Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:59, реферат
Внешнеторговая политика служит важным компонентом отраслевого регулирования. Импортно-экспортные потоки, демпинг, тарифы, субсидии квоты оказывают существенное влияние на развитие рынков внутри страны и на формирование их структуры.
Международная торговля, порожденная сравнительными преимуществами производства в разных странах и позволяющая использовать специализацию и повышать эффективность, ведет к росту общего благосостояния. Любые ограничения, налагаемые на экспорт/импорт, снижают эффективность производства и ухудшают экономическое положение использующих их стран. История внешнеторговой политики противоречит столь упрощенной трактовке роли либерализма и протекционизма во внешнеэкономических отношениях. Практика показывает, что в ряде случаев использование импортных/экспортных тарифов и квот может быть оправданным, когда на мировом рынке отечественным производителям противостоят конкуренты, обладающие монопольной властью. Государство в этом случае может стремиться повысить общественное благосостояние либо ограничивая монопольную власть зарубежных фирм на внутреннем рынке, либо помогая отечественным производителям приобрести/усилить монопольную власть на зарубежных рынках.
Общее изменение благосостояния зависит от соотношения величин указанных четырех эффектов. При запретительном значении импортного тарифа его незначительное снижение будет сопровождаться небольшой величиной эффекта снижения налоговых поступлений (третий эффект), в то же время первый и четвертый эффекты будут достаточно велики, поэтому общее изменение благосостояния будет положительным. Напротив, при значении тарифа, стремящемся к нулю, величина первого и четвертого эффектов также стремится к нулю. В этом случае снижение импортного тарифа окажет отрицательное воздействие на благосостояние. Можно заключить, что оптимальной стратегией государства при достаточно низком уровне импортного тарифа будет его повышение, при высоком уровне - повышение.
Помимо внешней политики по отношению к зарубежной фирме, существует проблема выбора оптимальной политики по отношению к отечественному производителю. Предположим, отечественная фирма конкурирует по Курно с зарубежной на рынке третьей страны. Общественное благосостояние в данном случае совпадает с суммой прибыли, полученной отечественным продавцом. Экспортная субсидия (рисунок 5) приводит к повышению максимизирующего прибыль объема продаж отечественной фирмы при любом объеме продаж зарубежного конкурента, что отражается на графике со сдвигом функции реакции вправо.
Рисунок 5 – Экспортные субсидии при взаимодействии фирм по Курно
Под воздействием экспортной субсидии помимо роста общего объема продаж, происходит перераспределение доли мирового рынка и суммарной прибыли в пользу отечественного производителя. Повышается благосостояние общества (прибыль производителя за вычетом суммы субсидии).
Итак, в определенных ситуациях оптимальной внешнеторговой политикой государства на рынке олигополии может служить ненулевое значение импортных тарифов и экспортных субсидий. Проблема состоит в том, что в долгосрочной перспективе выигрыш или проигрыш от использования протекционистской внешнеторговой политики зависят от реакции на нее других стран. Политика ограничения импорта или стимулирования экспорта безоговорочно приносит выигрыш, если страны-конкуренты в международной торговле не реагируют на нее принятием адекватных мер.
В долгосрочной перспективе на мировом рынке лучшей политикой будет служить отказ от протекционизма. Если рассматривать повторяющееся взаимодействие стран - торговых партнеров, использование протекционизма будет лучшей стратегией для них только в условиях высокой неопределенности относительно перспектив будущего положения на мировом рынке. В то же время в краткосрочной перспективе для принимающих решение правительств существует сильный стимул использования протекционистских мероприятий, причем с ростом монопольной власти в международной торговле укрепляется и заинтересованность в их осуществлении.
Информация о работе Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке