Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:55, курсовая работа
В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Под внешнеэкономической политикой государства понимается государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин и тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
o политика в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.
o требование о содержании местных компонентов — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.
Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.
Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
• прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;
• косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.
Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.
Внутренняя субсидия — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира.Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей.
Парадокс Метцлера— импортный тариф может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа. Применение экспортной субсидии может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на экспортный товар из-за чрезмерного падения его относительной цены на мировом рынке.
Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.
Экспортное кредитование— метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Экспортное кредитование может иметь форму:
• субсидированных кредитов национальным экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
• государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
•страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).
Экспортные кредиты бывают:
• краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;
• среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
• долгосрочными — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.
Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
• Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.
• Преднамеренный демпинг— временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.
• Постоянный демпинг— постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
• Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
• Взаимный демпинг— встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
Как видно, необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:
• различия в эластичности спроса на товар в различных странах — спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубежом;
• ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать
цены;
• сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам. Обычно этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.
Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.
Глава 2 Влияние внешнеэкономической политики на экспортный потенциал
2.1 Понятие экспортного потенциала
Экспортный потенциал — способность государства экспортировать имеющиеся или производимые им ресурсы, продукты.
Структура белорусской экономики является экспортоориентированной. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте традиционно составляет более 50 процентов.
Стоимостной объем экспорта Беларуси вырос с 7 млрд. долларов США в 1998 году до 21 млрд. долларов в 2009 году. Экспорт в 2008 году достиг 32 млрд. долларов США, однако из-за негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса в 2009 году темпы роста экспорта снизились. Ожидается, что восстановление докризисного объема экспорта произойдет в 2011 году.
Основной статьей экспорта являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится две трети экспорта услуг.
Также к основным экспортным позициям относятся туристические услуги, услуги связи, компьютерные и строительные услуги. В настоящее время эти сферы услуг республики активно развиваются и имеют существенный потенциал для роста.
Экспортная продукция Беларуси разнообразна и насчитывает свыше 1000 наименований. Среди крупнейших экспортируемых товаров – нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопрокат и металлокорд, тракторы, грузовые автомобили, автобусы, холодильники и морозильники, химические волокна и нити, капролактам, шины, древесина и изделия из нее, мебель, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.
Значительный экспортный потенциал белорусской экономики сосредоточен в нефтехимической и химической отрасли. В 2009 году экспортировано нефтепродуктов на 7 млрд. долларов. Несмотря на небольшие объёмы добычи нефти внутри страны (1 млн. баррелей в год), предприятия республики ежегодно производят около 22 млн. тонн нефтепродуктов высокого качества, значительную часть которых поставляют на зарубежные рынки.
В стране выпускается широкая гамма сложнотехнической продукции, имеющей устойчивый спрос на внешних рынках: тракторы, сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, дорожно-строительная техника, технологическое и электротехническое оборудование, холодильники, телевизоры, газовые плиты, стиральные машины, продукция микроэлектроники и оптические приборы.
Устойчиво растет доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Беларуси, как по объему, так и по товарной номенклатуре. Экспорт молока и молочных продуктов в 2009 году составил 1 млрд. долларов.
В ближайшей перспективе стоит задача инновационного развития экономики за счет увеличения потенциала наукоёмкого и высокотехнологичного производства.
Республика Беларусь последовательно проводит многовекторную внешнеторговую политику и традиционно поддерживает внешнеэкономические связи со многими зарубежными странами. Так, в 2000 году белорусские товары поставлялись в 125 стран мира, в 2009 году – в 141 страну.
Основным торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация. На ее долю приходится треть экспорта республики и половина импорта.
Европейский союз занимает второе место среди торговых партнеров. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические связи, относятся Германия, Польша, Нидерланды, Латвия, Италия, Литва, Бельгия, Франция, Великобритания, Чехия, Швеция, Венгрия.
Динамично развиваются торговые отношения с Украиной. После Российской Федерации это второй ключевой партнер республики среди стран СНГ.
В рамках таможенного союза наблюдается существенный рост объемов взаимной торговли с Казахстаном. Во внешней торговле Республики Беларусь со странами СНГ Республика Казахстан является третьим по значению торговым партнером.
Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с традиционными партнерами в афро-азиатском регионе – Китайской Народной Республикой, Вьетнамом, Ираном, Республикой Корея, Южно-Африканской Республикой, странами Персидского залива.
В последние годы заметно возросли объемы торговли с ключевыми партнерами в Латинской Америке – Венесуэлой, Бразилией, Аргентиной.
Диверсификация экспорта осуществляется по двум основным направлениям: географическая и товарная диверсификация.
Географическая диверсификация осуществляется в целях обеспечения стабильности и сбалансированности экспортных поставок белорусской продукции в регионы мира в условиях конъюнктурных колебаний спроса и предложения на внешних рынках.
Примечание – Источник: [19]
Рисунок 1 – Географическая структура экспорта в 2000 г., 2005 г. и 2009 г.
Как видно из диаграмм, в 2000 году более половины общего объема белорусского экспорта поставлялось в Россию (52 процента), в 2009 году доля России составила менее одной третьей части в структуре белорусского экспорта (32 процента). При этом следует учитывать, что стоимостной объем экспорта за период 2000 – 2009 годы увеличился почти в 3 раза (с 7,3 млрд. долларов до 21,3 млрд. долларов). Снижение доли России в качестве рынка сбыта белорусской продукции на 20 процентных пунктов не означает, что сократились объемы поставок. Фактически прирост поставок в Россию белорусских товаров в 2009 году составил 3 млрд. долларов по сравнению с 2000 годом (с 3,7 млрд. долларов до 6,7 млрд. долларов).
Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства по стимулированию экспорта