Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:04, курсовая работа
По мнению И.А. Стрелец, глобализацию можно определить как процесс вовлечения всех стран в формирование единого экономического, социального и культурного пространства с возможностью интерактивного общения в реальном времени на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий4. В связи с этим глобализацию можно считать информационной; информационные технологии при этом превращаются в основу глобализации жизни современного мирового сообщества.
Введение
Понятие информационных технологий
Общество, информация и информационные технологии
Современные информационные технологии
Влияние информационных технологий на мировую экономику
Торгово-промышленная сфера и информационные технологии
Финансовый и фондовый рынки и информационные технологии
Рынок труда и информационные технологии
Основные направления использования информационных технологий для мировой экономики
Проблемы в мировой экономике, связанные с использованием информационных технологий
Тенденции развития мировой экономики и информационные технологии
Заключение
Список использованной литературы
Влияние информационных технологий на мировую экономику
ПЛАН
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Рубеж XX—XIX вв. отмечен глобализацией мировой экономики. Влияние на мировую экономику этого неравномерно протекающего процесса, постоянно меняющего свои формы, связано с распространением информационных технологий, непрерывным внедрением инноваций в мировом масштабе. Настоящий виток развития глобализации основан на компьютеризации почти всех сфер деятельности человека, что позволяет сегодня говорить о феномене так называемой "новой" экономики.
Можно с полным правом сказать, что Интернет как наиболее яркое проявление новых информационных технологий стал сегодня символом нового мира, новых политических и экономических решений, символом современного человека.
Глобализация мировой
По мнению И.А. Стрелец, глобализацию можно определить как процесс вовлечения всех стран в формирование единого экономического, социального и культурного пространства с возможностью интерактивного общения в реальном времени на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий4. В связи с этим глобализацию можно считать информационной; информационные технологии при этом превращаются в основу глобализации жизни современного мирового сообщества.
Автор хотел бы остановиться
на такой специфической и
В данной работе рассматривается влияние информационных технологий на мировую экономику. Первая глава посвящена общей характеристике информационных технологий. Также рассматриваются основные подходы к новой мировой экономике и информационному обществу.
Во второй главе раскрывается влияние информационных технологий на отдельные отрасли мировой экономики: промышленность и торговлю, финансы и фондовый рынок, рынок труда.
В третьей главе работы показано, какие проблемы вызывает в современном обществе применение информационных технологий, выявляются основные тенденции развития новой экономики.
По мере развития информационных технологий и усиления влияния информационных процессов на экономику и общество в целом происходит переосмысление и пересмотр теоретических концепций, отражающих данные события.
Идеи нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт) и постиндустриального общества (Д. Рисмен, Д. Белл) постепенно модифицировались в концепции информационного общества.
Характеризуя теоретические подходы к анализу современного общества, прежде всего необходимо подчеркнуть различие между понятиями «информация» и «знание». Дж. Ходжсон объясняет это различие следующим образом: «Информация — совокупность данных, которые уже интерпретированы, которым удалось придать некий смысл. А знания — продукт использования информации. Знание есть нечто такое, что находится «где-то поблизости», и надо просто «сделать его доступным» или «открыть». Многие познавательные процессы являются неявными»5.
Американский социолог Р. Кроуфорд, различая понятия «знание» и «информация», он пишет: «Знание — это способность применить информацию к конкретному роду деятельности»6.
Российский экономист
В. Иноземцев в отношении
Формирующееся новое общество называют разными именами: мегаобщество (В. Кувалдин), общество информатики и связи (И. Ниинилуто), технообщество (Б. Гейтс), электронно-цифровое общество (Д. Тапскотт) и т. п. Общее во всех этих трактовках — указание на глобальность протекающих процессов и на определяющее значение информационных технологий. Это означает, что возрастает взаимозависимость стран на уровне общества, предприятие нового типа в своей работе гораздо в меньшей степени ограничено пространственными рамками, а глобальная корпоративная сеть становится основной системой доставки и обеспечивает связь в режиме реального времени.
Постепенно формируется теория информационного общества, в рамках которой научное знание и технологический прогресс подчеркиваются в еще более явно выраженной форме. Термин «информационное общество» вводится в науку в начале 1960-х годов независимо друг от друга Ф. Махлупом в США и Т. Умесао в Японии8.
И. Масуда определяет информационное общество как такое общество, в котором точкой опоры являются информационные ценности в большей степени, чем материальные ценности, и экономика которого оценивает капитал, воплощенный в знания (knowledge capital), выше, чем капитал в материальной форме {material capital)9 .
Американский экономист В. Мартин приводит пять критериев информационного общества10:
Таким образом, формирование теории информационного общества, т.е. такого общества, в котором производство информационного продукта оказывается приоритетнее производства материальных ценностей, становится вполне закономерным.
В информационном обществе снижается значение бюрократического управления, и работники при выполнении своих основных функций становятся более самостоятельными, а каждая организационная единица представляет собой отдельный модуль, направленный на решение конкретной задачи или задач. Меняется система ценностей, когда общественность требует от компаний решения не только экономических, но и социальных проблем: возникают и активизируются общества защиты прав потребителей и прочие организации, причем их деятельность становится все более разносторонней, учитывающей интересы самых различных потребителей. Наконец, возрастает взаимопереплетение и взаимодействие экономических процессов в мировом масштабе, следовательно, возрастает роль наднационального регулирования и наднациональных институтов. Все меньше производимых благ обладает четкой национальной принадлежностью. Блага могут производиться в разных странах и регионах, а затем формироваться в виде некоего конечного блага с последующей реализацией в различных точках земного шара. ТНК модифицируются в столь глобальные структуры, что зачастую сложно бывает определить их национальную принадлежность как с точки зрения финансовых источников, так и с точки зрения производственного процесса. Точно так же в интернациональном направлении меняется и состав акционеров, которые превращаются в некую неопределенную интернациональную массу. Таковы последствия современных информационных процессов, позволяющие говорить о принципиально новом этапе развития по сравнению с индустриальным обществом.
Формируется так называемое новое индустриальное пространство, которое характеризуется возможностью разделение производственного процесса по отдельным предприятиям, размещенным в различных местах, и обеспечения единства производственного процесса за счет современных коммуникационных технологий. Появляются более широкие возможности для использования сравнительных преимуществ географического и ресурсного характера, поскольку удаленность производственных единиц друг от друга не препятствует этому.
Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы11. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Содержание понятия
Перечислим основные информационные технологии современности:
Интернет. С технической точки зрения, Интернет - объединение транснациональных компьютерных сетей, работающих по самым разнообразным протоколам, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающих данные по телефонным проводам и оптоволокну, через спутники и радиомодемы. Подавляющее большинство компьютеров в Интернет связано по протоколам TCP/IP, и именно это, вкупе с требованием наличия подключения к глобальной сети, является критерием присутствия в Интернет. Интернет замечателен тем, что сеть и ее сервисы стали широко распространены в жизни общества, что они оказались достаточно хороши, чтобы река информации потекла руслом Интернет. Интернет не решил проблему хранения и упорядочения информации, но решил проблему ее передачи — дал возможность получить любую информацию где угодно, когда угодно. Распространение информации по Интернету в 720 раз быстрее и в 355 раз дешевле, чем почтой. Передача документа в 42 страницы из Оттавы в Токио занимает 31 минуту и стоит 24,49 долл., а по Интернету - 2 минуты и 11 центов.
Во всем мире стремительно растет потребность в беспроводных соединениях, особенно в сфере бизнеса. Пользователи с беспроводным доступом к информации - всегда и везде - могут работать гораздо более производительно и эффективно, чем их коллеги, привязанные к проводным телефонным и компьютерным сетям. В использовании беспроводных сетей заинтересованы самые разные отрасли и участники рынка. С их помощью компании делают работу своих мобильных сотрудников более продуктивной; обеспечивают новым сотрудникам максимально быстрый доступ к корпоративной информации; получают возможность постоянной высокоскоростной связи между сотрудниками; «информатизируют» области, которые трудно обеспечить проводной связью; легко интегрируют новые беспроводные сети в свою структуру; обеспечивают своим сотрудникам и клиентам удобный и незаметный переход от проводных к беспроводным сетям.
Также применяются широкополосные технологии доступа на базе сетей гибридной волоконно-коаксиальной технологии (НРС). Это позволяет предоставить пользователю широкий спектр услуг в рамках единой транспортной сети: широковещательное видео, платное видео, цифровое видео DVD-качества, частные видео каналы, коммутируемая телефония, IP-телефония, Интернет, сети передачи данных (корпоративные, частные), справочные базы данных, Интернет магазины, система учета коммунальных услуг и т.д.
Электронная почта. Электронная почта (E-mail), основываясь на сетевом использовании компьютеров, дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. Здесь имеет место только однонаправленная связь. Для обеспечения двухсторонней связи придется многократно посылать и принимать сообщения по электронной почте или воспользоваться другим способом коммуникации.
Электронная почта может предоставлять пользователю различные возможности в зависимости от используемого программного обеспечения.
Аудиопочта. Это почта для передачи сообщений голосом. Она напоминает электронную почту, за исключением того, что вместо набора сообщения на клавиатуре компьютера вы передаете его через телефон. Также по телефону вы получаете присланные сообщения. Система включает в себя специальное устройство для преобразования аудиосигналов в цифровой код и обратно, а также компьютер для хранения аудиосообщений в цифровой форме. Аудиопочта также реализуется в сети. Главным преимуществом аудиопочты по сравнению с электронной является то, что она проще - при ее использовании не нужно вводить данные с клавиатуры.
Компьютерные конференции и телеконференции. Компьютерные конференции используют компьютерные сети для обмена информацией между участниками группы, решающей определенную проблему. Количество участников компьютерной конференции может быть во много раз больше, чем аудио- и видеоконференций.
Информация о работе Влияние информационных технологий на мировую экономику