Внелегальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:41, реферат

Краткое описание

Среди проблем экономической безопасности страны все большее значение приобретает расширение масштабов внелегального (существующего вне рамок закона) экономического сектора в экономике. Внелегальная экономика приобрела значительный удельный вес, став сектором экономики, где доминирующую роль играют неформальные и внеправовые отношения. По некоторым экспертным оценкам доля внелегального сектора в России составляет до 40% ВВП и в условиях экономической нестабильности имеет устойчивую тенденцию к росту.

Содержание

1. Цена подчинения закону и цена внелегальности
1.1 Цена подчинения закону
1.2 Структура внелегальной экономики
1.3 Цена внелегальности
2 Последствия существования внелегальной экономики
2.1 Макроэкономические последствия
2.2 Внелегальный рынок как институциональная система
З Практические примеры

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Внелегальная экономика.docx

— 21.03 Кб (Скачать файл)

 

1. Цена подчинения закону и цена внелегальности

1.1 Цена подчинения закону

1.2 Структура внелегальной экономики

1.3 Цена внелегальности

2 Последствия существования внелегальной экономики

2.1 Макроэкономические последствия

2.2 Внелегальный рынок как институциональная система

З Практические примеры

 

Причины внелегального осуществления экономической деятельности - цена подчинения закону

Введение

Среди проблем экономической безопасности страны все большее значение приобретает  расширение масштабов внелегального (существующего вне рамок закона) экономического сектора в экономике. Внелегальная экономика приобрела значительный удельный вес, став сектором экономики, где доминирующую роль играют неформальные и внеправовые отношения. По некоторым экспертным оценкам доля внелегального сектора в России составляет до 40% ВВП и в условиях экономической нестабильности имеет устойчивую тенденцию к росту.

Беспрецедентные масштабы внелегальных экономических отношений в России явились закономерным итогом сложнейших процессов, связанных с переходом от системы государственного социализма к рыночной экономике. Сегодня уже очевидно, что в концепции осуществлявшихся в нашей стране рыночных преобразований и в их реализации были допущены серьезные изъяны, спровоцировавшие рост внелегальной экономической деятельности. В значительной степени это связано с просчетами государственной политики приватизации и несовершенством правового регулирования рыночных преобразований.

Объективным фактором экспансии внелегальных экономических отношений стало разрушение прежней государственности, приведшей к разрыву традиционных связей между отдельными предприятиями и целыми территориями. Не последнюю роль в криминализации хозяйственной жизни России сыграло ослабление борьбы с экономическими преступлениями, оправдываемое тезисом о необходимости использования капиталов внелегального сектора экономики как ресурсной базы экономических реформ. Широко трактуемая хозяйственная самостоятельность государственных предприятий была чревата существенным нарушением имущественных интересов государства. Эта потенциальная опасность в значительной степени реализовалась на практике - в коммерческие структуры под видом учредительских взносов и различных хозяйственных операций «перекачивались» государственные ресурсы, которые использовались в личных корыстных целях.

Вследствие вышеперечисленного, в  обществе сформировалась система внеправовых  экономических отношений, приведшая  к образованию мощного внелегального сектора, объединившего совокупность криминально ориентированных субъектов экономики и структур преступного мира, распоряжающихся крупным капиталом и ведущих широкомасштабную предпринимательскую (прежде всего коммерческую) деятельность, используя противозаконные механизмы блокирования конкуренции на финансовых рынках и рынках основных товарных групп.

Отличительными чертами внелегальной экономики стали динамичность и более высокая степень её организации по сравнению с легальной экономикой. Система внелегальных экономических отношений получила тенденцию к устойчивому воспроизводству, механизм которого связан с формированием в ней структур, оказывающих значительное влияние на принятие общегосударственных экономико-политических решений и обладающих доминирующей конкурентоспособностью в сравнении с легальными хозяйственными субъектами.

Особенность развития внелегального сектора в России в его тесной взаимосвязи с легальной экономикой. С одной стороны, субъекты внелегальной экономики используют в своей деятельности ее материально-вещественные факторы, трудовые ресурсы, не вступая в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования, а с другой - отмечается тенденция возникновения новых хозяйственных структур, основанных на капиталах криминального происхождения. Последнее связано с расширением неконтролируемого проникновения доходов, полученных незаконным путем, в легальную экономику. По различным оценкам, до 70% из них вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности.

Проблемы, связанные с существованием внелегального сектора в экономике, приобрели международное значение, будучи в той или иной степени актуальными для всех стран. Во второй половине 90-х годов в развитых странах внелегальная экономика, по оценкам аналитиков журнала "Эксперт", была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП. Наибольших масштабов внелегальный сектор достиг в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, где он ненамного уступает по масштабам экономике официальной.

Интерес к феномену внелегальной экономики обусловлен растущим пониманием того, что игнорирование внелегальной экономической деятельности искажает масштабы и динамику макроэкономических процессов, а это, в свою очередь, ведет к неадекватной государственной экономической политике.

 

Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995.

Эта книга на множестве примеров воспроизводит результаты экономических исследований, расчетов и оценок, выполненных Институтом свободы и демократии.

В отличие от других определений  теневой экономики (= нелегальной, внелегальной, подпольной, черного рынка), выделяющих, например, размеры предприятия или практику уклонения от налогов, Институт свободы и демократии обращается к причинам явления. Мы определяем теневую экономику как прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности превышают выгоды от достижения своих целей. Кроме деятельности, предпринимаемой целиком вне рамок закона, понятие «теневая экономика» охватывает еще и тех, для кого государство открыло возможности легализации, но без принятых выгод и защиты, которые закон распространяет на действительно законную деятельность. Во всех случаях, однако, данное понятие характеризует не предприятия, а скорее институциональные рамки, которые определяют границы внелегальной экономической деятельности.

Исследования Института показывают, что теневая деятельность отнюдь не синоним хаоса и анархии, как  полагают многие. Напротив, у теневиков есть ясные и определенные интересы, их жизнь организована законами, которые они стихийно выработали взамен отсутствующих государственных. В этом смысле, до тех пор, пока черный рынок является симптомом институционального кризиса, с которым сталкиваются бедные страны, законотворчество в подпольной экономике — потенциальный источник многих решений, необходимых для выхода из этого кризиса.

Термином «внелегальная экономика» обозначают обычно такую ситуацию: тайные, незарегистрированные, нелегальные компании и промышленные предприятия, не платящие налогов, конкурируют, используя нечестные методы, с компаниями и предприятиями, уважающими закон и своевременно уплачивающими все налоги. Дельцы черного рынка — это пираты, укрывающие от казны средства, которые могли бы быть использованы для решения социальных проблем и укрепления самой структуры общества. Такой тип мышления, как доказывает Эрнандо де Сото, абсолютно ошибочен. В странах, подобных Перу, проблемой является не черный рынок, а само государство. Внелегальная экономика есть стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс. Парадокс в том, что данное исследование, выполненное институтом, защищающим экономическую свободу, содержит непревзойденное по силе и суровости обвинение в адрес правительств третьего мира и в то же время показывает бессодержательность радикальной марксистской критики экономической отсталости развивающихся стран.

 

1. Цена подчинения закону и цена внелегальности

Высокие трансакционные издержки на обмен легально зафиксированными правомочиями мешают попаданию правомочий в руки собственников, которые смогут распорядиться ими наиболее эффективно. Означает ли это, что обмен не происходит вообще и экономические агенты смиряются с неоптимальной структурой собственности? Поиск альтернативного решения отражают попытки экономических агентов специфицировать права собственности и организовать обмен ими без участия государства, т. е. внелегально. Данный термин означает отказ индивидов от использования норм писаного права для организации повседневной деятельности и обращение к неписаному праву, т. е. нормам, зафиксированным не в законах, а главным образом в традициях и обычаях, а также к альтернативным механизмам разрешения конфликтов по поводу обмена и защиты прав собственности. Тем самым экономические агенты избегают попадания в тупиковую ситуацию, когда государство не может в ходе первоначальной спецификации прав собственности наделить ею потенциально наиболее эффективных собственников, а обмен правомочиями невозможен из-за запретительно высоких трансакционных издержек.

Известны многие примеры  сосуществования легальности внелегальной систем прав собственности. В командной экономике, несмотря на закрепленный в законе общенародный характер собственности, основные правомочия реально находились в руках бюрократии, как партийной, так и административной (министерства, главки). Соответственно, существовали и альтернативные механизмы разрешения конфликтов, принимавшие форму торгов и сделок, где в качестве предмета обмена выступали не только товары и услуги, но и «положение в обществе, власть и подчинение, законы и права их нарушать». Еще более яркий пример дуализма представляет собой экономика Перу и других латиноамериканских стран, где государственная судебно-правовая система и защищаемые ею права собственности лежат в основе лишь незначительной части сделок. Как показал Э. де Сото, деятельность целых секторов экономики – розничной торговли, общественного транспорта, строительства и др. – регулируется на основе внелегальной системы прав собственности. Например, строительство нового многоэтажного жилого дома в столице Перу Лиме начинается не с получения разрешения в мэрии, а с захвата участка под строительство по принципу приоритета первого (first came — first served). Впоследствии установленное подобным образом право собственности защищается социальными санкциями и обычным правом, а нелегально фиксируемыми титулами права собственности.

 

1.1 Цена подчинения закону

Основной причиной внелегального осуществления экономической деятельности являются высокие трансакционные издержки, связанные с действием в рамках закона. Используя рассмотренную в предыдущей лекции классификацию трансакционных издержек, отметим, что главным образом речь идет о высоких издержках заключения контракта, издержках спецификации и защиты прав собственности и издержках защиты от третьих лиц. Впрочем, Э. де Сото предлагает объединить эти издержки в один термин «цена подчинения закону». Цена подчинения закону включает в себя:

• издержки доступа к  закону — затраты на регистрацию  юридического лица, на получение лицензий, открытие счета в банке, получение  юридического адреса и выполнение иных формальностей;

• издержки продолжения  деятельности в рамках закона, связанные  с необходимостью выплаты налогов, подчинением требованиям закона в области трудовых отношений, регулирующим длительность рабочего дня, минимальную  заработную плату, социальные гарантии, выплатой судебных издержек при решении  конфликтов в рамках легальной судебной системы.

Стоит подчеркнуть, что цена подчинения закону включает не только прямые денежные затраты, но и затраты  времени на выполнение тех или  иных процедур6. Причем именно эта составляющая часто бывает особенно велика. Например, процедура получения разрешения на строительство жилого дома в Лиме занимает в общей сложности 4 года I месяц, получение разрешения на организацию мелкооптового рынка — 17 лет, получение разрешения на открытие небольшого магазина — 43 дня. Аналогичным

 

 

1.2 Структура внелегальной экономики

1.3 Цена внелегальности

2 Последствия существования внелегальной экономики

2.1 Макроэкономические последствия

2.2 Внелегальный рынок как институциональная система


Информация о работе Внелегальная экономика