Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 00:06, курсовая работа
Цель данной работы - выявить особенности функционирования свободных экономических зон и установить проблемы формирования и развития свободных экономических зон в РФ как одной из форм реализации экономической политики государства.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны как организационные структуры и институциональный инструмент интеграции национальной экономики в мирохозяйственные процессы.
Введение 3
Глава 1. Место и роль СЭЗ в мировой экономике 5
1.1. Сущность и роль СЭЗ в мировой экономике 5
1.2. Классификация СЭЗ 8
Глава 2. Свободные экономические зоны в России 14
2.1. Современные функционирования СЭЗ в России 14
2.2. Перспективы развития СЭЗ в России ( на примере Калининградской области) 20
Глава 3. Формирование свободных экономических зон на Северном Кавказе 26
Заключение 36
Список использованных источников 38
Перспективы развития АПК Северного Кавказа будут зависеть от усиления его специализации на производстве продукции, пользующейся платежеспособным спросом: зерна, технических культур, продукции животноводства. В то же время появится возможность значительного расширения производства конкурентоспособных на Российском рынке ранних овощей и фруктов, продуктов их переработки. Экономический подъем АПК в значительной мере возможен при поддержке сельских товаропроизводителей (льготные формы кредитования, содействие региональных органов управления реализации инвестиционных проектов, имеющих целью создание современных перерабатывающих предприятий и развитие товаропроводящей сети).
Существенную роль в решении проблем АПК может сыграть машиностроение района, развитие которого в определяющей степени зависит от повышения конкурентоспособности продукции предприятий, выпускающих технику для овощеводства, садоводства и виноградарства, переработки в полноценные корма фуражного зерна, утилизации побочной продукции товарного растениеводства и перерабатывающей промышленности, приспособленной к региональным природным и экономическим условиям.
Крупнейшая в стране территориально-рекреационная система будет формироваться в результате согласованного развития в перспективе Азово-Черноморской, Центрально-Кавказской (Кавминводы, Приэльбрусье), Нальчикской, Владикавказской и Прикаспийской курортных зон. Перспективы курортного развития тесно связаны с совершенствованием структуры курортно-рекреационной сети, рациональным размещением обслуживающих, сопутствующих предприятий и учреждений, обеспечивающих высокий уровень комфорта проживания, отдыха и лечения и ориентирующихся на платежеспособный спрос населения на предоставляемые рекреационные услуги. Модернизацию крупных гостиничных комплексов (типа Дагомысского, Адлерского) целесообразно сочетать с созданием новых средних и малых по размерам кооперативных, акционерных и частных гостиниц, размещаемых, как правило, не в перегруженном Черноморском побережье, а на Азовское побережье и в предгорье Большого Кавказа. Определенный интерес для рекреации представляют горные территории Северного Кавказа: западная часть гор - для горнолыжного спорта и туризма, центральная часть - для альпинизма, восточная - для отдыха, туризма, санаторного лечения.
Задачи охраны окружающей среды оптимально решаются путем развития сети природоохранных территорий. В регулировании туристских потоков и регламентации хозяйственной деятельности большая роль отводится организации национальных (природных) парков (в Приэльбрусье, в районе Кавминвод, на Черноморском и Каспийском побережье), режим которых в отличие от традиционных резерватов природы-заповедников и заказников допускает рекреационное использование территории. Объединение в перспективе заповедных, рекреационных и резервируемых территорий в единый фонд - важная ступень в реализации стратегической цели - сохранения экологического равновесия на Северном Кавказе. При этом рекреационные зоны будут иметь промежуточный между природоохранными и селитебными территориями режим природопользования21.
Восстановление роли и дальнейшее развитие рекреационной составляющей региональной экономики - одно из неотъемлемых направлений перспективного развития, поскольку Северный Кавказ для россиян традиционное место отдыха и в настоящее время остался единственной приморской здравницей России. Поэтому есть все основания прогнозировать, что после стабилизации политической обстановки приток рекреантов на Северный Кавказ будет непрерывно возрастать.
Обеспечение рационального водопользования имеет первостепенное значение для перспектив социально-экономического развития Северного Кавказа. Необходим отказ от расточительного использования одного из самых дефицитных на Северном Кавказе ресурсов - воды. В сфере орошаемого земледелия это может быть обеспечено за счет внедрения современной технологии полива (капельного, подпочвенного орошения).
Транспортный комплекс района предполагается развивать за счет строительства железной дороги по линии: Калач - Морозовск - Цимлянск - Куберле - Ипатово - Светлоград -Моздок. Это способствовало бы комплексному освоению ресурсов и территорий восточной части Северного Кавказа, что стратегически также является оправданным.
Учитывая геополитическое положение района, долговременное значение приобретает развитие действующих морских торговых портов Черного и Азовского морей, а также создание новых портов и морских терминалов. Наиболее важной представляется программа развития глубоководных морских портов Новороссийска и Туапсе, от реализации которой юг России получит производственные мощности, способные отвлечь от портов Украины 25-30 млн. тонн грузов. Вызывает также интерес организация паромного сообщения на линиях Новороссийск - Самсун (Турция) и Новороссийск - Варна (Болгария).
Главным ограничением в осуществлении рассмотренных выше направлений перспективного развития Северного Кавказа является объем инвестиционных ресурсов. Поскольку предприятия агропромышленного комплекса относятся к категории относительно не капиталоемких и затраты на их развитие, как правило, быстро окупаются, можно предполагать, что после 2000 г. инвестиции в сельское хозяйство и пищевую промышленность района (в первую очередь в более спокойные равнинные территории) начнут быстро возрастать. Для этого имеются все основания- уникальные природные условия, высокая плотность населения, увеличивающийся спрос на более качественную отечественную продукцию.
Еще более выгодные условия у курортно-рекреационного комплекса, занявшего практически монопольное положение в этой сфере услуг России. Однако понадобится не менее 10 лет для выхода курортов и туристических фирм Северного Кавказа по качеству обслуживания на уровень турецких и болгарских предприятий сферы обслуживания. Поэтому, несмотря на прекрасные предпосылки, успешно развиваться рекреационный комплекс района сможет за пределами 2005г.
Одним из основных направлений развития района должно стать освоение крупнейших нефтяных месторождений в Каспийском море. Реализация намечаемых крупномасштабных проектов, в значительной мере обеспеченных инвестициями (в том числе и иностранными) позволит преобразовать экономику Дагестана, существенно усилив ее индустриальный и финансовый потенциал, создаст исключительно благоприятные условия для развития транспортного комплекса всего региона и в первую очередь морских портов Краснодарского края22.
Таким образом, оценивая в целом перспективы развития Северо-Кавказского экономического района, можно отметить, что его основная специализация в территориальном разделении труд - АПК и рекреация - не только сохранится, но и углубится. Резко усилится его роль в добыче нефти, так как здесь сформируется новая, южная топливная база страны и по существу сформируется новая специализация - основных морских ворот на юге России. Реструктуризация других отраслей хозяйства будет носить вспомогательный характер.
По темпам роста промышленного производства район будет все же отставать от других районов России, но по производству ВРП на душу населения может приблизиться к среднероссийскому уровню за счет ускоренного развития нефтедобычи, сферы услуг рекреационного и транспортного комплексов.
Мировой опыт создания свободных экономических зон говорит о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций в регион, где эта зона находится. Так сказать, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики.
Критически оценивая мировой
опыт создания и функционирования свободных
зон, можно предположить, что для
России, обладающей многообразными отраслевыми,
транспортно-региональными и
Характеризуя нынешнюю ситуацию
с организацией и функционированием
свободных экономических зон
в России, можно констатировать,
что они находятся в стадии
становления, определения своей
тактики, выбора приоритетов и ориентации.
Без существенной поддержки государства
этот период может сильно затянуться,
оставив многие проекты нереализованными.
Ожидания эффективных результатов
от СЭЗ могут смениться
Свободные экономические зоны в России при использовании их государством как механизм селективной либерализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой "ловушки" для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.
Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей.
Создание особых экономических
зон - действенное направление
Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, действенным инструментом зарождения ее нового оздоровленного типа.
Однако не стоит забывать, что при существующих масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Большее влияние в этом отношении могут оказать политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, упрощение административных процедур. Но пика своего действия они могут достигнуть лишь в совокупности с базовыми налоговыми преференциями. Это еще раз подтверждает их значимость и важность.
Список использованной источников.
1 Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2002.
2 Носков И.Н. «Настоящие» российские свободные экономические зоны: Учеб. Пособие. – М. 2000.
3 Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2002.
4 Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны: учеб. пособие/ Т.П. Данько, З.М. Окрут.- М: ЮНИТИ, 2000.
5 Коваленко Е., Зинчук Г., Кочеткова С. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., Санкт-Петербург, 2008.
6 http:///www.rosoez/ru/ (Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами – РосОЭЗ).
7 Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000.
8 http:///www.rosoez/ru/ (Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами – РосОЭЗ).
9 Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
10 Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация, 2006.
11 Нилов К.Н. Правовое положение резидентов особой экономической зоны в Калининградской области: некоторые проблемы // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия "Экономические и юридические науки". Вып. 9. Калининград, 2007.
12 Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право, 2006.
13 Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006.
14 Трошкина Т.Н. Перспективы регионального развития в свете формирования особых экономических зон в РФ: проблемы внешнеторгового и таможенного регулирования // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008.
15 Д.С. Львов Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики.
16 Бильчак В.С., Захаров В.Ф. «Региональная экономика» – Ростов-на-Дону: изд. «Янтарный сказ», 2000 г.
17 Д.С. Львов Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики.
18 Кистанов В. В., Копылов Н. В.. Региональная экономика России, 2002.
19 Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. М. 1961.
20 Пути мира на Северном Кавказе. М.,1999.
21 Д.С. Львов Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий