Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

В курсе изучения истории мировых цивилизаций я непосредственно ознакомился о цивилизации Китая об учениях великого китайского философа Конфуция. Но так как у меня уже издавна возбуждает интерес к жизни стран Востока, его традициям, нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил изучить их. У меня был выбор между этими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за его многочисленного населения. А так как основной главенствующей религией Китая является конфуцианство, я решил ознакомиться с ней.

Содержание

1. Введение. ..................................................................................................................1.
2. Глава I. «Зарождение учений Конфуция. ..................................................................3 .
3. Глава II. «Культы конфуцианства». .........................................................................7.
4. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая» ...............................................11.
5. Заключение. .............................................................................................................14.
6. Список использованной литературы. ......

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 34.46 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1. Введение.   ..................................................................................................................1.

2.   Глава I. «Зарождение учений Конфуция. ..................................................................3 .

3.   Глава II. «Культы конфуцианства».  .........................................................................7.

4.   Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»    ...............................................11.

5.   Заключение.  .............................................................................................................14.

6.   Список использованной литературы.     ...................................................................15.

Введение.

В курсе изучения истории мировых цивилизаций  я непосредственно  ознакомился о цивилизации Китая об учениях великого китайского философа Конфуция. Но так как у меня уже издавна возбуждает интерес к жизни стран Востока, его традициям, нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил изучить их. У меня был выбор между этими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за его многочисленного населения. А так как основной главенствующей религией Китая является конфуцианство, я решил ознакомиться с ней.      

Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д. Одной из задач было выяснить, когда зародилась одна из древнейших консервативных религий  Востока. Также меня озадачило как  складывались отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между старыми и  молодыми... И главной же задачей  стало раскрытие того, как повлияло конфуцианство на жизнь народов  Китая.       

Тема, выбранная мною, очень актуальна и по ей день. Изучением религий, а особенно религий  Востока, ученые занимаются до настоящего времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же говорить о сотрудничестве России и стран  востока, то отношения стали более  крепкими и дружными.      

Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами  трех изданий. Первое - это 2 часть 6 тома популярной «Энциклопедии для детей» под названием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:      

«Вторая часть тома «Религии мира» содержит сведения об основных и мировых религиях. Впервые  одна из важнейших сфер духовной жизни  человека освещается столь полно, в  популярной форме и с позиций  равноуважительного отношения ко всем описываемым религиям.      

Книга рассчитана для  детей старшего школьного возраста, родителей, преподавателей, а также  всех тех, кто интересуется религиями  разных народов. Все вышедшие тома «Энциклопедии  для детей» рекомендованы управлением  развития общего и среднего образования  Министерства образования Российской Федерации как дополнительное пособие  для учащихся».      

Второе издание - книга  Л. С. Васильева «История религий  Востока» вышедшая в 1983 году. Книга  предназначена как учебное пособие  для вузов по специальности «История».       

«В книге дается очерк истории возникновения  религий Востока, их роли в развитии социально-экономической и политической структуры восточных обществ  и культуры. Характеризуются многочисленные религии (индуизм, христианство, ислам), религиозные системы Индии (брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм), Китая (конфуцианство, даосизм), Японии (синтоизм и буддизм) и др».      

Третье издание - книга  Н. Я. Холопова «Мировые религии». Аннотация  даётся краткой:      

«Книга исторических очерков «Мировые религии» - результат  многолетнего изучения мировых религий. Издание предназначается для  широкого круга читателей.»

Глава I.  

Зарождение  учений Конфуция.      

В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех философских школ и мистических учений.       

Издревле китайская  социальная система была четко поделена на уровни, каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно  известно, в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Высшая аристократия так  и назевалась - «те, кто ест мясную пищу», в то время как на столе  простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что его не хватало  на всех, - причина заключалась в  ритуальных предписаниях.      

Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного  ниже вана стояли несколько властительных  князей, которые иногда управляли  областями. Ван долгое время сочетал  в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты, пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека. Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к себе наследственную знать.       

По представлениям, характерным для древнего Китая, император обладал огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он мог  передавать своим подданным. Эту  помощь можно также называть священной  силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней  сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место  встречи людей с духами и поэтому  был пропитан особой «энергией». Именно благодать (дэ) вана стала позже одним  из ключевых моментов учения Конфуция о государстве и роли в нем  правителя. Безраздельная власть требовала  одновременно и особой нравственной чистоты, добродетельности, личного  духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.      

Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный  не мог быть не только богатым, но даже зажиточным.      

На первый взгляд такая система может показаться несправедливой и даже бесчеловечной. Но не стоит оценивать древность  с точки зрения современных представлений  о свободе, равенстве возможностей, демократических правах. Факт остаётся фактом: в течение многих веков  именно такая система социального  разделения с её жесткими предписаниями  поддерживала стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между  властями и народом.      

В китайской истории  период правления Чжоурской династии считается едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и  каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был правителем, а подданный - подданным».      

Основателем дома Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный и  добродетельный человек. Он выгодно  отличался от своего неудачливого предшественника, последнего правителя династии Инь, который погряз в разврате. Именно Чжоу-гуну история приписывает лозунг: «Уважать добродетель и оберегать  народ». Многие мудрецы, в том числе  и Конфуций, называли его образцом лучших нравственных качеств, подтвержденных временем. Учитель ставил Чжоу-гуна выше всех правителей древности, указывая на то, что он «полностью овладел  культурным началом»,а значит, и  «ритуальными» нормами поведения, в которых Конфуций видел основу вселенской гармонии.      

Однако такому благоденствию  не суждено было длиться долго. Сильнейшие социальные и духовные кризисы, разрушение идей архаического оккультизма потеря веры в духов - все это способствовало рождению совсем иного типа философии. Но прежде следует рассмотреть, какие  причины привели Китай к такому кризису.      

Несколькими веками ранее в обиходе появилось  железо. Это нарушило гармонию общественных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью, богатеть за счет обработки  новых земель. В результате возникли так называемые «сильные дома». Казалось, золотой век китайской государственности  остался позади, в страну приходят «смута и хаос». Нет уже великих  мудрецов древности - Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных возвратить Китай  в лоно вселенской гармонии. Да разве  найдется сегодня тот, кто передаст правление не по наследству, а по заслугам - самому достойному, как великий  правитель древности Яо, передавший трон Шуню? Нет, нравы измельчали, все  власть предержащие заботятся лишь о собственном достатке и страдают неумеренными амбициями. Китай раскололся на множество мелких царств, непрестанно  враждовавших между собой. Не случайно эта эпоха (V - III вв. до н.э.) получила название Чжаньго (Борющегося царства или Воюющие государства).      

Страна, раздробленная  на противоборствующие владения, вела долгие, изнурительные и бесполезные  войны. В начале этой эпохи на территории центральных равнин оказалось около 140 мелких и крупных царств. Не проходило  и года, чтобы между ними не возникали  стычки. Образовалась даже особая группа бродячих мудрецов, которые, переходя из одного государства в другое, пытались уладить конфликты между  правителями. К таким людям принадлежал  известный философ Мо-цзы.       

В результате кровопролитных междоусобиц выделилось «семь сильнейших»  царств: Чу (где, по приданию, родился  Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь. Многие государства оказались поглощены  более сильными соседями. Так, царство  Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.      

Что-то разладилось  в Поднебесной... Разрушился стержень взаимоотношений между людьми. Неужели  великую страну ожидают хаос и  смута?      

Именно в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась «великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые  могли бы привести к покою и  процветанию. На этой волне возникло множество духовных, философских и политических учений. Некоторые из них угасли за несколько столетий или даже десятилетий; другие - такие, как конфуцианство, легизм, даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация сегодня просто немыслима без них.      

И все же, говоря о  рождении мощных учений Китая в VI - V вв. до н.э., необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не только социальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то же время.      

Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести страну к гармонии. Наступил кризис архаического сознания, духообщение  уже не давало человеку полноты истины, а человек стремился именно к  ней, его больше не устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно Конфуций однажды заметил, что «если  утром постигнешь истину, то вечером  можно и умереть».       

Единственное известное  крупное мистическое произведение архаической традиции - знаменитая книга «И цзинь», или, как принято  переводить её название, «книга перемен». Частично она была написана в конце IIтыс. до н. Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин» считалась гадательной книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил комментарии к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать крыльев».      

Мир представлялся  чередой вечных изменений, он дан  человеку как «вечное непостоянство», как переход двух противоположных  и взаимодополняющих начал - светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир  в равной степени и реален, иллюзорен, за видимой действительностью скрывается более глубокая, «истинная» сущность, рассказать о которой невозможно. Однако существует способ символического выражения этой внутренней реальности - через рисунки или сочетание  сплошных и прерывистых линий.      

В «Книге перемен», непостижимым образом повлиявшей на развитие всей китайской философии, видимо, содержалось  какое-то  древнее  мистическое  знание , суть  которого  выходила  далеко  за  рамки гадательной  практики и примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция её истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на уровень оккультного - магических приемов, обрядов взывания и изгнания духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека в этом мире, как бы заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной реальности.[1]  

Глава II. «Культы конфуцианства».

«Культ предков  и нормы «сяо».      

Речь идет о культе предков - как живых так и мертвых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», - сказано в Библии), конфуцианство  придало ему глубокий смысл символа  социального порядка и превратило его в первейшую обязанность  каждого китайца, универсальную  и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней почтительности.        

Информация о работе Витте