Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:14, курсовая работа
Целью работы является изучение внешнеэкономических связей Свердловской области.
В соответствии с целью, сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретический аспект внешнеэкономической деятельности регионов;
- рассмотреть внешнеэкономические связи Свердловской области;
- сделать выводы и разработать рекомендации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Внешнеэкономическая деятельность регионов: теоретический аспект...…..5
1.1. Сущность внешнеэкономической деятельности регионов………………...5
1.2. Межрайонное разделение труда на основе специализации регионов…….8
1.3. Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов…………………………………………………………………………..11
2.Внешнеэкономические связи Свердловской области………………………13
2.1. Экономический потенциал Свердловской области……………………….15
2.2. Международные связи Свердловской области……………………………21
3. Выводы и рекомендации……………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...…29
1.3. Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов
Оценка факторов интенсивности внешнеэкономических связей и потенциала импортозамещения в отдельных регионах должна производиться на основе более детального и конструктивного анализа региональных особенностей:
- определения оптово-межрегиональных функций данного региона, а также степени его участия во внешнеэкономической деятельности;
- наличия информации об импорте в регион соответствующих групп товаров;
- получения информации о возможных изменениях таможенных тарифов по группам товаров;
- определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары.
Анализ региональных последствий осуществления политики импортозамещения, может быть в полной мере осуществлен при условии:
- получения информации об изменениях таможенных тарифов по группам товаров;
- определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары;
- наличия информации об импорте в регионы соответствующих групп товаров;
- выделения оптово-межрегиональных функций отдельных субъектов федерации, а также исключения фактора формального отнесения импорта к регионам, реально слабо участвующим во внешнеэкономической деятельности [4, c. 75].
Основные факторы интенсивности ВЭД региона могут быть оценены с использованием следующей системы показателей:
Размеры роста (сокращения) импортозамещающих производств в регионе.
Рост (снижение) валового регионального продукта (ВРП).
Увеличение (уменьшение) количества новых рабочих мест.
Рост (уменьшение) бюджетных доходов.
Влияние на уровень жизни населения (разница между приростом денежных доходов и потерями населения в связи с изменением цен).
Рост (уменьшение инвестиций в основной капитал в связи с изменениями емкости внутреннего рынка отечественной продукции.
Для оценки указанных региональных последствий используются соответствующие расчетные параметры, включая:
- степень зависимости (коэффициенты эластичности) изменения размеров импорта и объемов импортозамещающего производства от изменения величины таможенных тарифов по основным товарным группам (на основании анализа данных за репрезентативный ретроспективный период);
- оценку влияния величины тарифов на уровень цен реализации по товарным группам;
- оценку влияния изменения цен на емкость товарного рынка (платежеспособный спрос) по товарным группам в разрезе групп региона с различным уровнем доходов населения;
- оценку изменения размеров рынка отечественной продукции, связанную с изменениями таможенных тарифов.
Для оценки возможного импортозамещающего роста производства по конкретным видам товаров и товарным группам используются коэффициенты эластичности импорта данных товаров по величине пошлины и объемов их выпуска по импорту. С учетом сделанных допущений, величина ожидаемого процентного прироста производства соответствующего вида продукции условно принимается одинаковой для каждого из ранее выделенных субъектов федерации [12, c. 42].
Указанный прирост определяется путем перемножения значений указанных коэффициентов эластичности, а также величины намечаемого изменения (в процентных пунктах) импортной пошлины по данному товару или товарной группе.
Расчет производится по формуле:
tотр = ti · kкор,
где tотр, ti - темпы роста в регионе соответственно базовой отрасли и производства продукции i-го вида (в процентах);
kкор - корректирующий (поправочный) коэффициент (принимается экспертно в зависимости от особенностей региональных отраслевых структур).
Определение темпа роста (темпа прироста) ВРП в регионе за счет импортозамещающего роста объемов продукции по каждой отдельной отрасли производится по формуле:
tВРП = 100+ n · (t – 100) · Км,
где tВРП - темп роста ВРП в регионе (в процентах);
n - доля базовой отрасли в структуре ВРП региона за базисный год;
Км - значение территориального коэффициента мультипликативности.
Если в регионе профилирующими являются две или несколько отраслей промышленности, то указанный расчет производится отдельно для каждой отрасли, а затем определяется итоговый индекс роста ВРП региона как средневзвешенный показатель исходя из отраслевой структуры базисного года.
Для определения темпов роста (темпов прироста) бюджетных доходов региона за счет эффекта импортозамещения и изменения таможенных тарифов может быть сделан с учетом следующих факторов. Бюджетные доходы регионов могут возрасти за счет:
а) импортозамещающего роста производства в соответствующих отраслях. Рост собственных доходов региональных бюджетов (в реальном исчислении) может быть принят на уровне, соответствующему росту ВРП;
б) пропорционального роста федеральных трансфертов, исходя из соответствующего увеличения объемов федерального бюджета. Рост доходов региональных бюджетов пропорционален росту федерального бюджета за счет изменения величины таможенных тарифов, объемов импорта и доле трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов региональных бюджетов за базисный год [5, c. 99].
Сводный индекс роста бюджетных доходов региона определяется как средневзвешенный индекс из темпов роста соответственно собственных доходов и федеральных трансфертов по доле этих составляющих в доходах регионального бюджета за базисный год.
Определение по региону темпов роста (темпов прироста) объема инвестиций в основной капитал и реальных доходов населения за счет фактора импортозамещения может быть сделано, исходя из принятой неизменности соотношения объемов инвестиций в основной капитал и ВРП по региону за рассматриваемый период. Темп роста данных инвестиций в регионе с учетом указанного фактора принимается равным расчетному темпу роста в них ВРП за счет фактора импортозамещения.
Аналогичным образом (по отношению к приросту ВРП) оценивается в регионе и динамика реальных денежных доходов населения.
В числе выходных параметров, после оценки изменений ценовых характеристик региональных потребительских рынков, могут быть просчитаны возможные потери населения от роста цен на импортируемую и аналогичную отечественную продукцию.
Уточнение выходных параметров и расширение круга учитываемых характеристик регионального развития могут быть осуществлены на последующих этапах работы, в т.ч. с привлечением данных по региону за базисный период о фактической доле отдельных товаров и товарных групп в структуре производства конкретных, профилирующих для региона отраслей промышленности.
2. Внешнеэкономические связи Свердловской области
2.1. Экономический потенциал Свердловской области
Разность потенциалов субъектов РФ и экономический кризис обусловили дезинтеграцию российского товарного рынка, распад и натурализацию межрайонных производственных связей, рост ограничений на вывоз продовольствия. На трансформации межрайонных хозяйственных связей прежде всего повлияли либерализация цен, снижение емкости внутрироссийского рынка, рост транспортных тарифов, увеличение открытости России в мировой экономике, повышение роли внешнеэкономической деятельности регионов. Слабое развитие фондового рынка в регионах, концентрация основных финансовых ресурсов страны в столице, уменьшение передаваемых с федерального уровня в субъекты РФ налогов и трансфертов не способствовали укреплению бюджетного федерализма в России. Бюджетное неравенство регионов вело к дезинтеграции экономического пространства России, создавая нездоровую конкуренцию между субъектами за трансферты и льготы.
В условиях рынка у товаропроизводителей появилась заинтересованность в расширении рынков сбыта продукции за пределы своих регионов. На первый план вышли интересы прибыльности предприятий и эффективности межрайонных производственных связей, что способствовало их рационализации [6, c. 100].
Экономическое сотрудничество регионов в 90-х годах осуществлялось в следующих правовых формах: деятельность межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия; заключение двусторонних соглашений между администрациями (правительствами) субъектов РФ; разработка и реализация федеральных программ, имеющих межрегиональную направленность; деятельность трансрегиональных финансово-промышленных групп; сотрудничество муниципальных образований.
Свердловская область относится к регионам с высоким инвестиционным потенциалом (3,3% от общероссийского) и умеренным риском, занимая среди регионов страны третье место по промышленному производству, пятое место по налоговым платежам в федеральный бюджет, девятую позицию по объемам сельскохозяйственного производства.
Сворачивание межрайонных связей в 90-е годы привело к снижению доли вывоза продукции в стоимости валового регионального продукта Свердловской области с 1/3 до 1/5. При сокращении вывоза продукции из области увеличилась его сырьевая компонента. Регион стал преимущественно ввозящим, и ввоз товаров примерно в 2 раза превышает их вывоз. Проанализировав участие Свердловской области в системе межрегиональных связей, можно сделать заключение, что регион остается ресурсной основой экономического пространства РФ.
Несмотря на двукратное падение вывоза важнейших товаров межрайонной специализации с начала 90-х годов, область сохранила ведущие позиции в поставках на общенациональный рынок стальных труб (1-е место среди субъектов РФ), пиломатериалов (делит 1-е и 2-е места с Республикой Коми), деловой древесины (2- место после Кировской области), цемента (3-е место после Брянской и Белгородской областей), готового проката черных металлов (5-е место после Челябинской, Оренбургской, Липецкой и Кемеровской областей), шин для грузовых автомобилей (9-е место), цветных металлов, доменного, агломерационного, сталеплавильного оборудования, прокатных станов, буровых установок, экскаваторов, химического оборудования и т.д. (таблица 1) [7, c. 90].
Таблица 1 - Вывоз товаров производственно-технического назначения из Свердловской области в страны в 2005-2010 гг.
Товары | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2009 к 2000,% | 2010 к 2000,% |
Прокат черных металлов, тыс. т | 1262 | 1123 | 1123 | 1039 | 611 | 574 | 93,5 | 45,5 |
Стальные трубы, тыс. т | 1719 | 1117 | 1074 | 1021 | 1099 | 838 | 76,3 | 48,7 |
Шины для грузовых автомобилей, тыс. шт. | 231 | 161 | 183 | 162 | 111 | 95,8 | 86,3 | 41,5 |
Деловая древесина, тыс. м3 | 1267 | 695 | 1070 | 461 | 438 | 954 | 217,8 | 75,3 |
Пиломатериалы, тыс. м3 | 355 | 253 | 288 | 208 | 181 | 152 | 84,0 | 42,8 |
Цемент, тыс. т Дизельное топливо, тыс. т Топочный мазут, тыс. т Уголь, тыс. т Прокат черных металлов, тыс. т | 1881 893 1006 3247 2417 | 1299 695 973 4271 1295 | 1376 707 935 6614 1170 | 764 556 1034 5029 1121 | 871 523 895 4318 1364 | 682 472 751 3084 951 | 78,3 90,2 83,9 71,4 69,7 | 36,3 52,9 74,7 95,0 39,3 |
Свердловская область испытывает недостаток собственных топливно-энергетических ресурсов и продовольствия, что объясняет превышение завоза над вывозом сырья и материалов в 2,3 раза, продовольственных товаров - в 3 раза. Непродовольственных товаров вывозится на 25% больше, чем ввозится из других регионов России, что свидетельствует о достаточной конкурентоспособности данной группы товаров на общенациональном рынке. По машинам и оборудованию прослеживается примерный баланс ввоза и вывоза. Географическая структура вывоза из области основных товарных групп представлена на рисунках 2-5.
Рисунок 2 - Структура вывоза из Свердловской области сырья и материалов в 2010 г.
Рисунок 3 - Структура вывоза из Свердловской области машин и оборудования в 2010 г.
Рисунок 4 - Структура вывоза из Свердловской области продовольственных товаров в 2010 г.
Рисунок 5 - Структура вывоза из Свердловской области непродовольственных товаров в 2010 г.
Социально-экономический потенциал области может быть использован в качестве основы реструктуризации хозяйства сопредельных уральских и сибирских регионов в направлении развития новейших секторов экономики, прежде всего наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности, финансовых, медицинских, образовательных, юридических, торговых и туристических услуг. Увеличится вклад области в межрегиональный обмен парфюмерно-косметической продукцией, непродовольственными товарами, продукцией кондитерской промышленности.
Как и прежде, Свердловская область сохранит в национальном пространстве России роль поставщика черных и цветных металлов, базы технического перевооружения и модернизации основных фондов сопредельных регионов. Уральские машиностроительные заводы будут увеличивать поставки в Азию оборудования для нефтегазовой промышленности, во многие страны мира - оборудования для лесопромышленного и металлургического комплексов. Ожидается усиление кооперационных связей между странами таможенного союза.
2.2. Международные связи Свердловской области
В 2010 г. в пятерку лидеров РФ по степени экспортной ориентированности экономики вошли Москва, Тюменская область с округами, Красноярский край, Кемеровская и Свердловская области.
Все регионы Урала, за исключением Курганской области, являются крупнейшими экспортно-ориентированными субъектами РФ и отличаются высокой степенью открытости в системе мирохозяйственных связей. Наибольшая доля внешнеэкономических связей в валовом региональном продукте характерна для Челябинской, Свердловской и Оренбургской областей, где экспортная квота валового внутреннего продукта составляет примерно одну четверть. В Удмуртской Республике и Башкортостане, Пермской области доля экспорта в ВРП близка к 20%, что также характеризует их интегрированность в международные торговые связи как высокую, на уровне среднероссийской. Быстрое открытие экономик областей и республик Урала происходило в начале 90-х годов на фоне кризисного падения производства и значительных различий в ценах внутреннего и мирового рынков. В условиях экономического оживления в РФ к концу периода величина индекса открытости регионов Урала стабилизировалась и имеет тенденцию к снижению.
Информация о работе Внешнеэкономические связи Свердловской области