкой в течение короткого  срока;

• предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит» должна присутствовать обязательно. Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены».

Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр  зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные  цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.

Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений  в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет  место инфляция, устойчивое изменение  цен на ресурсы и т.д.)

Скользящие цены устанавливаются  обычно на товары с длительным сроков изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда.

При подписании договора в этом случае фиксируется так называемая исходная, базисная цена, то есть цена, применяемая  в качестве базы для расчетов оговаривается  ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные  расходы, амортизацию), прибыль, а также  приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться.

Следует отметить, что эти виды цен широко используются в международной  торговле.

В условиях оживленной конъюнктуры  рынка при установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могут быть внесены  некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в процентах  к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен  процент возможного изменения цены (например, не свыше 10% от общей суммы  затрат). Этот предел называется лимитом  скольжения.

В договоре или контракте может  быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму  издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например, на металл при  постройке судна) с указанием  величины в процентах от общей  стоимости заказа.

В договоре, контракте скольжение цены может быть предусмотрено не на весь, срок действия договора (контракта), а не более короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора), так как в течение  этого периода поставщик может  закупить все необходимые материалы  для выполнения заказа.

На практике иногда применяют смешанный  способ фиксации цены, когда часть  цены фиксируется твердо при заключении договора, другая часть — в виде скользящей цены.

4. По способу получения  информации об уровне цены  различают публикуемые и расчетные  цены. На эти виды цен ориентируются  поставщики продукции и покупатели  при определении уровня цены  в договоре или контракте. 

Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.

Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с  реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяется в  качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную  цену часто называют базовой или  базисной ценой, так как она применяется  в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену товара определенного  качества, спецификации, в заранее  установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти  цены, как правило, завышены по сравнению  с ценами реальных сделок. Поэтому  размер скидок со справочных цен в  процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.

Номинальной называют биржевую котировальную  цену за товар, по которому в день котировки  не было заключено сделок.

Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими прошлые елки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю). Базовые цены широко применяются в кредитной  практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают  цены, действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что  должно быть оговорено в соглашении.

Цены фактических сделок также  являются справочными. Однако эти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически.

Цены предложения крупных фирм также есть справочные цены, так  как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются.  Прейскурантные цены — это вид справочной цены, публикуемый в прейску­рантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.

В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинаются уторговывание цен при заключении сделок.

Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком  для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в  некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после в  исполнения заказа.

На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирм фактически господствующие в данной сравнительно узкой области. Производимое ими  оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной  технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное  оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при  выборе уровня цены.

Цены предыдущих сделок используются в случае относительной стабильности цен на машины и оборудование. Они  практикуются при размещении заказов  в условиях устойчивых связей между  контрагентами.

5. Вид цены довольно  часто определяется видом рынка,  на котором она образуется. В  зависимости от вида рынка  различают: цены товарных аукционе  биржевые котировки, цены торгов.

Цены товарных аукционов. Аукцион — это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они проводятся, как правило, один или н сколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона форм. Цены аукционов — это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаре (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие в большинстве случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукционах, в отличие, например, от бирж, продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

Цены аукционов используются на продукцию лесного, сельского хозяйство  рыболовства, в торговле пушно-меховым  товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.

Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного  и, в отличие от аукционов, постоянно  действующего рынка массовых, качественно  однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т. д.

Во внешней торговле зарубежных стран в современный период на бирже распространяется более чем 50 видов сырьевых товаров, на которые  приходится около 15-20% всего экспорта развитых стран.

Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов, в то же время  они служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по обычным  договорам, контрактам.

Биржевые цены чутко реагируют  на изменение конъюнктуры, подвержены  влиянию спекуляции и других случайных  факторов. Являясь разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности, цена биржевого товара (или биржевых сделок) формируется на базе биржевой котировки  и надбавок или скидок с нее  в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Информация о работе Виды цен