Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:04, курсовая работа
Здоровье относится к одной из главных ценностей современного человека, именно поэтому медицинское страхование в любой стране составляет важнейшую часть социальной инфраструктуры.
В нашей стране существует обязательное (представляет собой вид обязательного социального страхования, обеспечиваемый с помощью государственных мер, направленных на реализацию бесплатной медицинской помощи, но в пределах программы обязательного медицинского страхования) и добровольное медицинское страхование (вид личного страхования, позволяющий получить медицинскую помощь в лечебно-профилактических учреждениях, не работающих по программе обязательного медицинского страхования).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы функционирования ФОМС…………………...4
Основные положения о ФОМС…………………………………………….4
1.2 Основные задачи, функции и организационная структура ФОМС……...6
1.3 Основные принципы деятельности ФОМС..............................................11
Глава 2 Анализ доходов и расходов ФОМС ……………………...…………...12
2.1 Формирование доходов ФОМС и их анализ….………………………….12
2.2 Анализ расходов ФОМС……………………………………………….....16
2.3 Анализ сбалансированности ФОМС …………………………. ….……..20
Глава 3 Пути повышения эффективности деятельности ФОМС......................21
3.1 Проблемы ФОМС и возможные пути их решения………………………21
3.2 Программа модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011-2012 г.г.…………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………………32
9) участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
10) осуществление сбора и анализа информации и представление в Правительство РФ;
11) организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
12) изучение и обобщение практики применения нормативно-правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
13) обеспечение организации научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
14) осуществление участия в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
15) ежегодное представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета ФФОМС на соответствующий год и о его исполнении.
Именно на ФФОМС возлагается реализация общего нормативного и организационного руководства системой обязательного медицинского страхования, также он представляет собой учреждение, подотчетное Законодательному Собранию и Правительству РФ. Бюджет данного фонда и отчет об его исполнении утверждается Государственной Думой. Его формируют страховые взносы предприятий, взносы территориальных фондов обязательного медицинского страхования, предназначенные на реализацию совместных программ и другие источники.
Что касается ТФОМС, то их роль заключается в выполнении следующих задач:
1) осуществление контроля за реализацией государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории соответствующего субъекта РФ,
2) регулирование взаимоотношений между субъектами и участниками системы обязательного медицинского страхования.
Следует отметить, что именно территориальные фонды аккумулируют и распределяют финансовые средства обязательного медицинского страхования, являющиеся государственной собственностью и не входящие в состав других бюджетов. Образование финансовых средств происходит за счет страховых взносов, которые уплачиваются предприятиями на обязательное медицинское страхование работающего населения, средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также других источников. ТФОМС являются подотчетными органам представительной и исполнительной власти.
Коллегиальный орган-правление и председатель ФФОМС осуществляют управление ФФОМС. Следует отметить, что они решают следующие вопросы: утверждают перспективные планов работы ФФОМС; рассматривают проекты бюджета ФФОМС и отчеты об его исполнении, утверждают годовые отчеты о результатах деятельности ФФОМС; рассматривают проекты нормативных актов, направленных на совершенствование системы обязательного медицинского страхования; принимают решения по поводу внесения предложений, касающихся определения норматива средств на содержание ФФОМС, рекомендаций, касающихся определения норматива средств на содержание ТФОМС, а также страховых медицинских организаций; формируют ревизионную комиссию.
Коллегиальный орган-правление ФФОМС состоит из одиннадцати человек, его утверждает Правительство РФ на 3 года. Коллегиальный орган возглавляется председателем (министр здравоохранения РФ). В составе коллегиального органа могут быть представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профсоюзов и иных общественных объединений.
Решение коллегиальный орган принимает голосованием во время заседания всех членов правления. Причем заседания коллегиального органа проводят не реже, чем 4 раз в год.
Назначение на должность Председателя ФФОМС и освобождение от должности реализуется Правительством РФ по предложению Министра здравоохранения РФ, а назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя ФФОМС осуществляет Министр здравоохранения РФ по предложению председателя ФФОМС.
В свою очередь, на Председателя ФФОМС возлагается осуществление руководства за текущей деятельностью, ответственность за соответствующие результаты. Также Председатель ФФОМС выполняет следующие действия: распоряжение имуществом ФФОМС, заключение договоров, открытие расчетных счетов, утверждение структуры, штатного расписания, сметы расходов ФФОМС, организация учета и отчетности ФФОМС, издание приказов и другое. Обязанности Председателя ФФОМС может выполнять заместитель Председателя ФФОМС по причине его временного отсутствия.
Финансовую деятельность ФФОМС контролирует ревизионная комиссия. Причем назначает проверки деятельности ФФОМС Министерство здравоохранения РФ.
Что касается организационной структуры ФФОМС, то на сегодняшний день Председателем ФФОМС является Стадченко Н.Н., а заместителями председателя являются Карчевская С.А., Нечепоренко Ю.А., Кувалдин А.И., Соколова И.В. (рисунок 1, смотри приложение).
1.3.
Основные принципы
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в РФ” Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в процессе осуществления обязательного медицинского страхования должны руководствоваться следующими основополагающими принципами:
1) необходимо обеспечивать гарантии бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи, причем за счет средств обязательного медицинского страхования, при наступлении страхового случая в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) достижение устойчивости финансовой системы обязательного медицинского страхования, которая обеспечивается в результате равенства страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;
3) страхователи обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование в пределах, которые установлены соответствующими федеральными законами;
4) гарантированность государством выполнения прав застрахованного лица на осуществление определенных обязательств по обязательному медицинскому страхованию в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования, причем их выполнение не зависит от финансового положения страховщика;
5) необходимо создать условия для реализации доступности и качества медицинской помощи, которая осуществляется в пределах программы обязательного медицинского страхования;
6) должно обеспечиваться равноправие представительства каждого субъекта обязательного медицинского страхования и каждого участника обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.
Глава 2. Анализ доходов и расходов ФОМС
2.1. Формирование доходов ФОМС и их анализ
Формирование доходов ФОМС происходит в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, законодательством РФ о страховых взносах, законодательством РФ о налогах и сборах и прочее.
Согласно статье 146 пункт 3 БК РФ доходами бюджета ФФОМС являются:
1) неналоговые доходы, состоящие из: страховых взносов на обязательное медицинское страхование; недоимок, пеней и штрафов по взносам в ФФОМС; доходов в результате размещения временно свободных средств ФФОМС; штрафов, санкций, сумм, которые поступают в связи с возмещением ущерба;
2) безвозмездные поступления, состоящие из: межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемые ФФОМС; прочих поступлений. [3, с.151]
В статье 146 пункт 4 БК РФ закреплено, что доходами бюджетов ТФОМС являются:
1) неналоговые доходы, состоящие из: недоимок и пеней по взносам в ТФОМС; доходов в результате размещения временно свободных средств ТФОМС; штрафов, санкций, сумм, которые поступают в связи с возмещением ущерба;
2) безвозмездные поступления, состоящие из: межбюджетных трансфертов из ФФОМС; межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, передаваемые ТФОМС; прочих поступлений. [3, с.152]
Рассмотрим доходы бюджета ФФОМС за 2010-2012 г.г.
Согласно ФЗ № 269-ФЗ «Об исполнение бюджета ФФОМС за 2010 год» общий объем доходов ФФОМС в 2010 году составил 101 843 605,4 тыс. руб. В свою очередь, согласно ФЗ № 154-ФЗ «Об исполнение бюджета ФФОМС за 2011 год» общий объем доходов ФФОМС в 2011 году уже составил 348 437 079,3 тыс. руб. Таком образом, нетрудно заметить, что произошло увеличение доходов ФФОМС на 246 593 473,9 тыс. руб. Что касается доходов в 2012 году, то согласно предварительной оценке, основанной на ФЗ № 370-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", общий объем доходов составил 966 542 187, 3 тыс. руб. То есть в 2012 году снова произошло увеличение доходов на 618 105 108 тыс. руб. по сравнению с предыдущим.
Таблица №1 «Доходы бюджета ФФОМС за 2010-2011 г.г., тыс. руб.»
Доходы: |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего: |
101 843 605,4 |
348 437 079,3 |
966 542 187, 3 |
Налоговые и неналоговые доходы |
97 109 605,4 |
327 294 923,1 |
914 654 385, 7 |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС |
91 027 827,3 |
326 631 952,4 |
913 991 622, 7 |
Налоги на совокупный доход |
1 164 507,9 |
591 729,1 |
- 20 266, 9 |
Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
805 954,4 |
499 654,5 |
- 21 827, 4 |
Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы |
487 960,3 |
206 540,1 |
- 12 747, 4 |
Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов |
138 474,1 |
206 540,1 |
- 7 077, 6 |
Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов |
178 689,5 |
231 579,1 |
- 2 150, 5 |
Доходы от выдачи
патентов на осуществление |
830,5 |
462,7 |
148, 1 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
353 195,7 |
86 194,7 |
1 323, 3 |
Единый сельскохозяйственный налог |
5 357,8 |
5 879,9 |
237, 2 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
4 903 134,2 |
-37 464,0 |
28 022, 1 |
Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС |
14 505,5 |
11 637,5 |
5 706, 8 |
Единый социальный налог, зачисляемый в бюджет ФФОМС |
4 888 628,7 |
-49 101,5 |
22 315, 3 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
12 580,9 |
10 532,0 |
716, 8 |
Прочие доходы ФФОМС от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета ФФОМС |
12 580,9 |
10 532,0 |
716, 8 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,9 |
1,4 |
2, 1 |
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ФФОМС (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу) |
0,9 |
1,4 |
2,1 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
880,6 |
7 407,3 |
5 030, 5 |
Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом РФ в соответствии со ст. 48 – 51 ФЗ от 24. 07.2009 г N 218-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ФФОМС и ТФОМС |
669,2 |
2 460,5 |
3 778, 6 |
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет ФФОМС |
211,4 |
4 946,8 |
214, 1 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
62 085,0 |
48 317,5 |
107 467, 7 |
Доходы бюджета ФФОМС от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
62 085,0 |
48 317,5 |
107 467, 7 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-61 411,4 |
-46 861,3 |
- 29 666,1 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета ФФОМС |
-61 411,4 |
-46 861,3 |
- 29 666,1 |
Безвозмездные поступления |
4 734 000,0 |
21 142 156,2 |
51 887 801, 6 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
4 734 000,0 |
21 140 700,0 |
51 810 000, 0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС |
4 734 000,0 |
21 140 700,0 |
51 810 000, 0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
734 000,0 |
890 700,0 |
900 000, 0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
4 000 000,0 |
4 000 000,0 |
4 000 000, 0 |
Такое увеличение доходов ФФОМС в 2011 году связано с ростом налоговых и неналоговых доходов в 2,37 раза, а также увеличением в 3,46 раза безвозмездных поступлений (согласно данным таблицы №1).
Рост налоговых и неналоговых доходов обусловлен в первую очередь увеличением в 2011 году на 235604125,1 тыс. руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование (причиной которого стало повышение тарифа страхового взноса на 2%, составив 3,1% в 2011 году). Также увеличение произошло за счет роста поступлений от налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов на 68066 тыс. руб.; штрафов, санкций, возмещений ущерба на 6526,7 тыс. руб.
Рост безвозмездных поступлений связан с увеличением безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ на 16 406 700 тыс. руб., а также с увеличением на 156 700 тыс. руб. средств, передаваемых ФФОМС из федерального бюджета, на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Но в свою очередь, в 2011 году снизились поступления от налогов на совокупный доход на 572778,8 тыс. руб.; произошло снижение доходов от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении УСН на 44,2%; уменьшились поступления от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 3,09 раза.
Увеличение доходов ФФОМС в 2012 году связано с ростом налоговых и неналоговых доходов в 1,79 раза, а также увеличением в 1,45 раза безвозмездных поступлений (согласно данным таблицы №1).
Рост налоговых и неналоговых доходов обусловлен в первую очередь увеличением в 2012 году на 587359670,3 тыс. руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование (причиной которого стало повышение тарифа страхового взноса на 2%, составив 5,1% в 2012 году). Также увеличение произошло за счет роста доходов бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет на 59 150,2 тыс.руб., денежные взысканий (штрафов), налагаемых Пенсионным фондом РФ в соответствии со ст. 48 – 51 ФЗ от 24. 07.2009 г N 218-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ФФОМС и ТФОМС на 1 318,1 тыс. руб.
Рост безвозмездных поступлений в 2012 году связан с увеличением безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ на 30 669 300 тыс. руб., а также с увеличением на 9 300 тыс. руб. средств, передаваемых ФФОМС из федерального бюджета, на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.