Внешнеэкономический потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………2
Внешнеэкономический потенциал в системе потенциалов национальной экономики………………………………………………...………………………..4
Понятие экономического потенциала и его структура………….4
Виды экономического потенциала………………………………..8
Реализация внешнеэкономического потенциала современной России….12
Динамика и развитие экспорта внешней торговли……………...12
Товарная структура внешней торговли…………………………20
Географическая структура внешней торговли………………….23
Оценка использования внешнеэкономического потенциала России…….29
Список литературы…………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 267.39 Кб (Скачать файл)

Одновременно сократился импорт:

  • сахара-сырца – на 77,4%,
  • свежего и мороженого мяса птицы – на 53,8%,
  • легковых автомобилей – на 40,2%,
  • свежего и мороженого мяса (без мяса птицы) – на 31,2%,
  • черных металлов – на 21,9%,
  • стальных труб – на 21,6%,
  • алкогольных и безалкогольных напитков – на 0,1%.

Тенденции непрерывного роста  и непрерывного снижения экспорта и  импорта по товарным позициям12

Непрерывный рост (в течение 3 и  более месяцев по декабрь 2011 года включительно) сезонно скорректированных  стоимостных объемов экспорта имеет  место для:

  • обработанных лесоматериалов (16 месяцев)
  • пшеницы и меслина (12 месяцев)
  • синтетического каучука (10 месяцев)
  • рафинированной меди (5 месяцев)
  • необработанного никеля (5 месяцев)
  • машин, оборудования и транспортных средств (3 месяца)

В декабре 2011 года прервался цикл непрерывного роста вывоза сырой нефти и  черных металлов после систематического увеличения в течение 17 месяцев, прочих нефтепродуктов (поле 15 месяцев), минеральных  удобрений (после 7 месяцев), дизельного топлива (после 4 месяцев), природного газа (после 3 месяцев).

Непрерывное сокращение объемов экспорта в течение 5 месяцев наблюдалось  для автомобильного бензина, в течение 3 месяцев – жидких топлив, необработанных лесоматериалов и необработанного  алюминия.

В декабре 2011 года после систематического снижения в течение 6 месяцев восстановился  рост экспорта, древесной целлюлозы, а также железных руд и концентратов после спада в течение 3 месяцев.

Непрерывный рост объемов импорта  наблюдается для мебели (в течение 30 месяцев) и цитрусовых плодов (в  течение 3 месяцев).

В декабре 2011 года прервался цикл непрерывного роста закупок легковых автомобилей, черных металлов (после 16 месяцев систематического увеличения), алкогольных и безалкогольных напитков (после 5 месяцев), лекарственных  средств (после 4 месяцев).13

Непрерывное снижение сезонно скорректированных  стоимостных объемов импорта  в течение 8 месяцев наблюдалось  для сахара-сырца, в течение 7 месяцев  – для стальных труб, свежего  и мороженого мяса (без мяса птицы) и свежего и мороженого мяса птицы, 4 месяцев – для машин, оборудования и транспортных средств (без легковых автомобилей) и для товаров, относящихся  к прочему импорту.

В декабре 2011 года после систематического сокращения в течение 3 месяцев восстановился  рост ввоза свежей и мороженой  рыбы.

 

 

 

 

2.2 Товарная структура  внешней торговли

За январь-февраль 2011 г. товарная структура  внешней торговли по отношению к  соответствующему периоду 2010 г. существенно  не изменилась. Общая номенклатура оформленных товаров содержит 809 товарных позиций (4 знака кода ТН ВЭД  ТС) по экспорту и 1070 товарных позиций  по импорту. Среди экспортных товаров  наибольший удельный вес (по стоимости) имеют металлы и изделия из них (29,1%), минеральные продукты (27,7%) и продукция химической промышленности (15,5%). Среди основных товарных групп  импорта можно отметить машиностроительную продукцию (37,5%), продукцию химической промышленности (22,9%) и продовольственные  товары (13,2%).14

Внешнеторговый  оборот Управления за январь-февраль 2011г. составил 14,5 млрд. долларов США, в том числе со странами дальнего зарубежья – 12,3 млрд. долларов США (84,8% от оборота в целом), странами СНГ – 2,2 млрд. долларов США (15,2%). По сравнению с соответствующим периодом 2010 г. объемы внешней торговли увеличились на 29,2% в результате роста экспортных поставок на 18,6% и импортных закупок - на 33,2%.

В январе-феврале с.г. в таможнях московского региона внешнеторговый оборот составил 7,1 млрд. долларов США (49,0%), западного региона – 7,4 млрд. долларов США (51,0%).

Экспорт, оформленный участниками  ВЭД в регионе деятельности Управления, составил 3,7 млрд. долларов США, в том  числе в страны дальнего зарубежья  – 3,0 млрд. долларов США (81,1% от экспорта в целом), страны СНГ – 0,7 млрд. долларов США (18,9%).

Импортные закупки составили 10,8 млрд. долларов США, в том числе из стран  дальнего зарубежья – 9,3 млрд. долларов США (86,1% от импорта в целом), стран  СНГ – 1,5 млрд. долларов США (13,9%).

Сальдо торгового оборота сложилось  отрицательное и составило 7,1млрд. долларов США.

Как уже приводилось выше, в структуре  внешнеторгового оборота Управления около 85% стоимостных объемов приходится на торговлю со странами дальнего зарубежья. Причем, объемы торговли со странами дальнего зарубежья, оформленные таможнями  московского региона, составляют 93,8%, западного региона – 76,4%. По сравнению  с аналогичным периодом 2010 г. наблюдается  небольшое уменьшение доли стран  дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте в целом по Управлению.

Внешнеторговый оборот за февраль 2011 г. составил 9,0 млрд. долларов США, в том числе по таможням московского региона – 4,8 млрд. долларов США (53,3%), западного региона – 4,2 млрд. долларов США (46,7%). По сравнению с февралем 2010 г. общие объемы внешней торговли в феврале 2011 г. увеличились на 35,6%. Причем, стоимостные объемы экспортных поставок увеличились на 22,8%, а импортных закупок – на 40,1%.15

Экспорт составил 2,1 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 1,7 млрд. долларов США (81,0% от экспорта в целом), страны СНГ  – 0,4 млрд. долларов США (19,0%).

Импортные закупки составили 6,9 млрд. долларов США, в том числе из стран  дальнего зарубежья – 6,1 млрд. долларов США (88,4% от импорта в целом), стран  СНГ – 0,8 млрд. долларов США (11,6%).

Сальдо внешнеторгового оборота  за февраль с.г. – отрицательное и составило 4,8 млрд. долларов США.

Наибольший удельный вес в объемах  внешней торговли Управления за январь-февраль 2011 г. приходится на следующие таможни:

по экспорту – Липецкую (17,4% от объема экспорта в целом), Тульскую (14,5), Московскую областную (12,4%), Рязанскую (12,3%) и Ярославскую (11,4%);

по импорту – Московскую областную (49,2% от объема импорта в целом), Белгородскую (7,2%), Смоленскую (6,3%) и Калужскую (6,1%).

 

2.3 Географическая структура  внешней торговли

 

В 2010 году география экспортных поставок в регионе деятельности Управления была весьма обширна – 151 страна мира. Постоянными крупными партнерами, влияющими на объемы экспорта в целом, являются: Украина (14,5% в  общем объеме экспорта), Нидерланды (13,7%), Италия (9,3%), Германия (5,4%), Китай (4,7%) и Индия (3,4%). В объеме экспорта стран  СНГ на долю Украины приходится более 65%.

Вывоз товаров в ведущие  страны-импортеры составил свыше 51% от общего объема экспорта, что говорит  о его сосредоточении на сравнительно небольшом числе стран.

Распределение объемов экспорта по основным странам-импортерам российских товаров характеризуется следующими данными.

Страна

2010 год

2009 год

2010 г. в % к 2009 г.

стат. стоимость, млн. долл. США

удельный вес, %

стат. стоимость, млн. долл. США

удельный вес, %

УКРАИНА

3629,1

14,5

2161,3

11,1

167,9

НИДЕРЛАНДЫ

3436,0

13,7

2033,7

10,4

169,0

ИТАЛИЯ

2341,5

9,3

1826,9

9,4

128,2

ГЕРМАНИЯ

1360,6

5,4

807,6

4,1

168,5

КИТАЙ

1175,6

4,7

918,5

4,7

128,0

ИНДИЯ

860,1

3,4

1198,5

6,1

71,8


 

Участники внешнеэкономической  деятельности, осуществлявшие таможенное оформление в регионе деятельности Управления, вели закупки импортной  продукции в 179 странах мира.

Наиболее крупные страны – экспортеры: Германия (15,6% в общем  объеме импорта), Китай (13,9%), Украина (9,7%), Италия (6,7%), Франция (5,6%) и Польша (4,6%). Из стран СНГ наряду с Украиной, доля которой в объеме импорта стран СНГ составляет более 86%, можно выделить Узбекистан (6,9%).

Ввоз товаров в регион деятельности Центрального таможенного  управления  из ведущих стран-экспортеров  составил более 56% от общего объема импорта, в том числе из ведущих стран  дальнего зарубежья – 46,4%.

Распределение объемов импорта  по основным странам-экспортерам товаров  в регион приводится ниже.16

 

 

2010 год

2009 год

2010 г. в % к 2009 г.

стат. стоимость, млн. долл. США

удельный вес, %

стат. стоимость, млн. долл. США

удельный вес, %

ГЕРМАНИЯ

12083,3

15,6

9966,8

17,3

121,2

КИТАЙ

10723,5

13,9

7369,4

12,8

145,5

УКРАИНА

7455,8

9,7

4508,6

7,8

165,4

ИТАЛИЯ

5204,2

6,7

4187,9

7,3

124,3

ФРАНЦИЯ

4356,2

5,6

3231,9

5,6

134,8

ПОЛЬША

3527,6

4,6

2772,7

4,8

127,2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка использования внешнеэкономического потенциала России.

 

В условиях интенсивного развития международной экономической интеграции, активного участия России в глобальных мирохозяйственных связях (например, активизация процесса по вступлению в ВТО) и формирования Единого  экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан появляется необходимость обособленного исследования специальной области экономического потенциала – внешнеэкономического.

Проблему формирования экономического потенциала территории посредством  развития внешнеэкономической деятельности поднимали в своих работах  российские учёные: Вологина Н.В., Коновалова М.Ю., Минько С.В., Коновко С.М. Фундаментальными исследованиями в сфере внешнеэкономической  деятельности занимались и зарубежные исследователи: Балассу В., Вальрасу Л., Леонтьеву В., Портеру М., Самуэльсону  П., Скотту Л. и др.

Теоретическим и практическим изучением внешнеэкономической  деятельности региона занимались в  разные годы Л. Вардомский, А. Мальцев, П. Михайловский, А. Тарасов и др., но значительная часть работ посвящена  исследованию экспортного потенциала региона или отдельным формам внешнеэкономической деятельности, как правило, внешней торговле. Так  Токарева Ю. считает, что экспортный потенциал территории можно определить, как её «совокупную способность  создавать и производить конкурентоспособную  продукцию на экспорт, продвигать ее на внешние рынки, выгодно реализовывать  там товары и обеспечивать требуемый  уровень обслуживания»17 . Сейфуллаева М.Э. дает следующее определение: экспортный потенциал региона – это «реальные возможности, способные формировать и максимально удовлетворять потребности отечественных и зарубежных покупателей в товарах и услугах в существующих и прогнозируемых рыночных условиях в процессе рационального использования имеющихся ресурсов»18.

Переход от понятия «экспортный  потенциал» к понятию «внешнеэкономический потенциал» обуславливается расширением  направлений международных экономических  отношений. При этом акцент должен делаться на более полное включение региона  в процессы глобализации и международного экономического сотрудничества. Так как использование потенциала внешнеэкономической деятельности может вовсе не означать участие экономики региона только во внешнеторговых процессах, а предусматривать создание совместных производств, нацеленных на внутренний рынок, или заимствование зарубежных технологий, интеллектуальной собственности, товарных знаков, что также является использованием потенциальных возможностей, предоставляемых внешнеэкономической деятельностью в условиях интеграции.

Исходя из вышесказанного, под внешнеэкономическим потенциалом  региона следует пониматьсовокупную способность экономики региона  осуществлять внешнеэкономическую  деятельность, реализация которого заключается  в сбалансированном социально-экономическом  развитии региона посредством использования  как внутренних, так и внешних  резервов региона.

Информация о работе Внешнеэкономический потенциал России