Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:07, курсовая работа
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
Введение………………………………………………………….……………..3
Особенности российского монополизма…………………………………..5
Антимонопольная политика РФ …………………………………………….7
Методы антимонопольной политики ………………………..……………11
а) Ограничительные меры ………………………………………………….11
б) Контроль за усилением экономической концентрации……….…... 14
в) Запрет на недобросовестную конкуренцию. ……………………..…17
Реестр как инструмент антимонопольного контроля. …………….…..20
Типы товарных рынков и естественная монополия ……………………22
Интеграционные процессы в свете антимонопольного законодательства…………………………………………………………….24
Библиографический список…………..………………
Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия
в реестр еще не говорит о том,
что оно является монополистом и
к нему следует применить
Типы товарных рынков и естественная монополия.
Все товарные рынки
можно, с оговорками, разделить на
три типа: с развитой конкуренцией
- рынки основных видов продовольствия,
зерна, растительного масла, а также
рынки транспортного, строительного
и машиностроительного
Структура товарных рынков,
характер и уровень монополизации
экономики меняются в результате
приватизации, либерализации цен, открытия
внутреннего рынка для
Естественная монополия - компания, чье производство транспортировка) из-за естественных технологических особенностей всегда прибыльнее, чем аналогичное производство двух или более фирм.
Например, компания, построившая одну мощную ЛЭП, будет нести меньшие затраты, чем две, протянувшие конкурирующие линии.
Единственная платная
дорога к какому-нибудь населенному
пункту позволяет ее владельцам получать
монопольную прибыль от сборов за
проезд.
Национализация дороги и бюджетное финансирование
расходов на ее эксплуатацию устраняют
естественный монополизм, но снижают заинтересованность
в эффективном использовании "ничейного"
имущества.
Ограничить монополизм и обеспечить конкуренцию
между перевозчиками можно и при сохранении
частной собственности и связанных с ней
стимулов, если государство будет регулировать
плату за проезд. Точно так же установление
государством цены за транспортировку
нефти по нефтепроводу ограничивает естественную
монополию, позволяет сохранить конкуренцию
и заключать двусторонние договоры между
нефтедобытчиками и потребителями, избегая
диктата транспортников.
В России к естественным
монополиям относят прежде всего
РАО "ЕЭС
России","Газпром" и М сферах естественных
монополий" от 28 апреля 1997 г.№
426, воспринимаются неоднозначно.Хотя
структурная реформа в этой сфере направлена
на повышениеэкономической эффективности
естественных монополий, рациональное
использование их производственного потенциала,
формирование конкурентных (рыночных)
отношений, противники демонополизации
считают, что реализация намеченных планов
потребует затрат, которые превысят будущий
эффект. Тем не менее реформирование естественных
монополий - одна из главных задач реструктуризации
российской экономики.
Интеграционные процессы в свете антимонопольного законодательства.
Интеграция - это, прежде
всего, объединение и более
Остановимся только на
одной из отраслей права, а именно
антимонопольном
Интеграционные объединения
- это, как правило, новые юридические
лица, создаваемые другими
Законом Российской Федерации «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» Антимонопольные
органы должны осуществлять контроль
за созданием, реорганизацией, ликвидацией
коммерческих организаций и их объединений.
Поэтому, на основании ст. 17 Закона, Антимонопольный
орган должен быть уведомлен заявлением
учредителей в 15-дневный срок со дня государственной
регистрации о создании коммерческой
организации, если суммарная стоимость
активов учредителей превышает 100 тысяч
минимальных размеров оплаты труда, а
также о слиянии или присоединении коммерческих
организаций, если сумма их активов по
балансу превышает 50 тысяч минимальных
размеров оплаты труда.
Уведомление, поданное в Антимонопольные органы, должно соответствовать требованиям, установленным законодательством, к нему должен быть приложен пакет необходимых документов, предусмотренных Приказом МАП РФ № 276 от 13 августа 1999 года.
Процесс интеграции происходит
не только путем создания новых юридических
лиц, он может происходить также
путем продажи акций, долей с
правом голоса в уставном капитале
хозяйственного общества или получением
в собственность или
В соответствии со ст.
18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках» необходимо получить
предварительное согласие Антимонопольного
органа на основании ходатайства, если
осуществляется приобретение лицом (группой
лиц) акций (долей) с правом голоса в
уставном капитале хозяйственного общества,
при котором такое лицо
(группа лиц) получает право распоряжаться
более чем 20 процентами указанных акций
(долей). Предварительное согласие Антимонопольного
органа требуется и в том случае, если
один хозяйствующий субъект (или группа)
получает в собственность или пользование
(в том числе по договору аренды) основные
производственные средства или нематериальные
активы другого хозяйствующего субъекта
превышающие по своей стоимости 10 процентов
балансовой стоимости основных производственных
средств и нематериальных активов хозяйствующего
субъекта, отчуждающего имущество. Предварительное
согласие на совершение вышеуказанных
сделок необходимо получать, если суммарная
балансовая стоимость активов лиц, совершающих
сделку превышает 100 тысяч минимальных
размеров оплаты труда или лицо, являющееся
стороной сделки, внесено в
Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих
долю на рынке определенного товара более
35 процентов, либо приобретателем является
группа лиц, контролирующая деятельность
указанного хозяйствующего субъекта.
В том случае, если вышеописанные сделки
совершаются лицами, суммарная балансовая
стоимость активов которых превышает
50 тысяч минимальных оплат труда, такие
лица обязаны направить уведомление в
Антимонопольный орган в 15-дневный срок
после совершения сделки. Ходатайства
и уведомления должны соответствовать
требованиям, предъявляемым к ним антимонопольным
законодательством, а также к ним должны
быть приложены необходимые документы,
для рассмотрения этих ходатайств и уведомлений
Антимонопольными органами.
Нарушение требований антимонопольного законодательства является основанием для гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.
Библиографический
список
1. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика).– М.: Владос, 2004. – 386 с.
2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.:Юристъ, 2002. – 896 с.
3. Самуэльсон П.А. Нордхаус
В.Д. Экономика/Пер. с англ., М., 2007.