Вклад в развитие управленческой мысли Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:18, реферат

Краткое описание

В 1870 промышленное развитие Германии резко ускорилось; был проведен ряд мероприятий, создавших благоприятные условия для промышленной и торговой деятельности: введены единая валюта и единая почтовая система, основан имперский банк. Германия получила огромную контрибуцию от Франции и приобрела Восточную Лотарингию, богатую железной рудой. К концу XIX века большое развитие получили новые отрасли промышленности, химическая и электротехническая, создававшиеся на базе новейшей техники. Создание промышленных и банковских монополий началось в Германии раньше, чем в некоторых странах Европы и шло быстрее. В банковском деле в конце XIX века основную массу кредитных операций сосредоточили 6 банков-гигантов, тесно связанных со сформировавшимися промышленными монополиями. На основе сращивания банковского и промышленного капитала шло, особенно в 90-е годы, образование финансового капитала. В процессе формирования монополий выделились крупнейшие магнаты капитала (Кирдорф, Крупп и др.). Крупные промышленные и банковские магнаты сосредоточили в своих руках гигантскую экономическую мощь.

Вложенные файлы: 1 файл

УИРС_менеджмент_Вклад в развитие управленческой мысли Германии.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Техническая подготовленность менеджеров

     Немецкие  менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в отличие от США. Немцы полагали, что менеджмент  как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению качеством продукции. В немецкой деловой речи в качестве похвалы гораздо чаще используется прилагательное internehmerisch (предприимчивый, инициативный), чем managerhaft (управленческий). Как отмечает Г.Хофстеде, менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может считаться таковым, то это скорее инженер.

     Для немецких менеджеров, мастеров и наставников  более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени (в немецкой научно-образовательной  квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии.

     Вследствие  высокого уровня технического образования  специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален от производственно-технологического процесса, как это имеет место в англосаксонских странах. Менеджеры среднего звена рассматривают техническую компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий.

     Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс и высококачественная продукция значат гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами.

Уважительное отношение к компетентности

     Немецкие  менеджеры ценят высокую квалификацию работников и стремятся быть ближе  к цехам и производственным подразделениям. Такое отношение создает потенциал  для взаимоприемлемых  внутриорганизационных отношений, эффективной коммуникации между штабными и линейными структурами немецкой организации.

     Немецкая  система управления предполагает наличие  тесных связей между инженерно-техническим и административно-управленческим персоналом, поддерживаемым высококвалифицированными рабочими.

     Что касается управленцев в немецких компаниях, то их авторитет основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной иерархии. Высокий уровень квалификации немецких менеджеров позволяет им действовать посредством более плоской иерархии и шире простирать свои контроль.

     Кадровая  политика, карьерный рост, повышение квалификации и – все это базируется на представлениях о том, каким образом формируется успешный менеджер. Немецкий подход состоит в том, что соответствующая техническая подготовка (образование) является важным требованием при приеме на работу. В дальнейшем главным условием продвижения становится производственный стаж. При этом производственная и управленческая карьера увязывается с функциональными обязанностями и продвижение получается относительно медленным. Что касается топ-менеджеров, то их отличает более высокий образовательный уровень.

Расширенный объем ответственности и полномочий

     Если  линейный персонал обладает высокой квалификацией, то он меньше нуждается в контроле и помощи со стороны административно-управленческого аппарата, удельный вес которого в немецких фирмах меньше по сравнению с аналогичными организациями в Англии и Франции.

Лояльность  менеджеров

     Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах – 3 года. одном рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетенции.

     Многие  немецкие предприятия давно уже  используют принцип заместителей, или  «теневых работников». В таких организациях менеджеры подбирают и обучают  своих заместителей. Это обеспечивает непрерывность и последовательность процесса принятия решений. В случае отпуска, болезни и т.п. служебные обязанности выполняются заместителями.

Качество  и инновации

     Качество  продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Высокий уровень доходов немецких потребителей, позволяет им платить за высокое качество. Стратегией, позволяющей сохранить и укрепить свои конкурентные позиции на рынке, было и остается техническое совершенствование и инновации. Такая стратегия может реализовываться различным путем: через слияния и поглощения, создание совместных предприятий, закупку патентов и лицензий или инвестирование в НИОКР. Последний подход является наиболее распространенным в немецких компаниях, которые по сравнению с фирмами других стран тратят существенно большую часть доходов на финансирование НИОКР. Причем считается, что в кризисные годы эта доля должна быть даже больше.

     Немецкие  компании активно сотрудничают с  университетами и НИИ и организациями (общество имени Макса Планка, общество имени Фрауенгофера), которые пользуются поддержкой со стороны государства в лице федерального министерства образования и научных исследований.

Эффективные трудовые отношения

     Стабилизирующим фактором для немецкой экономики являются стабильные и устойчивые отношения между менеджерами и профсоюзами, а также рабочими советами. Для послевоенной Германии не свойственны те классовые антагонизмы, которые имели место в Великобритании, Франции и Италии. Немецкая культура менее индивидуалистична по сравнению с англосаксонской. Поэтому идея долгосрочного сотрудничества и партнерства собственников, управляющих и рабочих находит благодатную почву в немецком обществе.

Формализованный производственный менеджмент

     Немецкие  менеджеры придают большое значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень формализации в виде инструкции, правил, обязанностей и т.п. Менеджеры склонны меньше импровизировать, а больше действовать в соответствии с правилами и инструкциями. Причем эта особенность – точное определение роли и правил – особенно культивируется в государственных учреждениях и крупных корпорациях. Немецкие управляющие много внимания уделяют планированию. Если ситуация осложняется более, чем ожидалось, немцы постараются активизировать плановую деятельность, тогда как в английских компаниях могут пойти на сокращение отдела планирования.

Заключение

      На  рубеже XIX – XX веков Германия стала  развиваться более активно, чем  в предыдущие десятилетия. Это было обусловлено рядом предпосылок, сложившихся еще в 1870-ых годах, и, прежде всего происходившим после 1871 года государственным объединением страны во главе с Пруссией. Вместо множества раздробленных государств возникла мощная держава с населением более 40 млн. человек, во главе которой стоял прусский король Вильгельм 1 Гогенцоллерн. провозглашенный германским императором.

      Большую роль в объединении страны сыграл Отто фон Шенхаузен Бисмарк (1815-1898), назначенный первым рейхсканцлером Германской империи, в руках которого в 1871-1890 годах была сосредоточена фактически вся власть.

      Немаловажным  условием бурного развития промышленности стали протекционистские тарифы, введенные с 1879 года. Эта политика надежно ограждала немецкое предпринимательство от иностранной конкуренции, создавая даже излишне тепличные условия для промышленности.

      В 1870-1890-х годах объемы промышленного  производства возросли почти в 6 раз, и по темпам роста Германия уступала лишь США.

      Наиболее  интенсивно развивались электроэнергетика  и химическая промышленность.

      Однако  по выпуску продукции отраслей легкой и пищевой промышленности Германия уступала не только США, но и Англии, а также Франции. Это было связано в первую очередь с недостаточной развитостью собственной аграрной базы, поэтому сырье приходилось ввозить из-за границы, что было весьма недешево.

      На  рубеже XIX-XX веков немецкая экономика  переживала период усиленной монополизации. Непосредственной же причиной появления монополий послужил экономический кризис, разразившийся в 1873 году, когда товаропроизводители стали больше всего опасаться стихийного падения цен. В 1879 году в стране насчитывалось 14 картелей, которые объединяли наиболее жизнеспособные предприятия, выжившие в условиях кризиса. Картелирование происходило в добывающих и связанных с ними отраслях тяжелой промышленности, чтобы легче было оградить рынок от конкурентов.

      Особенно  быстро монополизация шла в 1880-х  годах, когда ежегодно в стране возникало до 25 картелей.

      В отличие от США, где монополизация  проходила на базе трестов, в Германии этот процесс шёл на основе картелей и синдикатов, т.е. путем соглашений между предпринимателями о разделе рынков, о единых монопольных ценах на сырье, готовую продукцию и т.д.

      Одновременно  аналогичный процесс шел и  в банковском деле. Перед Первой Мировой войной почти 85% всех банковских капиталов и вкладов находилось в руках девяти крупнейших германских банков.

      К началу XX века Германия превратилась в индустриально-аграрную страну: доля промышленности в ВВП стала преобладать над долей аграрного сектора.

Список  использованной литературы и Интернет источников:

  1. Вокруг  света. Люди и судьбы 2005. №2 (2) | Русская  фамилия Siemens
  2. Зарицкий В.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. – М., 2003
  3. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.— 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005.— 560 с.
  4. Материал из Википедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Крупп_(династия)
  5. Материал из Википедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сименс
  6. Менеджмент и рынок: германская модель. – М., 1995
  7. Погорелецкий А.И. Экономика зарубежных стран. – СПб., 2000
  8. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. История мировой экономики, учебное пособие. М.: Юнити, 2002 - с. 508
  9. С.Э.Пивоваров, Сравнительный менеджмент. -  Питер, 2006
  10. Уильям Манчестер. Стальная империя Круппов, история легендарной оружейной династии — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003

Информация о работе Вклад в развитие управленческой мысли Германии