Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 19:44, курсовая работа
Конец XX — начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.
Введение……………………………………………………………………3
1. Внешнеэкономические связи РФ с промышленно-развитыми странами…………………………………………………………………………...5
2. Внешнеэкономические связи РФ с промышленно-развитыми странами…………………………………………………………………………13
3. Внешнеэкономические связи РФ со странами СНГ……………..22
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….32
Перед Белоруссией не стоит политической задачи вступления в ВТО любой ценой. Об этом в ходе XIII Международного экономического форума в Санкт-Петербурге заявил заместитель премьер-министра Республики Белоруссии Андрей Кобяков. Задача создания таможенного союза между РФ, Белоруссией и Казахстаном является более приоритетной. Свободный товарооборот на пространстве стран СНГ приведет к повышению значимости экономических интересов стран содружества».
Экономические взаимоотношения России и Белоруссии не развиваются, а сворачиваются.
Дружба с Лукашенко закончится,
когда речь зайдет о деньгах.
Это лишь является дополнительным свидетельством
внешне теплых, но пустых отношений, где
Союза на самом деле никакого нет.
Россия и Казахстан.
Интеграция России и Казахстана отвечает экономическим и политическим интересам обеих стран. Их очень многое роднит: начиная с того, что оба этих государства - одни из самых больших на планете, там и действительно огромные запасы природных ресурсов - нефть, газ, металлы. И, естественно, надо заметить, что, несмотря на значительные процессы переселения российских граждан из Казахстана в Россию - все равно в Казахстане очень много наших граждан.
Не случайно, в 1998 году, приступая к выработке внешнеполитической стратегии только что ставшего независимым казахстанского государства, президент Н. Назарбаев отметил то обстоятельство, что «вследствие географических, политических, этнических и других исторических факторов отношения с Россией являются для нас самым важным вопросом». На протяжении 1990-х годов именно российско-казахстанские отношения отличались наибольшей интенсивностью и в общем-то развивались без особых потрясений. Хотя, конечно, в 90-е вопрос русскоязычного населения все-таки встал. Тем не менее, обе страны входят во все интеграционные образования, созданные на обломках СССР, а, например, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) вообще было создано по инициативе Н. Назарбаева.
Стремление интегрироваться с Россией отвечает насущным потребностям молодой казахстанской республики. Ведь Казахстан не имеет выхода к морю и находится в стороне от мировых транспортных коридоров. Обладая большими запасами нефти и газа, страна не имеет развитой трубопроводной системы. В этом плане Россия в силу своего выгодного географического положения представляет интерес для южного соседа, поскольку по сравнительно небольшим ценам может транспортировать казахстанские энергоносители, что она и делает (примерно треть добываемой в Казахстане нефти идет на экспорт через российскую территорию).
Очень важным является снятие всех таможенных барьеров и препятствий при торговле (одно из главных условий соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП) отвечает экономическим интересам двух стран. Россия традиционно покупает казахстанское зерно. На территории Казахстана действуют около 300 крупных совместных российско-казахстанских предприятий. Количество небольших совместных предприятий превышает 1 тысячу. Двусторонний товарооборот достигает примерно 5,5 миллиардов долларов. И это не предел. На открытии Года России в Казахстане в президенты обоих государств пообещали его удвоить.
Рассмотрим сходные черты России и Казахстана.
Экономические системы России
и Казахстана во многом сходны, тем более,
что раньше эти две страны являлись единым
целым.
Разница в объемах ВВП на душу населения
незначительна.
Почти одинакова степень изношенности основных промышленных фондов.
В экспорте ведущую роль играет сырьевой сектор, что обуславливает высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на нефть и металлы, а также от курса национальной валюты по отношению к американскому доллару.
Так что, именно российско-казахстанская экономическая интеграция сейчас наиболее реальна и актуальна, а внешнеторговые связи представляются наиболее плодотворными и устойчивыми, нежели связь России с двумя другими странами, о которых говорилось ранее.
Надо заметить, что сотрудничество с Казахстаном приносит положительный обоим деловым партнерам. Россия имеет «надежный тыл», а Казахстан получает мощного союзника (Россия очень способствует Казахстану в создании боеспособной армии, в российских военных заведениях обучается много солдат из Казахстана). То же самое и с обучением в наших ВУЗах. Дипломы отечественных университетов котируются не ниже, чем западных.
Несмотря на сокращение поступления в годы независимости в республику российских печатных изданий, читательские вкусы ее жителей практически не изменились.
Но все-таки Союз России и Казахстана - двух крупнейших государств на постсоветском пространстве - отвечает основным интересам и той и другой стран, тем более, что у этих двух государств так много схожих черт! Успех интеграции, безусловно, зависит от действий руководства России и Казахстана.
Россия является крупнейшим
торговым партнером Казахстана, двусторонний
торговый оборот с которой составляет
18 % от всего объема внешней торговли РК.
74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические
отношения с Казахстаном. За 2008 год товарооборот
составил $19,9 млрд долл., увеличившись
на 22 % по сравнению с 2008 годом.
Особое значение в развитии казахстанско-российского
сотрудничества в сфере экономики занимают
экономические связи между приграничными
областями двух стран, где действуют более
3100 совместных предприятий, среди которых
такие крупные: «Казросхром», «Коксохим»,
автомобильный комплекс на базе УралАЗ
и Кустанайского дизельного завода.
Во многом развитие казахстанско-российского
приграничного сотрудничества обязано
тому вниманию, которое уделяют ему главы
двух государств. Свидетельством этого
внимания являются регулярно проводимые
форумы приграничных регионов Казахстана
и России.
А если прибавить V-й Форум руководителей приграничных стран (прошел 22 сентября 2008 года), то сразу же вырисовывается радужная картина совместных торговых отношений. Как известно, главами государств было принято решение о его преобразовании в Форум межрегионального сотрудничества.
Также между двумя странами существует Межправительственная комиссия, которая занимается процессами двустороннего регулирования отношений России и Казахстана.
Россия и Казахстан вместе составляют «некое ведущее» единое ядро, которое значительно, как считается, опережает все остальные страны постсоветского пространства (за исключением, разве что Прибалтики). В процессе интеграции, как уже говорилось, необходимо задействовать все четыре страны, о которых говорится в данном пособии. Но недостаточно просто всех созвать и усадить за стол переговоров. Всему этому должен предшествовать целый комплекс мер и переговоров, пускай и за закрытыми дверьми. К примеру, 6 октября 2007 было принято решение о создании Таможенного Союза ЕврАзЭС.
Заключение
На рубеже XXI века ВЭС России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связан ных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.
Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику, при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.
Заметную роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний рынок играет применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих далеко за пределы традиционных торговых связей.
Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.
Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии.
Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.
Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.
Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.
Список использованной литературы