Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2014 в 13:31, курсовая работа
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что на развитие современных международных экономических отношений финансы оказывают важнейшее влияние. Финансы, как экономический инструмент воздействия на экономику, способствует формированию международного сотрудничества между странами, что положительно сказывается на дальнейшем их развитии.
Роль финансов в развитии международных связей проявляется по таким направлениям, как:
1) Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.
2) Регулирование международных интеграционных процессов.
3) Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.
Введение
Глава 1. Роль финансов в международных экономических отношениях
1.1 Глобализация современных международных экономических отношений
1.2 Тенденции развития финансов в системе глобальных мировых экономических связей
Глава 2.Проблемы и направления глобализации мировой финансовой системы
2.1 Глобализация современной валютно-финансовой системы
2.2 Международные инвестиции
Глава 3. Влияние современной международной финансовой системы на развитие финансов в России
3.1 Россия в современной международной финансовой системе
3.2 Участие России в мировых хозяйственных связях
Заключение
Библиография
В структуре иностранных инвестиций, накопленных на конец декабря 2007 г., преобладают прочие инвестиции, на которые пришлось 50,2%. Аналогичный показатель для прямых иностранных инвестиций составил 46,7%.
Рассмотрим следующую таблицу: «Поступление иностранных инвестиций по их типам в 2005-2007 гг». Из данной таблицы можно более детально рассмотреть показатели иностранных инвестиций. За последнее время особенно быстро возросло поступление иностранных инвестиций в Россию, что свидетельствует о наличии в стране благоприятного инвестиционного климата и стабильной политической обстановки. По состоянию на конец 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике РФ составил 220,6 млрд. долл. США, что на 54,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 50,2% (на конец 2006г. – 49,1%), доля прямых инвестиций составила 46,7% (47,5%), портфельных – 3,1%(3,4%).
3. Влияние
современной международной
3.1 Россия в современной международной валютно-финансовой системе
Валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютных взаимоотношений с другими странами. Она находится в процессе становления и окончательно не сформировалась.
Валютная системы России установлена с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в мировую экономику и вступила в МВФ.
Рассмотрим основные элементы современной валютной системы России:
. Основой
валютной системы является
. Валютный курс
рубля официально не привязан
к иностранной валюте или
Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Как и в других странах, они включают: золото; используемые в международных расчетах ведущие иностранные валюты; резервную позицию в МВФ; средства в специальных правах заимствования. Эти резервы находятся в распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золотовалютных резервов и их структура колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка. Вследствие улучшения платежного баланса России величина золотовалютных резервов возросла до 112,8 млрд. долл. к середине ноября 2005 г. ЦБ РФ регулирует валютную структуру международных резервов с учетом мировой тенденции от долларового стандарта к многовалютному стандарту в условиях выдвижения евро на роль второй международной резервной валюты и других объективных факторов. Около 75% валютных резервов Банка России состоят из долларов США, свыше 20% - евро и 5% - других валют;
Что касается
следующего элемента валютной
системы – международных
ü Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.
Валютная система России постоянно совершенствуется, продвигаясь по пути интегрирования в мировую валютную систему. Важным элементом в достижении своей цели является составление платежного баланса страны.
Ответственность за подготовку платежного баланса лежит на Центральном банке РФ, который составляет финансовые счета на основе представленной ему отчетности по потокам финансовых ресурсов и сведений Госкомстата России, который обобщает данные по текущим операциям.
Платежный баланс России составляется по методу начислений. В соответствии с ним операции отражаются на момент передачи прав собственности на товары, активы и услуги. Этот метод отличается от кассового метода, когда сделка фиксируется на момент оплаты. Метод начислений не дает достоверных сведений о текущих расчетах, валютных поступлениях и платежах (в отличие от кассового метода), но зато фиксирует все потоки ресурсов. Это позволяет увязывать основные показатели баланса с показателями системы национальных счетов. Тем самым в настоящее время платежному балансу отводится важная роль в качестве инструмента макроэкономического анализа.
Платежный баланс РФ составляется в двух вариантах. Первый -«нейтральное представление» формируется в соответствии с установками Фонда. Второй - «аналитическое представление» - с учетом специфики международных финансовых операций России. Составляются как общий платежный баланс, так и по странам дальнего зарубежья и СНГ.
Оценка платежного баланса Российской Федерации за I квартал 2009 года (млрд. долларов США)
счет текущих операций |
I квартал 2009 г. (оценка) |
Справочно: |
||
I квартал 2008 г. |
2008 г. |
2007 г. | ||
11,1 |
38,0 |
102,3 |
77,0 | |
Торговый баланс |
21,7 |
49,9 |
179,7 |
130,9 |
Экспорт |
60,1 |
110,1 |
471,6 |
354,4 |
сырая нефть |
17,8 |
38,6 |
161,1 |
121,5 |
нефтепродукты |
8,8 |
17,6 |
79,9 |
52,2 |
природный газ |
9,2 |
17,9 |
69,1 |
44,8 |
прочие |
24,3 |
35,9 |
161,5 |
135,8 |
Импорт |
-38,4 |
-60,2 |
-291,9 |
-223,5 |
Баланс услуг |
-3,2 |
-4,6 |
-25,0 |
-19,6 |
Экспорт |
8,6 |
10,3 |
51,3 |
39,4 |
Импорт |
-11,9 |
-14,9 |
-76,3 |
-59,1 |
Баланс оплаты труда |
-2,2 |
-2,8 |
-14,2 |
-7,3 |
Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) |
-4,6 |
-3,8 |
-35,1 |
-23,4 |
Доходы к получению |
8,6 |
14,8 |
53,6 |
44,8 |
Доходы к выплате |
-13,2 |
-18,5 |
-88,7 |
-68,2 |
Федеральные органы управления |
0,5 |
0,3 |
-0,7 |
-1,0 |
Доходы к получению |
0,9 |
0,8 |
1,2 |
1,4 |
Доходы к выплате |
-0,4 |
-0,5 |
-1,9 |
-2,4 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) |
-0,0 |
-0,0 |
-0,1 |
-0,1 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
2,2 |
4,8 |
18,1 |
17,2 |
Доходы к получению |
2,2 |
4,8 |
18,2 |
17,2 |
Доходы к выплате |
0,0 |
-0,0 |
-0,1 |
0,0 |
Банки |
-1,2 |
-1,9 |
-6,9 |
-5,1 |
Доходы к получению |
2,0 |
1,6 |
7,5 |
4,7 |
Доходы к выплате |
-3,2 |
-3,5 |
-14,4 |
-9,9 |
Прочие секторы |
-6,1 |
-6,9 |
-45,6 |
-34,4 |
Доходы к получению |
3,5 |
7,6 |
26,6 |
21,5 |
Доходы к выплате |
-9,6 |
-14,5 |
-72,2 |
-55,9 |
Баланс текущих трансфертов |
-0,6 |
-0,8 |
-3,1 |
-3,5 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-29,9 |
-25,7 |
-138,8 |
85,7 |
Счет операций с капиталом |
-0,1 |
-0,1 |
0,5 |
-10,2 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-29,8 |
-25,7 |
-139,3 |
95,9 |
Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) |
-6,7 |
22,3 |
95,2 |
208,8 |
Федеральные органы управления |
-1,1 |
-1,4 |
-8,1 |
-7,5 |
Портфельные инвестиции |
-0,7 |
-0,8 |
-6,5 |
-3,9 |
выпуск |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
погашение |
-1,1 |
-1,1 |
-4,5 |
-4,6 |
корпусов |
-0,5 |
-0,3 |
-2,7 |
-2,8 |
купонов |
-0,6 |
-0,7 |
-1,7 |
-1,8 |
реинвестирование доходов |
0,3 |
0,4 |
1,6 |
1,9 |
вторичный рынок |
0,0 |
-0,2 |
-3,6 |
-1,2 |
3.1
Участие России в
Насущные задачи национального развития и реформирования экономики диктуют необходимость расширения и углубления внешнеэкономических связей России. Эти связи должны способствовать всемерному использованию преимуществ международного разделения труда.
Экономические интересы России настолько сложны и многообразны, что должным образом их можно обеспечить, лишь развивая сотрудничество с самыми разными государствами и группами стран. Внешнеэкономические связи .России с развивающимися странами предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами мира. Тем более, что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован.
Расширение экономического сотрудничества России с развивающимися странами тесно связано с укреплением и развитием экспортного сектора на основе диверсификации и облагораживания его структуры. Мировой опыт свидетельствует, что реальные направления участия каждой страны в международном разделении труда формируются лишь через экспортную ориентацию. При этом экспортоориентированность страны способствует созданию и поддержке прежде всего тех производств и структур, которые уже обладают сравнительными преимуществами или могут их обрести впоследствии. А это, в свою очередь, способствует более полному и эффективному использованию национальных экономических ресурсов.
Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции.
По оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.
Наиболее благоприятны перспективы для расширения российского экспорта в группе «новых индустриальных стран». При этом возможно наращивание как экспорта сырья, так и готовых изделий. Особенно велики потенциальные возможности для экспорта в развивающиеся страны продукции обрабатывающей промышленности России, в том числе машин и оборудования. Косвенным подтверждением может служить существенное нарастание спроса на все виды сырья и готовых изделий в развивающихся странах.
Важным направлением российского экспорта в развивающиеся страны должен стать вывоз высокотехнологичного комплектного оборудования и связанных с ним услуг, лицензий, научных идей для их совместного практического воплощения и др. Это направление экспорта России должно быть ориентировано на «новые индустриальные страны».
Важную роль в наращивании российского экспорта в развивающиеся страны по всем товарным группам, но прежде всего по промышленным изделиям, должны сыграть инвестиции, направленные на создание и развитие производств, ориентированных на местные рынки, а также на экспорт в третьи страны.
Видимо, свое слово в этом плане должны сказать набирающие силу в последние годы российские финансово-промышленные группы.
Важно указать и на региональную направленность российских инвестиций: в первую очередь они должны направляться в так называемые полюса экономического роста, в зоны с благоприятным инвестиционным климатом (экспортно-производственные зоны, разного рода свободные экономические зоны).
Заметную роль в расширении экономических связей с развивающимися странами должно сыграть двух- и многостороннее научно-производственное сотрудничество, в процессе которого создаются материальные предпосылки для наращивания российского производства и экспорта.
Важным фактором в развитии экономического сотрудничества с развивающимися странами является внешний долг РФ.
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 октября 2008 года
Категория долга |
млрд. долларов США |
млрд. евро** |
|
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
40.4 |
28.0 |
|
Задолженность перед официальными кредиторами -членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
1.4 |
1.0 |
|
Задолженность перед официальными кредиторами -не членами Парижского клуба |
2.0 |
1.4 |
|
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1.5 |
1.0 |
|
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
0.8 |
0.6 |
|
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
4.6 |
3.2 |
|
Задолженность по еврооблигационным займам |
27.7 |
19.2 |
|
Задолженность по ОВГВЗ |
1.8 |
1.2 |
|
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
0.6 |
0.4 |