Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:03, курсовая работа
В экономической теории категория «экономика знаний» имеет не одно значение. Прежде всего, она включает в себя элементы, относящиеся к одному из секторов народного хозяйства, в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Таким этот термин зародился во времена изысканий, проводившихся тремя выпускниками Венского университета, которые заложили основы изучения экономики знаний - Йозефа Шумпетера, Фридриха Хайека и Фрица Махлупа.
ВВЕДЕНИЕ….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ….5
1.1. Понятие и возникновение экономики знаний….5
1.2. Основные черты экономики знаний….9
1.3. Структура экономики знаний…12
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ….18
2.1. Измерение экономики знаний….18
2.2. Роль государства в организации производства знаний….23
2.3. Влияние знаний и информации на развитие общества….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….34
«Экономика знаний»
Курсовая
работа
Содержание
ВВЕДЕНИЕ….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ
ЗНАНИЙ….5
1.1. Понятие и возникновение экономики
знаний….5
1.2. Основные черты экономики знаний….9
1.3. Структура экономики знаний…12
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
ЗНАНИЙ….18
2.1. Измерение экономики знаний….18
2.2. Роль государства в организации производства
знаний….23
2.3. Влияние знаний и информации на развитие
общества….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….34
Введение
В экономической теории категория
«экономика знаний» имеет не одно
значение. Прежде всего, она включает
в себя элементы, относящиеся к
одному из секторов народного хозяйства,
в котором происходит и производство,
и обработка знаний, и управление
ими. Таким этот термин зародился
во времена изысканий, проводившихся
тремя выпускниками Венского университета,
которые заложили основы изучения экономики
знаний - Йозефа Шумпетера, Фридриха Хайека
и Фрица Махлупа.
Основателем экономики знаний как дисциплины
считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство
и распространение знаний в США», вышедшей
в 1962 г. и переведенной на русский язык
в 1966 г. [1]. Однако по мере увеличения «сектора
знаний», в условиях наибольшего экономического
роста, достигаемого за счет научных исследований
и инноваций, с ростом образованности
населения, у термина «экономика знаний»
появилось второе значение, ставшее впоследствии
более употребляемым.
Под «экономикой знаний», или «экономикой,
основанной на знаниях», стали понимать
такой тип экономики, в котором знания
играют решающую роль. В таком значении
термин был популяризирован, а не изобретен,
Питером Друкером - еще одним американским
ученым австрийского происхождения. Использование
знаний для производства экономических
благ стало темой двенадцатой главы его
книги The Age of Discontinuity (1968).
В области макроэкономики, на стыке политики
и экономической науки, термин «экономика
знаний» применяется в общемировом масштабе
для обозначения общества будущего, к
которому сейчас идет цивилизация развитых
стран.
Дебора Амидон в работе «Глобальный Импульс
Стратегии Знаний» по этому поводу пишет:
«В настоящее время проводятся сотни конференций,
посвященных аспектам экономики, основанной
на знаниях, во всех уголках Земного шара.
То, что началось в 1987 году как инициатива,
направленная на использование интеллектуального
капитала нации, превратилось в глобальную
повестку дня международного сотрудничества.
Технология управления знаниями является
универсальной и может применяться в малых,
средних и крупных предприятиях».
В условиях глобализации, совершенствования
систем связи и способов генерации новых
технологий все чаще возникает потребность
в пересмотре старых методов управления
и организации. В производстве сильно
возрастает значение таких интеллектуальных
продуктов как «ноу-хау», знания компании.
Цель курсовой работы – изучить теоретические
основы экономики знаний.
Объект исследования в курсовой работе
– экономика знаний.
Предмет – теоретические основы экономики
знаний.
Поставленная в работе цель обусловила
ряд задач, а именно:
1. Рассмотреть понятие, структуру и основные
черты экономики знаний.
2. Рассмотреть причины и этапы возникновение
экономики знаний.
3. Изучить возможности практического
применения экономики знаний.
4. Проанализировать роль государства
в организации производства знаний.
5. Рассмотреть влияние знаний и информации
на развитие общества.
Заключение
Подводя итого теоретического
исследования в курсовой работе, мы
можем сделать следующие
1. В экономической теории категория «экономика
знаний» имеет не одно значение. Прежде
всего, она включает в себя элементы, относящиеся
к одному из секторов народного хозяйства,
в котором происходит и производство,
и обработка знаний, и управление ими.
Основателем экономики знаний как дисциплины
считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство
и распространение знаний в США», вышедшей
в 1962 г. и переведенной на русский язык
в 1966 г. Под «экономикой знаний», или «экономикой,
основанной на знаниях», стали понимать
такой тип экономики, в котором знания
играют решающую роль.
2. Экономика знаний имеет три принципиальные
черты. Первая - дискретность знания как
продукта. Конкретное знание либо создано,
либо нет. Не может быть знания наполовину
или на одну треть. Вторая черта состоит
в том, что знания, подобно другим общественным
(публичным) благам, будучи созданными,
доступны всем без исключения. И, наконец,
третья черта знания: по своей природе
это информационный продукт, а информация
после того, как ее потребили, не исчезает,
как обычный материальный продукт.
3.«Невидимые активы» - это вложения в человеческий
капитал фирмы и в НИОКР, торговая марка,
интеллектуальная собственность, квалификация
менеджеров и персонала, отношения с потребителями
и поставщиками, внутрифирменная культура,
включая этику и социальную ответственность,
и т.п.
4. Измерение знаний – является методологически
сложным, поскольку знания - это продукт,
с одной стороны, частный, который можно
присваивать, а с другой - общественный,
принадлежащий всем. Поэтому сложились
два подхода к измерению знаний: по затратам
на их производство и по рыночной стоимости
проданных знаний. Затраты включают расходы
на исследования и разработки, на высшее
образование, на программное обеспечение.
По этому показателю Россия очень существенно
отстает от США и стран OECD.
5. Для формирования воспроизводственной
структуры экономики, основанной на знаниях,
должно сложиться такое соотношение реальной
и фиктивной экономики и экономики знаний
(и в каждой из них набор таких отраслей
и подотраслей), которое обеспечило бы
возрастающий результат воздействия на
экономическую динамику научнотехнических
и инновационных факторов.
6.В настоящее время знание приобретает
новое качество, становясь высоко прибыльным
товаром. Но знание еще и меняет качество
жизни человека. Новым социальным явлением,
порожденным информационными технологиями,
стало огромное влияние средств массовой
информации на все стороны жизни человека.
7.Экономику знаний характеризует в первую
очередь постоянный рост доли НИОКР в
общих расходах государства и частных
фирм, а также стабильный рост капитализации
высоконаучных фирм. Научные исследования
свидетельствуют о стабильном росте стоимости
интеллектуального капитала, не связанного
напрямую с материальными ценностями,
который определяется в первую очередь
человеческим и структурным капиталом
(наличие зарегистрированных патентов,
инструкции и методики работы, система
организации фирмы и т.д.).
8.Для эффективного развития экономики
знаний, необходимо оздоровление нравственного
климата, выдвижение задачи для общества,
способной сплотить население страны.
Необходима эмоционально-психологическая
мобилизация, нравственная консолидация
общества.
Литература
1.Андросюк К.В. Происхождение
видов…Многогранное понятие «
2.Дебора Амидон. «Глобальный Импульс Стратегии
Знаний»//I3 UPDATE Special Edition, February 2009.
3.Ильин Н.И. Механизм формирования воспроизводственной
структуры национальной экономики, основанной
на знаниях. Деловая газета «Взгляд» (www.vz.ru)
4.Макаров В.Л. «Экономика знаний: уроки
для России»//Научная сессия общего собрания
РАН (19 XII 2009), доклад.
5.Велихов Е.П., Дынкин А.А., Рогов С.М., Сергеев
В.М. Обсуждение доклада Макаров В.Л. «Экономика
знаний: уроки для России».
6.Тихомирова Е. В., Бовт В. В. Технологии
для экономики знаний.//Центр проектирования
контента (http://www.cpk.mesi.ru/)
7.United Nations development programme Russia (www.undp.ru)
8.eGov monitor (www.egovmonitor.com)
9.The work foundation (www.theworkfoundation.com)
10.Peter Drucker. “The Age of Discontinuity”. 2010.
Информация о работе Влияние знаний и информации на развитие общества