Влияние знаний и информации на развитие общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

В экономической теории категория «экономика знаний» имеет не одно значение. Прежде всего, она включает в себя элементы, относящиеся к одному из секторов народного хозяйства, в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Таким этот термин зародился во времена изысканий, проводившихся тремя выпускниками Венского университета, которые заложили основы изучения экономики знаний - Йозефа Шумпетера, Фридриха Хайека и Фрица Махлупа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ….5
1.1. Понятие и возникновение экономики знаний….5
1.2. Основные черты экономики знаний….9
1.3. Структура экономики знаний…12
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ….18
2.1. Измерение экономики знаний….18
2.2. Роль государства в организации производства знаний….23
2.3. Влияние знаний и информации на развитие общества….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….34

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика знаний.docx

— 19.70 Кб (Скачать файл)

«Экономика знаний» 
Курсовая работа

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3 
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ….5 
1.1. Понятие и возникновение экономики знаний….5 
1.2. Основные черты экономики знаний….9 
1.3. Структура экономики знаний…12 
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ….18 
2.1. Измерение экономики знаний….18 
2.2. Роль государства в организации производства знаний….23 
2.3. Влияние знаний и информации на развитие общества….28 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….32 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….34 
 
 
Введение

В экономической теории категория  «экономика знаний» имеет не одно значение. Прежде всего, она включает в себя элементы, относящиеся к  одному из секторов народного хозяйства, в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Таким этот термин зародился  во времена изысканий, проводившихся  тремя выпускниками Венского университета, которые заложили основы изучения экономики  знаний - Йозефа Шумпетера, Фридриха Хайека и Фрица Махлупа.  
Основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г. [1]. Однако по мере увеличения «сектора знаний», в условиях наибольшего экономического роста, достигаемого за счет научных исследований и инноваций, с ростом образованности населения, у термина «экономика знаний» появилось второе значение, ставшее впоследствии более употребляемым.  
Под «экономикой знаний», или «экономикой, основанной на знаниях», стали понимать такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль. В таком значении термин был популяризирован, а не изобретен, Питером Друкером - еще одним американским ученым австрийского происхождения. Использование знаний для производства экономических благ стало темой двенадцатой главы его книги The Age of Discontinuity (1968).  
В области макроэкономики, на стыке политики и экономической науки, термин «экономика знаний» применяется в общемировом масштабе для обозначения общества будущего, к которому сейчас идет цивилизация развитых стран.  
Дебора Амидон в работе «Глобальный Импульс Стратегии Знаний» по этому поводу пишет: «В настоящее время проводятся сотни конференций, посвященных аспектам экономики, основанной на знаниях, во всех уголках Земного шара. То, что началось в 1987 году как инициатива, направленная на использование интеллектуального капитала нации, превратилось в глобальную повестку дня международного сотрудничества. Технология управления знаниями является универсальной и может применяться в малых, средних и крупных предприятиях».  
В условиях глобализации, совершенствования систем связи и способов генерации новых технологий все чаще возникает потребность в пересмотре старых методов управления и организации. В производстве сильно возрастает значение таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания компании.  
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы экономики знаний. 
Объект исследования в курсовой работе – экономика знаний.  
Предмет – теоретические основы экономики знаний. 
Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно: 
1. Рассмотреть понятие, структуру и основные черты экономики знаний. 
2. Рассмотреть причины и этапы возникновение экономики знаний. 
3. Изучить возможности практического применения экономики знаний. 
4. Проанализировать роль государства в организации производства знаний. 
5. Рассмотреть влияние знаний и информации на развитие общества. 
 
 
Заключение

Подводя итого теоретического исследования в курсовой работе, мы можем сделать следующие выводы: 
1. В экономической теории категория «экономика знаний» имеет не одно значение. Прежде всего, она включает в себя элементы, относящиеся к одному из секторов народного хозяйства, в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г. Под «экономикой знаний», или «экономикой, основанной на знаниях», стали понимать такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль. 
2. Экономика знаний имеет три принципиальные черты. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая черта состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья черта знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.  
3.«Невидимые активы» - это вложения в человеческий капитал фирмы и в НИОКР, торговая марка, интеллектуальная собственность, квалификация менеджеров и персонала, отношения с потребителями и поставщиками, внутрифирменная культура, включая этику и социальную ответственность, и т.п. 
4. Измерение знаний – является методологически сложным, поскольку знания - это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем. Поэтому сложились два подхода к измерению знаний: по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное обеспечение. По этому показателю Россия очень существенно отстает от США и стран OECD.  
5. Для формирования воспроизводственной структуры экономики, основанной на знаниях, должно сложиться такое соотношение реальной и фиктивной экономики и экономики знаний (и в каждой из них набор таких отраслей и подотраслей), которое обеспечило бы возрастающий результат воздействия на экономическую динамику научнотехнических и инновационных факторов.  
6.В настоящее время знание приобретает новое качество, становясь высоко прибыльным товаром. Но знание еще и меняет качество жизни человека. Новым социальным явлением, порожденным информационными технологиями, стало огромное влияние средств массовой информации на все стороны жизни человека. 
7.Экономику знаний характеризует в первую очередь постоянный рост доли НИОКР в общих расходах государства и частных фирм, а также стабильный рост капитализации высоконаучных фирм. Научные исследования свидетельствуют о стабильном росте стоимости интеллектуального капитала, не связанного напрямую с материальными ценностями, который определяется в первую очередь человеческим и структурным капиталом (наличие зарегистрированных патентов, инструкции и методики работы, система организации фирмы и т.д.). 
8.Для эффективного развития экономики знаний, необходимо оздоровление нравственного климата, выдвижение задачи для общества, способной сплотить население страны. Необходима эмоционально-психологическая мобилизация, нравственная консолидация общества.  
 
 
Литература

1.Андросюк К.В. Происхождение  видов…Многогранное понятие «Экономики  знаний»//Креативная экономика. №  3. 2007. 
2.Дебора Амидон. «Глобальный Импульс Стратегии Знаний»//I3 UPDATE Special Edition, February 2009.  
3.Ильин Н.И. Механизм формирования воспроизводственной структуры национальной экономики, основанной на знаниях. Деловая газета «Взгляд» (www.vz.ru)  
4.Макаров В.Л. «Экономика знаний: уроки для России»//Научная сессия общего собрания РАН (19 XII 2009), доклад.  
5.Велихов Е.П., Дынкин А.А., Рогов С.М., Сергеев В.М. Обсуждение доклада Макаров В.Л. «Экономика знаний: уроки для России». 
6.Тихомирова Е. В., Бовт В. В. Технологии для экономики знаний.//Центр проектирования контента (http://www.cpk.mesi.ru/) 
7.United Nations development programme Russia (www.undp.ru)  
8.eGov monitor (www.egovmonitor.com)  
9.The work foundation (www.theworkfoundation.com)  
10.Peter Drucker. “The Age of Discontinuity”. 2010.


Информация о работе Влияние знаний и информации на развитие общества