Внешнеэкономическая деятельность Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:04, доклад

Краткое описание

Достижению положительных результатов в сфере внешнеэкономической деятельности, безусловно, способствовало устранение различных административных и технических барьеров. Координатором в этой работе является Министерство иностранных дел Республики Беларусь, но важную работу выполняют и такие органы, как Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь, Министерство экономики и Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

609478.rtf

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внешнеэкономическая деятельность Беларуси

 

Экспорт и импорт: результаты

 

29 октября 2010 г. в Национальном пресс-центре прошла пресс-конференция с участием представителей Министерства иностранных дел Республики Беларусь, посвященная вопросам внешнеэкономической деятельности. Андрей Евдоченко, заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь, рассказал о торговой политике Республики Беларусь, а также о тех мероприятиях, которые осуществляют органы государственного управления с целью активизации внешней торговли.

По мнению заместителя Министра иностранных дел, мировая экономика выходит из кризиса достаточно медленно, а внешние рынки пока сдержанно реагируют на предложение производителей. Тем не менее Беларуси удалось достичь определенных успехов в реализации своей внешнеэкономической политики. За январь - август 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года белорусский экспорт вырос на 17,6%, или на 2,3 млрд.дол. США. Однако объем экспорта пока не достиг уровня 2008 г., когда поставки за рубеж продукции белорусских производителей росли наиболее динамично. Почему сложилась такая ситуация?

Беларусь пока не может выйти на уровень прежних лет по экспорту калийных удобрений. В 2010 г. существенно изменились условия торговли нефтью и нефтепродуктами. Доля сырья (нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений) в белорусском экспорте сократилась на 9% и составила примерно треть всего экспорта. Падение сырьевого экспорта компенсировано увеличением поставок на внешние рынки белорусской продукции (прежде всего автомобильной и сельскохозяйственной техники, другой сложной технической продукции, продуктов питания). И вот результат: без учета сырья белорусский экспорт вырос на 36,6%, или на 2,72 млрд.дол. США. Если раньше всерьез говорили о том, что сырьевой экспорт превалирует, то сейчас ситуация начала изменяться: в среднем без учета экспорта нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений поставки белорусской продукции на внешние рынки ежемесячно увеличиваются в денежном выражении примерно на 340 млн.дол. США.

Темп роста экспорта в Российскую Федерацию вырос на 48,7% за 8 месяцев 2010 г. Экспорт в остальные страны СНГ увеличился на 45,7%. По отношению к уровню прошлого года экспорт в Европейский союз в 2010 г. составил 77,9%, что вызвано изменением условий поставки в Беларусь нефти и нефтепродуктов. Без учета сырьевой составляющей экспорт в страны Евросоюза увеличился за восемь месяцев нынешнего года на 13,2%. Неплохих результатов удалось достичь на других внешних рынках, многие из которых являются весьма удаленными. За последние два года для белорусской экспортной продукции было открыто 34 новые страны, куда поставки товаров отечественного производства прежде не осуществлялись. За восемь месяцев существенно (на 257 млн.дол. США) вырос экспорт белорусской продукции в ряд стран Азии, Африки и Америки (Индонезия, Таиланд, Бангладеш, Малайзия, Шри-Ланка, Кот-д'Ивуар и др.), в которые ранее поставки продукции носили либо разовый характер, либо имели весьма незначительный объем.

Прирост импорта составил 115% (при прогнозе прироста показателя примерно на 119%). Таким образом, прогнозный параметр пока не превышен. В стоимостном выражении импорт увеличился на 2,7 млрд.дол. США (87% прироста импорта составляют сырьевые и промежуточные товары низкой степени переработки).

Сальдо внешнеторговой деятельности сохранялось ниже прошлогоднего уровня в течение января - июля 2010 г. и только в августе отрицательное сальдо превысило прошлогодний уровень. На сегодняшний день это превышение составляет 362 млн.дол. США. За этими цифрами стоят, главным образом, новые условия поставки нефти в Республику Беларусь. Дополнительная нагрузка на внешнеторговое сальдо и платежный баланс при этом составила примерно 1,6 - 2 млрд.дол. США. Наращивая экспорт, в некоторой мере удалось компенсировать эти потери, но ситуация, по мнению Андрея Евдоченко, остается по-прежнему весьма непростой. Диверсификация поставок нефти и нефтепродуктов является абсолютно необходимым условием: без поиска альтернативных источников поставки углеводородного сырья давление со стороны восточного партнера может возрастать.

внешнеэкономическая деятельность экспорт интеграция

Меры, направленные на поддержку экспорта

 

Результаты, которых Беларусь достигла во внешней торговле, безусловно, основаны на системных мерах, направленных на поддержку экспорта, которые в последнее время приняты белорусским Правительством.

В Беларуси создана основанная на международном опыте система кредитования и страхования экспорта. В последние годы Правительство значительно увеличило объемы льготного экспортного кредитования: если два года назад в Беларуси было выдано экспортных кредитов на сумму 1,4 млн.дол. США, то в 2009 г. эта сумма возросла до 80 млн.дол. США, а по итогам текущего года она будет еще более значительной. Кроме того, значительно увеличиваются средства, направляемые на компенсацию банкам льготных процентных ставок по экспортным кредитам. В текущем году на эти цели расходовано 6,7 млн.дол. США (сравните: за весь 2009 г. было выделено 2,3 млн.дол. США!). Соответственно количество заключенных в 2009 г. Белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант" договоров страхования экспортных рисков с поддержкой государства увеличилось по сравнению с 2008 г. в 2,4 раза. Подписано 2318 договоров. География покрытия страхованием экспортных контрактов расширилась с 16 до 30 стран.

В Беларуси созданы базовые условия для применения механизмов международного лизинга. Этот инструмент особенно важен для реализации сложной технической продукции. В 2010 г. ресурсная база национального лизингового оператора Республики Беларусь ОАО "Промагролизинг" была увеличена за счет средств государства с 400 млрд.руб. до 2275 млрд.руб. В целом, как ожидается, на внешние рынки в текущем году будет реализована экспортная продукция на сумму около 300 млн.дол. США.

В последнее время значительно улучшена инфраструктура внешней торговли. Товаропроводящая сеть белорусских производителей состоит более чем из 3,5 тыс. субъектов. За два года количество сборочных производств белорусских предприятий, организованных за рубежом, увеличилось более чем в три раза: с 27 до 92. Эти предприятия работают в 15 странах мира.

Серьезное внимание уделяется информационному обеспечению внешнеэкономической деятельности, повышению качества аналитической работы, которая проводится на базе Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен. Здесь же создан республиканский электронный информационный портал, на котором размещен каталог белорусских предприятий и выпускаемой ими продукции. Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен также обладает постоянным доступом к информационным базам многих государств мира и в онлайн режиме отслеживает информацию о проводимых тендерах в зарубежных странах, которые представляют потенциальный интерес для белорусских экспортеров.

Достижению положительных результатов в сфере внешнеэкономической деятельности, безусловно, способствовало устранение различных административных и технических барьеров. Координатором в этой работе является Министерство иностранных дел Республики Беларусь, но важную работу выполняют и такие органы, как Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь, Министерство экономики и Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Наиболее важными мерами, как считает заместитель Министра иностранных дел, стали упрощение всех таможенных процедур, включая внедрение системы электронного декларирования грузов (сначала при экспорте белорусской продукции, а теперь и при импорте товаров иностранного производства), применение первого метода оценки таможенной стоимости товара, сокращение количества документов, необходимых для осуществления экспортно-импортных операций.

В рамках взаимодействия с Международной финансовой корпорацией (в целях улучшения рейтинга страны в ежегодном отчете "Doing Business") большую работу по оптимизации транспортной составляющей в экспортно-импортных операциях проводит Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В разделе "Внешняя торговля" ежегодного отчета "Doing Business" Беларусь продвинулась на 8 позиций (со 137-й до 129-й). Этот результат заметно отличается от того, насколько существенно продвинулась страна по многим иным позициям. В значительной степени такое положение в рейтинге обусловлено тем, что Беларусь является страной, не имеющей прямого выхода к морю. По расчетам экспертов, примерно 70% всех расходов при экспорте и импорте составляют расходы именно на транспортировку. Поэтому сегодня ведется активная работа с тем, чтобы значительно сократить расходы, связанные с транспортировкой товаров.

Существенные трансформации в сфере внешней торговли обусловлены и созданием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Формирование Таможенного союза практически завершено, хотя в регулирующих его деятельность нормах по-прежнему остаются весьма негативно влияющие на экономику Беларуси изъятия. Вместе с тем по преобладающей части товаров Таможенный союз является выгодным для всех трех его участников. Расширение объемов единого потребительского рынка, которым сопровождается создание Таможенного союза, должно весьма позитивно сказаться на привлечении иностранных инвестиций и создании новых производств на территории нашей страны. Сократилось количество необходимых в торговле документов (особо стоит отметить отмену необходимости получения сертификатов СТ-1 для грузов, которые направляются к белорусским партнерам), произошли перенос таможенного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Таможенного союза (а в перспективе ожидается перенос транспортного контроля), унификация санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм. Все это создает благоприятные условия для движения товаров по единой таможенной территории.

С 1 сентября 2010 г. Россия, Беларусь и Казахстан применяют новый механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин. Безупречная работа этого механизма, уверены в белорусском МИДе, позволит существенно повысить взаимное доверие партнеров по Таможенному союзу и является гарантией отсутствия контроля на внутренних государственных границах.

Тот факт, что Таможенный союз строится на понятных, прозрачных принципах международной торговли, вызвал большую заинтересованность со стороны целого ряда государств в установлении с Таможенным союзом преференциального таможенного режима (режима свободной торговли). Впервые с предложением о подписании документов по ЗСТ (зона свободной торговли) вышли государства - члены Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн). Правительства Норвегии и Исландии уже приняли решение о распространении мандата для своих делегаций на проведение переговоров с Беларусью и Казахстаном (ранее этот мандат распространялся только в отношении России).

В настоящее время обсуждается вопрос об унификации режима свободной торговли со странами - членами СНГ: уже фактически согласован режим торговли с Азербайджаном, Арменией, Молдовой, продолжается работа с Грузией, Украиной, Узбекистаном. Завершается работа по унификации перечня изъятий из режима свободной торговли с Сербией и Черногорией. Беларусь также начала переговоры с Новой Зеландией, одним из лидеров АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) и государством, которое по объему ВВП занимает 21-е место в мире и имеет доход на душу населения около 30 тыс.дол. США.

Таможенный союз является необходимым, но транзитным этапом интеграции трех стран. Беларусь заинтересована в скором переходе к следующему этапу интеграции - экономическому союзу, или, как его еще называют, единому экономическому пространству (ЕЭП). Именно в рамках ЕЭП все страны смогут получить максимальные экономические дивиденды от свободного передвижения товаров, услуг и рабочей силы. Пакет документов по ЕЭП на сегодняшний день состоит из 17 соглашений, стороны подтвердили свою политическую волю завершить их подписание в кратчайшие сроки. Ожидается, что это произойдет еще в текущем году.

Размещено на Allbest

 


Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Беларуси