Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:49, курсовая работа
Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и в Республике Беларусь. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;
Введение.............................................................................................................3
1. Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты...................5
2. Виды внешнеторговой политики, социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования.......................................................17
3. Анализ внешнеторговой политики РБ в условиях трансформационного периода (анализ динамики показателей внешней торговли Республики Беларусь (1995-2010) экспорт, импорт (по странам). Объем внешнеторгового оборота…………………………………………………………24
Заключение.......................................................................................................36
Список использованных источников
Суть взглядов сторонников ''свободной торговли" прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.
Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок
Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей [16, c.78].
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
В торгово-политической практике широко используются оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в "чистом виде" они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т. е. влияющие на решение вопроса: "протекционизм или свобода торговли?"
Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.
Напротив, когда экономика одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с требованием устранить препятствия на пути движения товаров, и в первую очередь, таможенные пошлины и количественные ограничения, т. е. выступали под лозунгом свободы торговли [1, c.99].
До последнего времени основным направлением внешнеэкономической политики был протекционизм. Свободная торговля являлась всего лишь отдельным эпизодом, исключением на фоне протекционизма.
Образование крупных монополистических объединений (концернов, трестов и т.д.) привело к серьезным изменениям в политике протекционизма, выразившимся в появлении нового его направления, так называемого сверхпротекционизма. Его отличие от протекционизма свободной конкуренции состоит в том, что если на домонополистической стадии протекционизм, как правило, был направлен на защиту от иностранной конкуренции наиболее слабых, неконкурентоспособных отраслей экономики, то монополистический сверхпротекционизм стал защищать как раз наиболее развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли. Цель такого рода политики состояла в том, чтобы находящиеся под усиленной защитой сектора экономики имели возможность за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке монопольно высокую прибыль, опираясь на которую вести наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В связи с этим, такого рода политика получила также название наступательного, или агрессивного, сверхпротекционизма [3, c.11].
В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:
Автономной (самостоятельной, односторонней);
Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств)
Автономно-конвенционной
В зоне свободной торговли государства обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику, политику свободной торговли и умеренную, сочетающую элементы той и другой в различных пропорциях [4].
В Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложили следующие критерии оценки внешнеторговой политики государства:
1. Экономический выигрыш для отрасли или фирмы в виде прироста объема производства, прибыли или создания дополнительных рабочих мест.
2. Направления и объемы изменения бюджета государства при применении конкретного метода внешнеторговой политики.
3. Изменение внутренних цен или потребления товара в стране, где применяется данная мера.
4. Изменение структуры рынка данного товара и конкуренции на нем.
5. Способствует ли данная мера структурной перестройке отрасли и выведению ее на конкурентоспособный уровень или консервирует ее технологическую отсталость.
6. Как влияет на смежные отрасли производства.
7. Какова может быть реакция другой страны на данную меру.
8. Соответствует ли данная мера обязательствам страны перед партнерами по многосторонним и двусторонним соглашениям [12, c.81].
В МТ принято считать, что идет постоянный процесс ослабления протекционизма - либерализация торговли.
Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.
Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.
Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.
В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом [16, c.81].
В рамках международно-экономических отношении на внешнеторговую политику влияют:
геополитические и экономические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства;
колебания валютных курсов, особенно по отношению к мировым валютам доллару и евро;
различия в уровне жизни стран, особенно приграничных;
миграция населения и кризисы в МЭ:
циклические,
структурные,
финансовые.
Внешнеторговая политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом.
Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала [8, c.154].
В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и "не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий. [3, c.13]
Следует отметить особое направление внешнеэкономической политики, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов и так называемыми социалистическими странами. Речь идет о политике монополии внешней торговли, которая подразумевала исключительное право государства на осуществление внешнеэкономических связей страны.
Введение монополии внешней торговли обусловливалось плановым характером экономики советского государства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными органами в соответствии с государственным планом .
Итогом этого был полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, широкого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был оторван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересован в изготовлении продукции на экспорт, а также в рациональном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования [16, c.95].
3. Анализ внешнеторговой политики РБ в условиях трансформационного периода (анализ динамики показателей внешней торговли Республики Беларусь (1995-2010) экспорт, импорт (по странам)). Объем внешнеторгового оборота.
Экономические преобразования в республике включают в качестве центрального направления и реформу внешнеэкономической деятельности, проводимую с 1986 года союзным правительством, а с 1991 года – белорусским.
В основу внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь изначально были положены принципы либерализации внешнеэкономической деятельности, которые были сформулированы в конце 80-х годов в СССР. В соответствии с данными принципами приоритеты Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности на этапе формирования состояли в следующем:
- либерализация ВЭД;
- расширение интеграционных связей со странами СНГ и обеспечении эффективности вхождения Беларуси в мировую экономику;
- развитие экспорта, как основного источника валютных поступлений;
- обеспечений импортных поставок для обеспечения структурной перестройки;
- защите интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции [22, c.34].
Стратегически важной целью для Республики Беларусь является определение ее внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечение плавности вхождения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами.
Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химии и нефтехимии приходится более 40 % валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей — 40 %, фотоаппаратов — 30 %, тракторов — 20 %, минеральных удобрений — 20 % и т. д. Следует принять во внимание, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16 % и 4 % соответственно от мирового производства). Отдельные данные по экспорту вышеперечисленных товаров отражаются в таблице 3.1. [5]
Таблица 3.1.
Экспорт важнейших видов продукции
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||
Нефтепродукты, млн. т |
7,8 |
7,7 |
9,9 |
10,6 |
13,0 |
13,5 |
14,8 |
15,1 |
15,2 |
15,5 |
11,2 | |||
Азотные удобрения (в пересчете на 100% N), тыс. т |
341,8 |
364,3 |
385,2 |
344,1 |
245,8 |
214,5 |
224,9 |
236,4 |
153,9 |
305,6 |
238,2 | |||
Калийные удобрения (в пересчете на 100% К2О), тыс. т |
2 840,2 |
3 309,6 |
3 330,1 |
3 816,2 |
4 254,8 |
4 288,7 |
3 962,7 |
4 354,0 |
3 797,2 |
1 759,0 |
4 180,6 | |||
Шины, тыс. шт. |
2 007,0 |
2 151,9 |
1 375,0 |
2 334,5 |
2 721,1 |
2 332,8 |
2 636,3 |
3 492,9 |
3 455,7 |
3 808,0 |
3 716,1 | |||
Химические волокна и нити, тыс. т |
150,1 |
157,8 |
163,5 |
158,2 |
155,5 |
141,0 |
153,1 |
160,9 |
151,4 |
156,1 |
171,6 | |||
Черные металлы, тыс. т |
1 391,2 |
1 431,0 |
1 452,9 |
1 413,5 |
1 498,3 |
1 631,4 |
1 825,9 |
1 857,3 |
1 903,9 |
1 863,9 |
1 747,2 | |||
Холодильники, морозильники и холодильное оборудование, тыс. шт. |
610,7 |
654,5 |
721,3 |
790,2 |
848,9 |
890,1 |
969,0 |
982,4 |
946,4 |
816,3 |
989,5 | |||
Телевизоры, видеомониторы и видеопроекторы, тыс. шт. |
373,5 |
480,2 |
454,8 |
544,3 |
739,0 |
814,8 |
437,4 |
385,2 |
355,2 |
176,4 |
296,2 | |||
Тракторы и седельные тягачи, тыс. шт. |
21,7 |
23,5 |
25,7 |
30,2 |
36,4 |
41,4 |
49,9 |
64,6 |
62,6 |
41,3 |
43,9 | |||
Грузовые автомобили, тыс. шт. |
10,0 |
12,4 |
10,6 |
11,9 |
12,3 |
13,2 |
13,2 |
13,5 |
11,5 |
3,0 |
6,9 | |||
Велосипеды, тыс. шт. |
483,6 |
679,4 |
720,3 |
705,7 |
730,4 |
381,2 |
283,7 |
169,2 |
276,0 |
90,6 |
86,8 | |||
Прицепы и полуприцепы, тыс. шт. |
9,0 |
15,7 |
18,4 |
19,3 |
28,9 |
34,0 |
31,2 |
21,7 |
20,9 |
10,2 |
10,6
| |||
Продолжение таблицы 3.1. | ||||||||||||||
Мебель, включая медицинскую, млн. долл. США |
130,5 |
148,6 |
166,5 |
210,6 |
277,5 |
263,7 |
301,8 |
391,2 |
467,1 |
271,5 |
322,1 |
Информация о работе Внешнеэкономическая политика в системе макроэкономического регулирования