2.2 Общая характеристика
основных кредиторов Беларуси
Основным кредитором
для Беларуси остается Российская Федерация,
доля которой в общем объеме внешних долговых
обязательств нашей страны составила
30,9%. Такая информация содержится в опубликованном
Нацбанком платежном балансе Беларуси
за 2011 год.
На 1 января 2012 г.
объём накопленного внешнего долга перед
российскими инвесторами сложился в размере
10 млрд 524,3 млн долларов. В том числе сектор
нефинансовых организаций и домашних
хозяйств, по данным Нацбанка, привлек
4 млрд 137 млн долларов российских инвестиций,
сектор органов госуправления – 3 млрд
322,3 млн долларов.
Кроме Российской Федерации также
крупными кредиторами Беларуси являются МВФ, Германия, США, Международный
банк реконструкции и развития .
МВФ (международный валютный
фонд) предоставляет кратко- и среднесрочные
кредиты при дефиците платёжного баланса
государства. Предоставление кредитов
обычно сопровождается набором условий
и рекомендаций, направленных на улучшение
ситуации [14].
К основным видам деятельности
МВФ в Беларуси можно выделить 3 основных
направления, важнейшим из которых является
сотрудничество с Правительством и Национальным
банком Беларуси при подготовке программ
экономической политики с акцентом на
нижеследующие макроэкономические вопросы:
- налогово-бюджетная и денежно-
кредитная политика;
- обменный курс и торговая политика
с целью достижения значительного экономического
роста, низкой инфляции и устойчивости
платежного баланса [15].
Совместно с МВФ МБРР также
предоставляет займы Республике Беларусь.
Международный банк реконструкции и развития
(МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development
) — основное кредитное учреждение Всемирного
банка. Международный банк реконструкции
и развития (МБРР) — специализированное
учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный
институт, учрежденный одновременно с
МВФ в соответствии с решениями Международной
валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе
в 1944 г.
В отличие от МВФ Международный
банк реконструкции и развития предоставляет
кредиты для экономического развития.
МБРР — самый крупный кредитор проектов
развития в развивающихся странах со средним
уровнем доходов на душу населения. Страны,
подающие заявку на вступление в МБРР,
должны сначала быть приняты в МВФ.
В отличие от МВФ, МБРР не использует
стандартных условий кредитования. Сроки,
объемы и ставки кредитов МБРР определяются
особенностями кредитуемого проекта.
Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление
кредитов определенными условиями. Все
займы банка должны гарантироваться правительствами
стран-членов. Займы выделяются под процентную
ставку, которая меняется каждые 6 месяцев.
Займы предоставляются, как правило, на
15-20 лет с отсрочкой платежей по основной
сумме займа от трех до пяти лет [16].
Поддержка платежного баланса
и увеличение валютных резервов также
представлена в виде кредита из Антикризисного
фонда ЕврАзЭс в размере 3 млрд долларов
США. Этот кредит будет предоставляться
шестью траншами: первые 800 млн долл. США
будут предоставлены 21 июня, а остальные
транши, по 440 млн долл. США каждый, с конца
2011 по 2013 год. Этот кредит имеет 10-летний
срок погашения, включая трехлетний льготный
период. Проценты начисляются по трехмесячной
переменной ставке с привязкой к стоимости
российских государственных долговых
обязательств. Ставка ограничена уровнем
4,9 процента. Каждый транш предоставляется
при условии выполнения мер, оговоренных
в соглашении с АКФ.
- Особенности формирования
внешнего долга Беларуси
Государство прибегает к внешнему
финансированию, прежде всего, для покрытия
бюджетного дефицита, который в свою очередь
складывается из разности расходов (закупка
товаров и услуг, социальные выплаты) и
доходов (налоги). Природа образования
бюджетных дефицитов неразрывно связана
с понятием цикличности в экономической
сфере. Бюджетные дефициты достигают максимальных
размеров в период экономических кризисов
и депрессий, когда наблюдается наибольшее
снижение производства и поступлений
в государственный бюджет. Так как дефицит
государственного бюджета может покрываться
из двух источников (внешних и внутренних),
то внешний долг — это долг государства
перед нерезидентами. Таким образом, государственный
долг тесно связан с понятием дефицита
государственного бюджета. Если бюджетный
дефицит сохраняется на протяжении продолжительного
периода времени, то неуклонно увеличиваются
размеры государственного долга. В таком
случае расходы на обслуживание долга
становятся одной из первоочередных статей
государственного бюджета и, в конце концов,
причиной дефицита государственного бюджета,
замыкая образовавшийся круг: дефицит
государственного бюджета — рост государственного
долга — дефицит государственного бюджета
[8, c.197].
Помимо бюджетного дефицита,
необходимо также покрывать платежный
баланс страны (показатели счета текущих
операций) (приложение В), который имеет
рост с 2005 года – 1,4 % к ВВП и 2010 год – (-15,2%)
к ВВП.
Внешний долг – задолженность
государства другим государствам и международный
финансовым организациям. Такой долг ложится
тяжелый грузом на страну – надо отдавать
ценные товары, оказывать услуги, чтобы
оплатить процент и погасить долг.
Наличие госдолга имеет следующие
реальные негативные последствия:
- внутренний государственный
долг приводит к перераспределению доходов
среди населения. Выплаты государственного
долга приводят к тому, что деньги из карманов
менее обеспеченных слоев переходят к
более обеспеченным, так как именно они
покупают государственные облигации;
- снижается эффективность экономики,
так как на обслуживание долга и на его
выплату отвлекаются значительные средства
из реального сектора экономики;
- создается угроза инфляции
в долгосрочном периоде;
- выплата долга перекладывается
на следующее поколение, сокращая объем
потребления будущих налогоплательщиков.
Снижается уровень благосостояния людей,
создается психологическая напряженность
в стране, порождая неуверенность деловой
активности ее экономики;
- выплаты процентов и основной
суммы по внешнему долгу вызывает перевод
определенной части ВВП за рубеж;
- заем для рефинансирования
долга или уплаты процента по нему приводит
к увеличению процентной ставки, что снижает
склонность к инвестированию.
Вследствие задолженность ложиться
тяжелым бременем на экономику страны.
- Особенности обслуживания
внешнего долга Беларуси
Важным показателем оценки
внешней задолженности страны является отношение
суммы платежей
по обслуживанию внешнего
долга к стоимостному объему ВВП (приложение Г), показывающее, какая часть
ВВП направляется на погашение внешних
долговых обязательств государства. Пороговое
значение по данному показателю составляет
5%. В 2010 и 2011 году в Беларуси отношение
суммы платежей по обслуживанию валового
внешнего долга к стоимостному объему
ВВП составило 9.5 и 10.7% соответственно.
Еще одним показателем, используемым
при анализе внешнего долга, является норма
обслуживания
долга, которая рассчитывается как
отношение суммы платежей по обслуживанию
внешнего долга к стоимостному объему
экспорта товаров и услуг. В мировой практике
принято считать такое отношение критическим,
если оно превышает 20-25% [10, c.9].
В 2010 году в Беларуси на 6,1% упала
доля расходов по обслуживанию внешнего
долга в выручке от экспорта товаров и
услуг, и на 01.01.2011 эта доля составила 17.3%,
на 01.07.2011 - 14.3%. В виду того, что 2011 год выдался
кризисным для страны, можно предположить,
что отношение обслуживания к экспорту
еще больше увеличиться. Следовательно,
большое количество экспорта отвлекается
на выплаты процентов, основного долга
и комиссии, что также негативно сказывается
на экономику страны.
В 2011 году расходы по обслуживанию
государственного внешнего долга остаются
не столь существенными, порядка $0,9 млрд.
Часть соответствующих платежей уже была
сделана в начале года (по первому выпуску
евробондов). С учетом текущих задолженностей,
проблемы возникнут в 2013–2014 гг., на которые
приходится пик выплат – $2,7 и 2,5 млрд. соответственно.
Согласно прогнозу МВФ, это соответствует
3,7–3,8% от ВВП Беларуси. На эту сумму сокращаются
возможности бюджета (т.е. больше, чем на
10%) по финансированию социальных программ,
здравоохранения, образования, и инфраструктуры.
Это существенный вызов для экономической
политики, с учетом существующего дефицита,
и угроза долгосрочному экономическому
росту. В таких условиях дальнейшее наращивание
государственного внешнего долга следует
расценивать как нежелательное. Тем не
менее, необходимо учесть, что внешний
долг не обязательно погашать, его можно
перекредитовать, но это возможно лишь,
когда кредиторы уверены в будущей платежеспособности
страны. В свою очередь, это требует стабильной
макроэкономической среды, что на данный
момент отсутствует. Кроме того, рыночные
проценты по новым кредитам будут неизбежно
выше, чем по полученным ранее займам от
России и МВФ. Единственным плюсом Беларуси,
увеличивающим шансы на получение новых
кредитов, является большая доля госсобственности
в экономике и соответствующий потенциал
покрытия долгов за счет приватизации.
Уровень внешнего долга остается
контролируемым, но способность Беларуси
обслуживать внешние обязательства будет
зависеть от действенности мер экономической
политики. Беларусь ожидает
трудный график погашения долга в предстоящие
годы, включая выплаты коммерческим банкам
и внешним кредиторам и возврат кредитов
МВФ. Имеется значительный краткосрочный
долг, что подвергает Беларусь риску, связанному
с пролонгацией долга. Согласно базисному
сценарию, общий объем внешнего долга
будет продолжать расти в среднесрочной
перспективе. Необходима решительная
комплексная программа реформ, чтобы усилить
способность Беларуси обслуживать свои
обязательства[15].
3 ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО
ДОЛГА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАСЬ
3.1 Анализ взаимосвязи
внешнего долга и экономический
рост Беларуси
Проблема внешнего долга с достаточно высокой периодичностью становится
актуальной темой экономических исследований
и научных публикаций. Первая волна подобных
публикаций отмечена в 70-80-ые годы XX века
- период нефтяных кризисов, повлекших
проблемы с обслуживанием внешнего долга
в развивающихся странах Латинской Америки,
Азии. Второй пик популярности данной
темы пришелся на конец XX века и был связан
с экономическим кризисом в странах Юго-Восточной
Азии, СНГ, а также Латинской Америки. Очередной
рост числа исследований на тему внешнего
долга начался в 2010 г., когда стало ясно,
что основным вызовом для многих стран
в условиях завершения кризиса 2007-2009 гг.
станет проблема высокой внешней задолженности.
Глобальный экономический кризис значительно
изменил структуру мировой экономики,
лишив ее основ роста, действовавших до
кризиса. В таких условиях и с учетом возросшей
осторожности инвесторов уровень допустимого с позиций финансовой устойчивости внешнего долга значительно снизился.
Так, по оценкам известных специалистов К. Рогоффа и К. Райнхарт, сделанным в
2010 г., предельный уровень внешнего долга, после которого его наращивание ведет к замедлению
роста, составляет всего 60% от ВВП для стран с формирующейся рыночной экономикой (в Беларуси уже составляет 52,2%) [18]. Анализ влияния внешнего долга на экономический рост в постсоциалистических странах, выполненный на основании данных 1995-2007 гг., показал, что внешний долг сдерживает потенциальный рост экономик стран региона. Однако такой вывод нельзя однозначно распространять на каждую отдельную страну, в том числе Беларусь.
Согласно основам экономической
теории внешний долг должен влиять на
экономику через объем инвестиций и производительность
труда. Из-за недостатка собственных
средств финансирование инвестиционных
проектов может осуществляться через
привлечение внешних займов, следовательно
это приводит к наращиванию капитала и
приросту инвестиций, что ведет за собой
увеличение потенциального объема
ВВП. Однако в случае Республики Беларусь
привлечение внешних займов ведется на
решение краткосрочных задач по покрытию
возникающих в стране дефицитов. Чрезмерно
высокий объем задолженности угрожает
возникновением «долгового навеса», сопровождающегося
оттоком инвестиций из-за того, что доходы
от потенциальных инвестиций достаются
не инвесторам, а направляются на обслуживание
ранее взятых займов.
Необходимо также отслеживать
влияние внешних займов на совокупную
производительность труда. С одной стороны,
привлечение внешних займов идет на развитие
новых технологий, с другой стороны займы
могут использоваться для консервации
уже существующей экономической системы,
что может привести к снижению стимулов
ее улучшению. Из этого вытекают следующие
выводы: во-первых, внешний долг негативно влияет на экономический
рост; во-вторых, это влияние в основном
осуществляется через снижение производительности
в экономике (оцениваемой как общефакторная
производительность), а не через сокращение
потока инвестиций.