Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 20:34, контрольная работа
Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель данной работы - проанализировать современное состояние внешней задолженности России, её проблематику, зависимость и перспективы развития ситуации.
Введение
Глава 1. Определение и значение внешнего долга
1.1 Понятие государственного долга
1.2 Сущность и влияние внешней задолженности на экономику страны
Глава 2. Формирование внешнего долга РФ, структура и кредиторы
2.1 Динамика внешнего долга
2.2 Структура внешнего долга
2.3 Основные кредиторы РФ
2.3.1 Парижский клуб
2.3.2 Лондонский клуб
2.3.3 МВФ
2.3.4 Всемирный банк
Глава 3. Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы
3.1 Современное состояние внешнего долга
3.2 Перспективы долговой политики на 2012- 2014 гг
Заключение
Список использованной литературы
2.3.2 Лондонский клуб
Лондонский клуб кредиторов - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. В отличие от Парижского клуба занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление новых кредитов.
В конце 2009 г. Россия перевела в пользу кредиторов Лондонского клуба средства на общую сумму около 1 млн. долл., тем самым выполнив свои долговые обязательства по внешнему долгу перед клубом.
2.3.3 МВФ
Международный Валютный Фонд - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон - Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.
В начале 2005 года Россия досрочно погасила весь долг перед МВФ, заплатив 3.3 млрд. долларов. Благодаря досрочным погашениям, государство
снизило расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, тем самым, позволив себе более эффективное использование финансовых ресурсов.
Россия 8 раз обращалась к МВФ за помощью, получив в общей сложности финансовую поддержку в размере $22 млрд.
2.3.4 Всемирный банк (МБРР)
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944 г.
Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.
Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки.
На начало 2012 г. Россия должна Всемирному банку 2059 млн. долл. США.
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы
3.1 Современное состояние внешнего долга
По состоянию на 1 января 2012 г. размер внешнего долга России увеличился до 538 млрд. долл. против 527 млрд. долл. на 1 октября, и практически вернулся к показателям на 1 июля 2011 г. При всем при этом государственный внешний долг повысился лишь на 0,2 млрд. долл.. Повышение внешних обязательств произошло, в основном, за счет банковского сектора, который увеличил свою задолженность на 7 млрд. долл., до 164 млрд. долл.. Тем временем, ЦБ РФ сообщил, что в сентябре отток капитала из российской экономики составил 13 млрд. долл., а сам регулятор в целях поддержания рубля в прошлом месяце продал валюту на сумму 8 млрд. долл.
"Погашение внешнего
долга частным сектором стало
главной причиной увеличения
оттока капитала в 3 кв. 2011 г., поскольку
прирост чистых зарубежных
Основные существующие проблемы внешнего долга в России:
Ш Сейчас акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на «нулевой» вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга.
Ш Другим составным элементом, требующим серьёзной проработки, является формирование оптимальной структуры внешних заимствований. Следует обратить внимание на структуру заимствований по срочности и на проблему неурегулированности вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности.
Ш Также трудности возникают и при реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что перевод долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее перспективных активов.
3.2 Перспективы долговой политики на 2012- 2014 гг.
По проектам Министерства финансов РФ, подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную часть - на пополнение Резервного фонда: в 2012 г.- 3,3%, в 2013 г.- 1,0%, в 2014 г.- 0%. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется.
По их прогнозам, дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012- 2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета
в 2012- 2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований.
Таблица 4. Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2012- 2014 гг., в млрд. долл..
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Дефицит федерального бюджета |
1 570,5 |
1 744,3 |
1 648,4 |
|
Государственные заимствования, в том числе: |
1 592,3 |
1 601,7 |
1 626,1 |
|
привлечение |
2 181,7 |
2 284,0 |
2 474,1 |
|
погашение |
-589,4 |
-682,3 |
-848,0 |
|
Государственные внутренние заимствования, в том числе: |
1 459,0 |
1 465,7 |
1 486,2 |
|
привлечение |
1977,9 |
2082,2 |
2273,6 |
|
погашение |
-518,9 |
-616,5 |
-787,4 |
|
Государственные внешние заимствования, в том числе: |
133,3 |
136,0 |
139,9 |
|
привлечение |
203,8 |
201,8 |
200,5 |
|
погашение |
-70,5 |
-65,8 |
-60,6 |
|
Использование Резервного фонда |
-164,0 |
-51,4 |
0,0 |
|
Использование ФНБ |
7,5 |
10,0 |
10,0 |
|
Приватизация |
276,1 |
309,4 |
300,0 |
|
Исполнение государственных гарантий Российской Федерации |
-120,2 |
-85,8 |
-248,7 |
|
По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного внешнего долга- 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). По программе министерства финансов, в предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб.
Таблица 5. Динамика государственного внешнего долга, (млрд. руб.).
Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства, как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody's и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor's), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.
Вместе с тем, как отмечают в министерстве финансов, имеющийся «запас прочности», не может рассматриваться, как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости РФ. Во- первых темпы роста самого долга, а соответственно и его облуживания, являются достаточно высокими. Во - вторых, возможны ухудшения макроэкономической ситуации, т.е. снижение цен на нефть, что не лучшим образом отразится на показателях долговой устойчивости страны. В- третьих, весьма вероятно лишение РФ одного из важнейших факторов финансовой стабильности- «подушки безопасности» в лице Резервного фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января 2013 г. составит 1,6 трлн. руб., при условии сохранении цены на нефть в 2012 г. не менее 93 долл. США за баррель. При неблагоприятном же развитии ситуации, средства из Резервного фонда придется направить на выполнение расходных долговых обязательств, вплоть до его полного исчерпания, что повысит уязвимость государственного бюджета, приведет к росту стоимости заимствований и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание долга.
Таблица 6. Показатели долговой устойчивости РФ (при высоком уровне цен на нефть и их ежегодном росте).
№ п/п |
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Пороговое значение |
|
1. |
Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП |
11,2% |
14,1% |
16,1% |
17,0% |
25% |
|
2. |
Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета |
3,2% |
3,6% |
4,0% |
4,5% |
10% |
|
3. |
Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета |
8,2% |
9,7% |
10,4% |
11,8% |
10% |
|
4. |
Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета |
58,0% |
76,3% |
87,7% |
94,5% |
100% |
|
5. |
Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг |
8,7% |
10,9% |
12,5% |
13,2% |
220% |
|
6. |
Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг |
0,6% |
0,6% |
0,6% |
0,7% |
25% |
|
При условии неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Принимая во внимание, что объемы государственного долга уже установлены на достаточно высоком уровне, дополнительные заимствования приведут к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с ухудшением их условий и резким ростом долговой нагрузки на федеральный бюджет.
Пока низкий уровень государственного долга позволяет проводить политику увеличения заимствований, не опасаясь критических показателей в долговой устойчивости. В условиях сохранения макроэкономической ситуации, в предстоящий период показатели долговой устойчивости РФ останутся на относительно безопасных уровнях. И при планируемых объемах заимствований нагрузка на бюджет будет оставаться в пределах нормы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме реферата, можно сказать, что проблема внешнего долга и его влияния на экономическую безопасность - серьезная проблема российской национальной экономики. Разрешение этой проблемы является задачей стратегического характера. Без её решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного экономического подъёма и поддержания устойчивости всей социально- экономической системы страны. Использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические колебания и дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. Однако кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.
В Бюджетном послании президента России на 2012- 2014 гг. отмечалось: «В условиях экономического роста и улучшения ситуации на рынке заимствований следует рассмотреть возможность последовательного сокращения поддержки региональных бюджетов за счёт бюджетных кредитов и перехода к преимущественному использованию рыночных механизмов покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, а объём предоставляемых бюджетных кредитов в очередном финансовом году увязывать с предполагаемым объёмом возвращаемых бюджетных кредитов.»