Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:58, реферат
Целью данной работы является исследование внешнеэкономической стратегии России на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
– показаны основные аспекты внешнеэкономической политики;
– рассмотрены внешнеэкономические стратегии РФ с Европейскими странами, странами СНГ, АТР, Ближнего, Среднего Востока и Африки.
Введение 5
1 Теоретические аспекты внешнеэкономической политики 7
2 Внешнеэкономические стратегии Российской Федерации 11
2.1 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений со странами СНГ 11
2.2 Стратегия РФ в налаживании внешнеэкономических отношений с Европейскими странами 14
2.3 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) 17
2.4 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений с Соединенными Штатами Америки 20
2.5 Внешнеэкономическая стратегия РФ в отношении стран Ближнего и Среднего Востока, и Африки 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами – участниками СНГ является приоритетным направлением внешнеэкономической стратегии Российской Федерации. Россия продолжает строить дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия формирования и укрепления объективных предпосылок для развития современных форм интеграции (рисунок 1).
Рисунок 1 – Развитие экономической интеграции со странами СНГ
Наиболее тесное взаимодействие складывается с Белоруссией в рамках создания Союзного государства. Российская Федерация будет оставаться приверженной договору о создании союзного государства и выполнять все имеющиеся договоренности, направленные на углубление экономической интеграции.
В период с 2013 по 2020 год приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:
– совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ;
– создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;
– взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;
– углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;
– формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;
– создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.
Двусторонние внешнеэкономические отношения со странами СНГ будут оставаться важнейшим инструментом реализации торгово-экономических интересов России на пространстве Содружества. Наиболее значимыми стратегическими партнерами России на пространстве СНГ являются Белоруссия, Казахстан и Украина.
Россия продолжит сотрудничество с Белоруссией в формате Союзного государства, рассматривая его как одно из ключевых направлений интеграции.
Республика Казахстан является стратегическим партнером Российской Федерации на центрально-азиатском направлении.
Основным направлением во взаимодействии с Украиной на предстоящий период является достижение более глубокого уровня экономической интеграции. Реализация этой задачи зависит от встречной позиции украинской стороны.
Стратегической целью России во взаимодействии с Азербайджаном, Арменией, Молдавией, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией является развитие более глубокого уровня экономического взаимодействия путем расширения кооперационных связей, инвестиционного сотрудничества, взаимной диверсификации торговли.
После нормализации отношений с Грузией, восстановление торгово-экономических отношений будет происходить в рамках отдельных проектов в топливно-энергетической сфере, в области телекоммуникаций и транспорта, а также в развитии взаимной торговли традиционными товарами (таблица 2).
Таблица 2 – Прогноз динамики экспорта и импорта РФ со странами СНГ
2007 г. (отчет), млрд. долл |
2012 г. (отчет), млрд. долл |
2020 г. (прогноз), млрд. долл | |
Экспорт товаров |
47,0 |
58,8 |
93,9 |
Экспорт топливно-энергетических товаров |
20,2 |
20,6 |
20,1 |
Экспорт машин и оборудования |
9,2 |
15,1 |
38,8 |
Импорт товаров |
23,5 |
46,1 |
102,1 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
7,0 |
15,9 |
36,0 |
Продовольственные товары |
3,8 |
6,5 |
14,2 |
Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой – совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимного дополнения и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.
В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство (ОЭП) России и ЕС, основанное на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.
Основными направлениями взаимодействия России с ЕС являются:
– доступ к европейским технологиям и компетенциям;
– сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;
– стратегическое партнерство в сфере энергетики;
– развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров;
– устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки.
Организационной базой сотрудничества является договор о стратегическом партнерстве, до вступления в силу которого имеет свое действие лишь соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Особое значение будет иметь развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с европейскими государствами. Динамика торговли будет определяться как внутренними факторами (темпы экономического роста в отдельных странах), так и изменениями цен на основные экспортно-импортные товары.
Развитие российско-германских торгово-экономических отношений будет определяться высоким уровнем активности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Одновременно усилится технологическая взаимосвязь между двумя странами, базирующаяся на германских инвестициях в Россию, экспорте технологий и технологического оборудования из Германии.
Торгово-экономические отношения с Францией основаны на реализации крупных проектов в высокотехнологичных областях (авиация и космос, транспорт, АПК, нанотехнологии, автомобилестроение).
Италия остается важнейшим партнером России как в энергетической сфере, так и в других областях (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, телекоммуникации, информационные технологии, производство потребительских товаров). Будет развиваться взаимодействие в производственной кооперации и по линии промышленных округов.
Российско-финляндские отношения способствуют дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических связей, которые определяются сохранением мощных энергоресурсов российского экспорта и ростом прямых капиталовложений финских компаний в российский лесной и энергетический комплексы, отрасли потребительского рынка.
Россия заинтересована в развитии взаимовыгодной торговли и инвестиционных проектов с Великобританией, в том числе в финансовой сфере и энергетике.
Отношения Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы будут развиваться в условиях восстановления кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширения присутствия российских компаний на рынках этих государств. Значение этих стран сохраняется также в качестве транзитных территорий для экспорта российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
Страны Балтийского региона остаются зоной особых экономических интересов России. В качестве отличительной черты отношений России с Литвой, Латвией и Эстонией останется тесное переплетение вопросов внешнеэкономического порядка, прежде всего обеспечения бесперебойного функционирования важной для России транзитной инфраструктуры, с проблемами национальной безопасности страны и защиты прав наших соотечественников.
Цель внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР:
– обеспечить отвечающий интересам России и ее экономическому потенциалу уровень торгово-экономических связей и инвестиционного взаимодействия;
– добиться структурной диверсификации взаимной торговли, прежде всего с быстрорастущими центрами мировой экономики, и географической сбалансированности экономических отношений с партнерами по региону;
– продолжить активное участие России в основных интеграционных структурах АТР;
– использовать возможности двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.
В рамках двустороннее торгово-экономическое сотрудничества с Китаем будет возрастать значение экономической составляющей за счет значительного увеличения взаимной торговли, наращивания инвестиционных потоков, интенсификации приграничных и межрегиональных экономических обменов [4, глава 4, ст. 14].
Главные цели внешнеэкономической политики России в отношении Китая – закрепление стратегического партнерства в торговой и инвестиционной сферах на сбалансированной основе, расширение присутствия на быстрорастущих рынках товаров и услуг, а также интеграция российской и китайской экономик.
Развитие внешнеэкономических связей с Китаем будет осуществляться по следующим направлениям:
1) продвижение российской машинно-технической продукции на рынок Китая с акцентом на проекты в сфере энергетического, транспортного машиностроения;
2) поставок оборудования для горно-шахтной промышленности, гражданского авиа- и судостроения;
3) расширение инвестиционного сотрудничества в области развития инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, производства аграрной продукции, разработки природных ресурсов, создания на территории России мощностей по глубокой переработке древесины и предприятий пищевой промышленности;
4) углубление сотрудничества в сфере НИОКР и образования;
5) совершенствование взаимодействия в сфере противодействия теневой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности.
Российские несырьевые товары и услуги, включая высокотехнологичную продукцию, традиционно востребованы на индийском рынке. Это создает возможности как для наращивания поставок по сложившейся номенклатуре экспорта, так и для диверсификации структуры товарооборота.
Основными целями являются расширение доступа России на индийские рынки сбыта и совместная разработка технологий в отдельных областях.
Основными направлениями в развитии российско-индийского сотрудничества будут:
– расширение сотрудничества российских компаний с индийскими партнерами в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых на территориях обеих стран;
– сооружение и модернизация энергетических объектов на территории Индии, расширение сотрудничества в секторе атомной энергетики;
– углубление взаимодействия российских и индийских организаций в формировании международного транспортного коридора «Север-Юг», создание совместных терминально-логистических центров на этом направлении, участие российских организаций в обустройстве внутренних водных путей Индии;
– создание в рамках Комплексной долгосрочной программы научно-технического сотрудничества между Россией и Индией совместных центров: по передаче технологий, цветным металлам, биомедицинским технологиям, ускорителям и лазерам, совместная разработка многоцелевого гражданского самолета.
В рамках двустороннего сотрудничества наибольший интерес представляет кооперация в энергообеспечении и энергосбережении, машиностроении, нано - и биотехнологиях и других сферах, где Япония является мировым лидером. Акцент сосредоточен на привлечении японских инвестиций в производство автомобилей, автокомпонентов и дорожно-строительной техники, а также на привлечении услуг менеджмента в логистические и инфраструктурные проекты.
Рынок Японии имеет перспективы с точки зрения поставок сырьевых товаров, включая углеводороды, цветные и редкие металлы, а также высокотехнологичные товары российского производства.
Республика Корея может стать источником крупных капиталовложений в экономику России, а также поставщиком на российский рынок, прежде всего в сибирский и дальневосточный регионы, современной техники и технологий. В свою очередь, Республика Корея нуждается в получении из России в значительных объемах сырья и полуфабрикатов.
В отношении с Монголией и Вьетнамом, экономика которых была создана с участием бывшего СССР, основными направлениями взаимодействия будут:
– модернизация совместных предприятий с инвестициями из России;
– участие российских компаний в разработке месторождений полезных ископаемых, создании транспортно-логистической инфраструктуры, реализации проектов в сфере атомной промышленности.
Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия России на современном этапе