Внешнеэкономические аспекты Концепции национальной безопасности Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильности общества.

Вложенные файлы: 1 файл

+мировая экономика теория 31 42.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

План

 

 

 

 

31. Внешнеэкономические аспекты Концепции национальной безопасности Беларуси

 

Экономическая безопасность - это такое состояние экономики  и институтов власти, при котором  обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильности общества.

Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

Внешнеэкономическая безопасность - это создание условий для оптимального врастания национальной экономики в международное разделение труда и достижения баланса экономических интересов во внешнеэкономической деятельности. Наиболее актуальным в этом отношении является преодоление негативных факторов международного экономического развития, противоречий между интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранными партнерами.

Внешнеэкономические связи с позиции экономической безопасности Республики Беларусь, должны обеспечивать создание максимально благоприятных условий для использования преимуществ международных интеграционных процессов для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы республики, повышение конкурентоспособности отечественного производства, органичное и не дискриминационное встраивание в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантированную защиту национальных интересов на внутреннем и мировых рынках, эффективное снижение степени уязвимости Беларуси от внешнеэкономических угроз.

Значимость для республики налаживания стабильных не дискриминационных  отношений с иностранными партнерами обусловлена значительной зависимостью экономики республики от внешних поставок. Учитывая открытый характер экономики Беларуси, внешнеэкономические связи привносят в народное хозяйство мощные дестабилизирующие импульсы, и сами по себе несут угрозу некоторым базовым национальным интересам.

Активизация внешнеэкономических связей, обусловленная необходимостью интеграции в мировое хозяйство, сопровождается расширением зоны риска для национальной экономики и требует от государства достаточно жесткой политики разумного протекционизма Зарубежный опыт однозначно свидетельствует, что на практике, особенно в переходные периоды к созданию рыночной экономики, национальные интересы первичны по отношению к любым глобальным схемам, региональным союзам и стратегиям их реализации.

В контексте текущих  проблем развития внешнеэкономических связей и обеспечения экономической безопасности основное внимание может быть уделено, например, реализации следующих направлений: расширение импорта капитала в различных видах их проявления, сокращение объемов "бегства" капитала из страны; поиск форм участия зарубежного капитала в развитии новых технологий в республике и в процессе приватизации государственной собственности, законодательное регулирование способов такого участия; научно техническое и технологическое сотрудничество Беларуси с зарубежными странами, трансферт технологий, развитие национального рынка технологии и уменьшение импортной зависимости; привлечение к сотрудничеству международных экономических организаций разной направленности и уровня, др.

На эффективность внешнеэкономической деятельности непосредственное влияние оказывают угрозы резкого падения цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию. Такие резкие скачки цен при высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния национальной экономики. Неблагоприятное влияние на нее может оказать и введение эмбарго на торговлю с каким-либо государством или группой государств, представляющих важные рынки сбыта или поставляющих продукцию для Беларуси. Кроме того, достаточно серьезной представляется проблема высокой степени ее зависимости от поставок отдельных видов продукции (например, энергоресурсов и комплектующих) из одной страны или группы стран. Такая объективная и особенно искусственно усиливаемая зависимость создает условия для политического давления на республику. Нельзя также допустить высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать Беларуси выгодную им экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей. Поэтому задачи обеспечения внешнеэкономической безопасности требуют проведения разнонаправленной, многовекторной внешнеэкономической политики с целью минимизации последствий односторонней зависимости экономики республики от какой-либо страны.

Важным фактором экономической  безопасности при открытой экономике  выступает высокая конкурентоспособность  продукции, позволяющая поставлять ее на мировые рынки в таких  количествах, которые обеспечивали бы получение иностранной валюты в объемах, достаточных для оплаты возрастающего импорта. Конкурентоспособность производства должна содействовать не только расширению экспорта, но и более успешному соперничеству с иностранными поставщиками на внутреннем рынке.

В стратегическом плане  поддержание высокой конкурентоспособности на мировых рынках продукции отраслей машиностроения, особенно наукоемких, роль которых в мировом хозяйстве возрастает, может опираться только на высокоразвитый национальный научно-технический потенциал.

Большую опасность для экономики Беларуси представляет ситуация, когда более половины объема ее экспорта приходится на ограниченный перечень товаров. Из опыта многих развивающихся стран известно, что при высокой степени зависимости национальной экономики от внешнего рынка такая структура экспорта в случае ухудшения мировой конъюнктуры по этим товарам ставит экономику на грань катастрофы.

Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь с учетом стратегических задач  по расширению интеграции ее экономики  в мировой рынок должно сопровождаться, наряду с вывозом традиционных товаров, созданием более прогрессивной структуры экспорта путем его радикальной диверсификации, что также служило бы укреплению внешнеэкономической безопасности страны. При этом необходима государственная поддержка экспортоориентированных отраслей, способных обеспечивать поставки на мировой рынок конкурентоспособной продукции с более глубокой степенью переработки, в частности, продукции наиболее передовых, наукоемких отраслей. Такого рода деятельность государства осуществляется во всех развитых странах. Это один из важных элементов, обеспечивающих конкурентоспособность национальных товаров на внешних рынках.

При обеспечении экономической  безопасности во внешнеэкономической  сфере важно достичь оптимального состояния и перспектив развития импорта. Конечно, при открытой экономике импорт возрастет, способствуя наполнению рынка разнообразными товарами, но это не должно приводить к ухудшению положения отраслей отечественного производства.

Утрата части внутреннего рынка белорусскими производителями связана не только с более высокими качественными характеристиками иностранных товаров, но и с тем сложным положением, в какое попали наши предприятия в результате разрыва традиционных производственных связей с предприятиями других бывших республик СССР, резкого удорожания сырья и сокращения покупательной способности основной массы населения.

При нормализации экономического положения в стране, модернизации оборудования, развитии кооперации с  зарубежными фирмами многие отечественные производители товаров народного потребления, располагая высококвалифицированной рабочей силой, в состоянии не только поставлять свои изделия на внутренний рынок, но и выйти с ними на внешние рынки.

Укрепление экономической  безопасности должно стать одной из задач структурной политики республики. Взяв курс на интеграцию нашей страны в мировое хозяйство, сохраняя комплекс ведущих отраслей экономики, необходимо определить как краткосрочные, так и долгосрочные приоритеты. Только таким путем можно преодолеть одностороннюю зависимость экономики от импорта сырья и создать прочный фундамент экономической безопасности.

Переход к открытой экономике  не может быть одномоментным и  означать полный отказ от регулирующей роли государства во внешнеэкономической сфере. Ряд государств и международных организаций подталкивают Беларусь к снятию барьеров во внешней торговле и даже связывают предоставление кредитов с выполнением этих условий. Между тем в самих промышленно развитых странах, несмотря на преобладание тенденций к открытию экономики, продолжает действовать весьма разветвленный механизм защиты внутреннего рынка и поддержки национальных экспортеров.

С точки зрения экономической  безопасности необходимо рассматривать  и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором подъема в некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.

Но, принимая меры к существенному  увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты  экономической безопасности.

Во-первых, с учетом наших  экономических и оборонных интересов следует определить не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.

Во-вторых, механизм привлечения  иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство.

В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных  финансовых ресурсов.

Одной из наиболее сложных  внешнеэкономических проблем, порождающих  серьезные угрозы для экономического положения страны, является проблема внешнего долга.

Высокий уровень внешней  задолженности ставит под сомнение наличие у республики возможности  проводить вполне самостоятельную  внешнюю, в частности внешнеэкономическую, политику с учетом собственных национальных интересов, поскольку сейчас страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для облегчения проблемы задолженности нужно предпринять  шаги, которые позволили бы не только уменьшить сумму самой задолженности, но также реально ограничить получение новых займов и кредитов. На получение новых кредитов и займов можно идти только для финансирования тех производственных проектов, которые гарантировали бы оплату кредитов в валюте в обусловленные сроки путем расширения экспорта продукции создаваемых объектов. Привлечение же внешних займов для покрытия государственных расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.

Для защиты коренных интересов  республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз.

Таким образом, структура  национальных внешнеэкономических  интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют  все отечественные субъекты внешнеэкономических связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономической безопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда.

 

42. Структура международных транспортных операций. Место Беларуси в международных перевозках

 

При осуществлении международных  экономических связей транспорт  обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между  двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.

В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

Информация о работе Внешнеэкономические аспекты Концепции национальной безопасности Беларуси