Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:15, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
Введение……………………………………………………………...……………2
Внешнеэкономический потенциал в системе потенциалов национальной экономики………………………………………………...………………………..4
Понятие экономического потенциала и его структура………….4
Виды экономического потенциала………………………………..8
Реализация внешнеэкономического потенциала современной России….12
Динамика и развитие экспорта внешней торговли……………...12
Товарная структура внешней торговли…………………………20
Географическая структура внешней торговли………………….23
Оценка использования внешнеэкономического потенциала России…….29
Список литературы…………………………………………………………...36
Одновременно сократился импорт:
Непрерывный рост (в течение 3 и более месяцев по декабрь 2011 года включительно) сезонно скорректированных стоимостных объемов экспорта имеет место для:
В декабре 2011 года прервался цикл непрерывного роста вывоза сырой нефти и черных металлов после систематического увеличения в течение 17 месяцев, прочих нефтепродуктов (поле 15 месяцев), минеральных удобрений (после 7 месяцев), дизельного топлива (после 4 месяцев), природного газа (после 3 месяцев).
Непрерывное сокращение объемов экспорта в течение 5 месяцев наблюдалось для автомобильного бензина, в течение 3 месяцев – жидких топлив, необработанных лесоматериалов и необработанного алюминия.
В декабре 2011 года после систематического снижения в течение 6 месяцев восстановился рост экспорта, древесной целлюлозы, а также железных руд и концентратов после спада в течение 3 месяцев.
Непрерывный рост объемов импорта наблюдается для мебели (в течение 30 месяцев) и цитрусовых плодов (в течение 3 месяцев).
В декабре 2011 года прервался цикл непрерывного роста закупок легковых автомобилей, черных металлов (после 16 месяцев систематического увеличения), алкогольных и безалкогольных напитков (после 5 месяцев), лекарственных средств (после 4 месяцев).13
Непрерывное снижение сезонно скорректированных стоимостных объемов импорта в течение 8 месяцев наблюдалось для сахара-сырца, в течение 7 месяцев – для стальных труб, свежего и мороженого мяса (без мяса птицы) и свежего и мороженого мяса птицы, 4 месяцев – для машин, оборудования и транспортных средств (без легковых автомобилей) и для товаров, относящихся к прочему импорту.
В декабре 2011 года после систематического сокращения в течение 3 месяцев восстановился рост ввоза свежей и мороженой рыбы.
2.2 Товарная структура внешней торговли
За январь-февраль 2011 г. товарная структура внешней торговли по отношению к соответствующему периоду 2010 г. существенно не изменилась. Общая номенклатура оформленных товаров содержит 809 товарных позиций (4 знака кода ТН ВЭД ТС) по экспорту и 1070 товарных позиций по импорту. Среди экспортных товаров наибольший удельный вес (по стоимости) имеют металлы и изделия из них (29,1%), минеральные продукты (27,7%) и продукция химической промышленности (15,5%). Среди основных товарных групп импорта можно отметить машиностроительную продукцию (37,5%), продукцию химической промышленности (22,9%) и продовольственные товары (13,2%).14
Внешнеторговый оборот Управления за январь-февраль 2011г. составил 14,5 млрд. долларов США, в том числе со странами дальнего зарубежья – 12,3 млрд. долларов США (84,8% от оборота в целом), странами СНГ – 2,2 млрд. долларов США (15,2%). По сравнению с соответствующим периодом 2010 г. объемы внешней торговли увеличились на 29,2% в результате роста экспортных поставок на 18,6% и импортных закупок - на 33,2%.
В январе-феврале с.г. в таможнях
московского региона
Экспорт, оформленный участниками ВЭД в регионе деятельности Управления, составил 3,7 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 3,0 млрд. долларов США (81,1% от экспорта в целом), страны СНГ – 0,7 млрд. долларов США (18,9%).
Импортные закупки составили 10,8 млрд. долларов США, в том числе из стран дальнего зарубежья – 9,3 млрд. долларов США (86,1% от импорта в целом), стран СНГ – 1,5 млрд. долларов США (13,9%).
Сальдо торгового оборота
Как уже приводилось выше, в структуре
внешнеторгового оборота
Внешнеторговый оборот за февраль 2011 г. составил 9,0 млрд. долларов США, в том числе по таможням московского региона – 4,8 млрд. долларов США (53,3%), западного региона – 4,2 млрд. долларов США (46,7%). По сравнению с февралем 2010 г. общие объемы внешней торговли в феврале 2011 г. увеличились на 35,6%. Причем, стоимостные объемы экспортных поставок увеличились на 22,8%, а импортных закупок – на 40,1%.15
Экспорт составил 2,1 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 1,7 млрд. долларов США (81,0% от экспорта в целом), страны СНГ – 0,4 млрд. долларов США (19,0%).
Импортные закупки составили 6,9 млрд. долларов США, в том числе из стран дальнего зарубежья – 6,1 млрд. долларов США (88,4% от импорта в целом), стран СНГ – 0,8 млрд. долларов США (11,6%).
Сальдо внешнеторгового
Наибольший удельный вес в объемах внешней торговли Управления за январь-февраль 2011 г. приходится на следующие таможни:
по экспорту – Липецкую (17,4% от объема экспорта в целом), Тульскую (14,5), Московскую областную (12,4%), Рязанскую (12,3%) и Ярославскую (11,4%);
по импорту – Московскую областную (49,2% от объема импорта в целом), Белгородскую (7,2%), Смоленскую (6,3%) и Калужскую (6,1%).
2.3 Географическая структура внешней торговли
В 2010 году география экспортных поставок в регионе деятельности Управления была весьма обширна – 151 страна мира. Постоянными крупными партнерами, влияющими на объемы экспорта в целом, являются: Украина (14,5% в общем объеме экспорта), Нидерланды (13,7%), Италия (9,3%), Германия (5,4%), Китай (4,7%) и Индия (3,4%). В объеме экспорта стран СНГ на долю Украины приходится более 65%.
Вывоз товаров в ведущие страны-импортеры составил свыше 51% от общего объема экспорта, что говорит о его сосредоточении на сравнительно небольшом числе стран.
Распределение объемов экспорта
по основным странам-импортерам российских
товаров характеризуется
Страна |
2010 год |
2009 год |
2010 г. в % к 2009 г. | ||
стат. стоимость, млн. долл. США |
удельный вес, % |
стат. стоимость, млн. долл. США |
удельный вес, % | ||
УКРАИНА |
3629,1 |
14,5 |
2161,3 |
11,1 |
167,9 |
НИДЕРЛАНДЫ |
3436,0 |
13,7 |
2033,7 |
10,4 |
169,0 |
ИТАЛИЯ |
2341,5 |
9,3 |
1826,9 |
9,4 |
128,2 |
ГЕРМАНИЯ |
1360,6 |
5,4 |
807,6 |
4,1 |
168,5 |
КИТАЙ |
1175,6 |
4,7 |
918,5 |
4,7 |
128,0 |
ИНДИЯ |
860,1 |
3,4 |
1198,5 |
6,1 |
71,8 |
Участники внешнеэкономической деятельности, осуществлявшие таможенное оформление в регионе деятельности Управления, вели закупки импортной продукции в 179 странах мира.
Наиболее крупные страны – экспортеры: Германия (15,6% в общем объеме импорта), Китай (13,9%), Украина (9,7%), Италия (6,7%), Франция (5,6%) и Польша (4,6%). Из стран СНГ наряду с Украиной, доля которой в объеме импорта стран СНГ составляет более 86%, можно выделить Узбекистан (6,9%).
Ввоз товаров в регион деятельности Центрального таможенного управления из ведущих стран-экспортеров составил более 56% от общего объема импорта, в том числе из ведущих стран дальнего зарубежья – 46,4%.
Распределение объемов импорта по основным странам-экспортерам товаров в регион приводится ниже.16
2010 год |
2009 год |
2010 г. в % к 2009 г. | |||
стат. стоимость, млн. долл. США |
удельный вес, % |
стат. стоимость, млн. долл. США |
удельный вес, % | ||
ГЕРМАНИЯ |
12083,3 |
15,6 |
9966,8 |
17,3 |
121,2 |
КИТАЙ |
10723,5 |
13,9 |
7369,4 |
12,8 |
145,5 |
УКРАИНА |
7455,8 |
9,7 |
4508,6 |
7,8 |
165,4 |
ИТАЛИЯ |
5204,2 |
6,7 |
4187,9 |
7,3 |
124,3 |
ФРАНЦИЯ |
4356,2 |
5,6 |
3231,9 |
5,6 |
134,8 |
ПОЛЬША |
3527,6 |
4,6 |
2772,7 |
4,8 |
127,2 |
В условиях интенсивного развития
международной экономической
Проблему формирования экономического
потенциала территории посредством
развития внешнеэкономической
Теоретическим и практическим
изучением внешнеэкономической
деятельности региона занимались в
разные годы Л. Вардомский, А. Мальцев,
П. Михайловский, А. Тарасов и др.,
но значительная часть работ посвящена
исследованию экспортного потенциала
региона или отдельным формам
внешнеэкономической
Переход от понятия «экспортный
потенциал» к понятию «внешнеэкономический
потенциал» обуславливается расширением
направлений международных
Исходя из вышесказанного,
под внешнеэкономическим