Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение внешних эффектов как факторов несовершенства рыночной экономики.
В связи с поставленной целью в данной работе нам предстоит решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие внешних эффектов и их последствия для рыночной экономики;
2. Определить положительные внешние эффекты;
3. Показать отрицательные внешние эффекты в рыночной экономике;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………. 5
§1.1.Понятие внешних эффектов и их последствия для рыночной экономики………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ……………….10
§ 2.1. Сущность положительных внешних эффектов…………………………10
§ 2.2. Постановка вопроса о справедливом распределении ресурсов………..12
ГЛАВА 3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ………………...16
§ 3.1. Сущность отрицательных внешних эффектов…………………………..16
§ 3.2. Влияние государства на отрицательные внешние эффекты…………...18
§3.3. К вопросу
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...24
Рассмотрим положительный внешний эффект, возникающий в процессе производства. Производство промышленных роботов приносит выгоду не только их создателям, но и обществу в целом: повышается уровень технических знаний, развиваются наука и техника, улучшается качество обслуживания населения. Такой тип положительного внешнего эффекта называется технологическим переливом. Он означает, что выгоды, связанные с производством или потреблением промышленных роботов, перемещаются к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. (рис.3).
Рис.3. Положительный внешний эффект
Предложение роботов описывается кривой MSC. При отсутствии внешних издержек MSC = МРС. Кривая спроса D1 отражает предельную индивидуальную полезность (выгоду). Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1 при равенстве предельной индивидуальной полезности предельным индивидуальным издержкам МРВ = МРС.
Эффективное равновесие при положительном внешнем эффекте производства достигается при равенстве MSB = MSC, которое обеспечивает эффективное распределение и использование ресурсов.
2.2. Постановка
вопроса о справедливом
Развитие с начала XX в. неоклассического экономического направления обеспечило последующее обогащение и расширение круга анализируемых проблем. Особая роль здесь принадлежит английскому экономисту А. Пигу, известному не только детальной разработкой теории внешних эффектов, но и актуализацией вопроса о справедливом распределении ресурсов между разными поколениями людей.
«Для преодоления избыточной эксплуатации и истощения земли он предложил специальное налогообложение, а также другие методы защиты государством природных ресурсов, которые истощаются, в частности законодательные мероприятия по стимулированию инвестиций в природохозяйственные отрасли с длительным циклом воспроизводства.
Проблема несправедливого распределения сверхдоходов, в том числе от экологической ренты, является центральной в исследовании академика РАЕН Ю.В. Яковца»7. По его мнению, существуют три основных вида сверхдохода: природная рента, экологическая антирента и квазирента во многих ее модификациях и формах.
Наибольшее внимание в
своих исследованиях Ю.В. Яковец
посвятил проблеме квазиренты как наиболее
распространенного источника
Экологической антирентой Ю.В. Яковец8 называет эффект от использования существующих пробелов в национальном и международном экологическом праве с помощью концентрации производства в странах, где экологические рамки отсутствуют или ослаблены, с помощью подкупа чиновников, путем перемещения экологически загрязненных производств в развивающиеся страны, власть которых находится под влиянием ТНК. Природная рента - это сверхдоход, который реализуется сверх нормальной прибыли через цены товаров, которые производятся на основе использования ограничения разнокачественных природных ресурсов (какие можно монополизировать).
На связь природной ренты с монопольными условиями задолго до возникновения ТНК указывал А. Смит. Рента, по его словам, рассматривается как плата за пользование землей, обычно является наивысшей суммой, которую способен заплатить арендатор при данном качестве земли. Определяя условия договора, землевладелец стремится оставить арендатору лишь часть продукта, достаточную для возвращения вложенного капитала, который используется им на семена, на оплату труда и покупку скота, а также другого сельскохозяйственного инвентаря и для получения обычной для данной местности прибыли на вложенный в сельское хозяйство капитал. Таким образом, земельная рента как плата за пользование землей является монопольной ценой. Она никоим образом не соответствует тому, что землевладелец потратил на улучшение земли или чем бы он мог удовлетвориться. Она определяется тем, что фермер способен заплатить за землю9. Он отмечал, что возможность получения сверхдоходов обеспечена монопольными условиями, в которых осуществляются операции с землей.
Как указывал в свою очередь основоположник английской классической политической экономии В. Петти: «монополия означает исключительное право продажи. Человек, который владеет этим правом, может продавать товар, на который это право распространяется, оценивая его, как ему заблагорассудится, или по той цене, которая ему понравится, или делая и то и другое в пределах позволенного»10.
Использование Ю.В. Яковцом определения «экологическая антирента» является противоречивым с позиции ее соответствия экономическому содержанию категории «рента».
Под экологической
рентой для отображения в
По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «экологическая составляющая должна стать важным элементом повышения качества жизни людей, конкурентоспособности национального производства и страны в целом»11.
В заключении данной главы отметим, что положительные внешние эффекты возникают при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.
ГЛАВА 3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ
3.1. Сущность
отрицательных внешних
Отрицательные внешние эффекты наносят ущерб лицам, не имеющим отношения к рыночной сделке. Примером отрицательных внешних эффектов могут служить загрязнение окружающей среды предприятиями, производящими продукцию; загрязнение воздуха выхлопными газами при езде на автомобиле (потребление бензина); шум для жителей домов, прилегающих к магистралям; дым от сигарет и папирос при курении и т.п.
Рассмотрим отрицательный внешний эффект на примере загрязнения окружающей среды предприятиями, производящими продукцию. Сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис.4).
Рис.4. Отрицательный внешний эффект12
Итак, без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой кривая предложения, равная предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС= MSB.
Но предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q при возросшей цене Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.
В точке Е2 последствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.
Возникновение отрицательных внешних эффектов характерно, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.
Однако жители этого города не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара. В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на него. Это, естественно, беспокоит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы. Таким образом, внешние отрицательные эффекты - ущерб от производства какого-либо блага, который приходится нести людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.
3.2. Влияние государства на отрицательные внешние эффекты
Государство осуществляет регулирование как отрицательных, так и положительных внешних эффектов. Следствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем предложения блага в сторону оптимального. Для решения этой задачи используются различные формы государственного регулирования:
«Стандарты по вредным выбросам — это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов принята почти во всех странах. Однако она имеет свои очевидные недостатки»13.
Стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существуют различия предельных частных издержек отдельных предприятий. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных предприятий и общества в целом.
Другим методом корректировки отрицательного внешнего эффекта являются налоги как платежи за наносимый ущерб. «Они взимаются с предприятий за каждую единицу выбросов, загрязняющих окружающую среду, и повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
В отличие от стандартов плата за выбросы обладает большей гибкостью. Она не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов, способствует сокращению общего объема вредных выбросов»14. Кроме того, предприятия могут извлекать выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогом. Следовательно, налоги выступают мощным стимулом для сокращения предприятиями уровня выбросов за счет совершенствования технологии и способствуют росту государственных доходов.
«Субсидия - особая форма связи между отдельными звеньями бюджетной системы, которая служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. Они не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами»15.
«Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности»16. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.
Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается.
Рассмотрев данную главу, приходим к выводу, что отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу.
Так же рассмотрена роль государственного регулирования в рыночной экономике. В том числе, как с помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов решаются проблемы отрицательных внешних эффектов.
ПРАКТИКУМ
1. Фотомодель решила преподавать экономику. После года преподавания выяснилось, что прекрасная внешность преподавателя стимулировала студентов уделять повышенное внимание предмету и, как следствие, их оценки в среднем были выше, чем у студентов предыдущего года. Это пример:
Информация о работе Внешние эффекты как факторы несовершенства рыночной экономики