Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Внешняя торговля России - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Это подтверждается большим влиянием внешней торговли на экономику России. Настоящая работа посвящена анализу внешней торговли России и тенденциям, которые имеют место в ней, рассматриваются такие важные для экономики государства показатели.
Актуальность данного анализа определила следующие цели и задачи:
- Определить основы внешней торговли России;
- Определить торговые барьеры России на мировом рынке;
- Проанализировать инструменты государственного регулирования внешней торговли;
- Проанализировать экспорт и импорт Российской Федерации;
- Предложить пути развития внешней торговли России.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическо – методические основы внешней торговли 5 1.1 Сущность и основные направления внешней торговли 5
1.2 Торговые барьеры для РФ в мировом рынке 6
1.3 Инструменты государственного регулирования внешней торговли 10
2 Анализ торговых отношений России и процессы регулирования внешней торговли в современной России 12
2.1 Анализ экспорта РФ 12
2.2 Анализ импорта РФ 16
2.3 Проблемы развития внешней торговли и недостатки ее регулирования 18
3 Пути развития внешней торговли России 20
3.1 Основные направления развития внешней торговли России 20
3.2 Внешняя торговля со странами СНГ как основное направление международной торговли РФ 22
Заключение 26
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая НЭ.docx

— 1.54 Мб (Скачать файл)

Товарная структура отечественной  внешней торговли отражает ограниченные возможности приспособления российского  производства к взаимодействию с  внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно  готовыми изделиями: на них падает около 80% мирового экспорта. У России, если оперировать структурой её внешней  торговли в фактических ценах, составляющий показатель составляет примерно 40%, т.е. вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную  продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной  продукции – примерно 2%.

 

      2.3 Проблемы  развития внешней торговли и  недостатки ее регулирования

 

Внешняя торговля по-прежнему выступает  главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. Чрезвычайно  высокая концентрация поставок на узкой  группе топливно-сырьевых товаров и  материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия  в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных  отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции  на внутреннем рынке, в том числе  по многим чувствительным для страны позициям.

Кроме того, отмечается высокая зависимость  благополучия финансовых, бюджетных  и внешнеэкономических показателей  от цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания делают стабильность экономики  крайне неустойчивой.

         Удельный  вес топливно-энергетических товаров  в январе 2007 года составил 72,4% всего  российского экспорта за пределы  СНГ против 73,3% годом раньше. Доля  в экспорте металлов и металлоизделий  выросла с 11,5 до 13,6%, продукции  химической промышленности —  с 5,4 до 5,6%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных  изделий — с 2,8 до 3,1%, доля машин  и оборудования снизилась с  3,7 до 1,6%. В основе российского  экспорта по-прежнему доминирует  продукция с низкой добавленной  стоимостью, преимущественно необработанное  сырье (сырая нефть, газ, металлические  руды и металлы, прошедшие лишь  первичную обработку, необработанный  лес). Это общая проблема российской  экономики, которая усугубляет  ее сырьевую зависимость.

Многие эксперты предрекают, что  в ближайшие годы в случае падения  цен на нефть положительное внешнеторговое сальдо опустится до нуля. Такой  же прогноз заложен Минэкономразвития  и в среднесрочный прогноз  социально–экономического развития до 2010 года. И если до последнего времени  многие эксперты воспринимали такой  прогноз скептически, то в последние  месяцы число скептиков резко  сократилось. Как будет развиваться  ситуация — покажет уже ближайшее  время.

Кроме того, интерес к роли науки  и инновационного процесса довольно низок в России. Если в Японии и США расходы на НИОКР достигают 3% ВНП, в странах ЕС – около 2, то в России – меньше 1%. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной  продукции составляет только 0,3% - это  в 130 раз меньше, чем в США.

Россия отстает от ведущих стран  запада по уровню внедрения информационных технологий. В наиболее развитых странах  Запада доля информационно-коммуникационных технологий в ВНП составляет 2,5-4,5%, а в России этот показатель не превышает 1%.

 

                    3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

 

3.1  Основные направления  развития внешней торговли России                        

 

Но несмотря на существенные недостатки внешней торговли России, с 1994 года сальдо торгового баланса  увеличилось в 10,6 раз (с 16927 до 179742 млн. долл. США).

В таблице 3 представлены результаты внешней торговли РФ, а ниже график 1 иллюстрирует динамику развития внешнеэкономических  отношений по данным таблицы.

 

Таблица 3 Внешняя торговля Российской Федерации товарами

 

 

 

 

 

 

График 1. Динамика развития внешней торговли РФ товарами

 

      Таким образом,  внешний рынок РФ является  динамично развивающимся. Но для  полноты картины необходимо рассмотреть  основные направления развития  международной торговли России.

Объем экспорта и импорта  товаров по странам мира - торговым партнерам России, - важный показатель для выявления перспектив развития и эффективности международной  торговли.

На рисунке 1 показана доля определенных групп стран во внешнеторговом обороте России.

 

 

 

Рисунок 1. Удельный вес стран во внешнеторговом обороте РФ 2009г.

 

На рисунке видно, что  наибольшим удельным весом обладают страны ЕС и АТЭС. Страны, входящие в  состав СНГ уступают.

Исходя из вышесказанного, для России приоритетным направлением должно стать развитие торговли со странами СНГ.

 

                3.2 Внешняя торговля со странами СНГ как основное направление международной торговли РФ

 

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь  машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать  транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества  на предстоящий период можно отнести  формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций.

К настоящему времени как  в России, так и в рамках СНГ  приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел "Внешнеэкономическая  политика") и Основные направления  внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической  политики в регионе.

Согласно Концепции внешней  политики Российской Федерации, Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Россия последовательно придерживается рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.

В ноябре 2008 года одобрена Стратегия  экономического развития СНГ до 2020 года. Стратегия – комплексный  документ, представляющий собой систему  согласованных государствами –  участниками СНГ взглядов на общие  цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения  Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника  системы международных экономических  отношений. В настоящее время  завершается работа над планом мероприятий  по реализации первого этапа Стратегии, рассчитанного на период до 2011 года.

Мировой финансовый и экономический  кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним  из самых динамично развивающихся  регионов мира. Сила воздействия кризиса  на экономику стран СНГ проявляется  по-разному в зависимости от степени  их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества  в полной мере ощутила влияние  мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах  с относительно более высоким  уровнем интеграции в мировую  экономику.

Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные  финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ оказало снижение мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.

На заседаниях Экономического совета СНГ в 2008 году были приняты  соответствующие решения по преодолению  негативных последствий мирового финансового  кризиса, предложения о поэтапной  отмене ограничений во взаимной торговле, определен Перечень базовых документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ, обсужден ход выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции  дальнейшего развития СНГ в части  экономического сотрудничества.

В 2008году продолжалась работа по важнейшим направлениям интеграционного  сотрудничества в Евразийском экономическом  сообществе: формирование Таможенного  союза; проведение согласованной экономической  политики; активизация взаимодействия в реальном секторе экономики; совместное развитие энергетического рынка; формирование транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС  формирование общего финансового рынка; взаимодействие в аграрном секторе

Важную роль в системе  координации деятельности всех участников внешнеэкономического процесса, действующих  на пространстве СНГ, играют торговые представительства Российской Федерации. Торгпредства действуют сейчас во всех странах СНГ, кроме Грузии. Одна из приоритетных задач Министерства РФ и других федеральных органов  исполнительной власти заключается  в содействии расширению присутствия  российского бизнеса в экономике  стран СНГ, в снятии препятствий  для работы на рынках, для торговли и инвестиций. Такая задача поставлена перед торгпредствами в странах  СНГ, и они активно ее решают.

Максимальное содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ  – одна из важнейших задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии созданного при Минэкономразвития России Совета по внешнеэкономической деятельности.

Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности  интеграционных процессов во взаимной торговле, являются объём и динамика внешнеторгового оборота.

По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году составил 106,5 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2007 годом на 29,0%, в том числе  экспорт – 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт – 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).

Для торговли России практически  со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2008 года размер сальдо вырос  на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2007 году).

Крупнейшим экономическим  партнером на протяжении многих лет  остается Украина, доля которой в  товарообороте России со странами СНГ  в 2008 году составила 37,4%. Также основными  торговыми партнерами России среди  стран СНГ являются Белоруссия и  Казахстан. На их долю в 2008 году приходилось  более половины российского товарооборота  со странами СНГ (соответственно – 32,1% и 18,5%).

В приложении 4 приведены  данные экспорта и импорта России в 2009 году с отдельными странами, входящими  в состав СНГ.

 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно, конечно, надеяться  на то, что Россия, продолжая опираться  на традиционные экспортные отрасли, сохранит относительно высокие темпы экономического роста и удвоит ВВП в начале 2-ого десятилетия. Однако, важнее решить проблему подъёма обрабатывающей промышленности и аграрного сектора, создав, таким образом надёжную основу для устойчивого развития в будущем, дополнительные рабочие места и плацдарм для преодоления бедности. При этом важно добиться чтобы российские товаропроизводители научились выпускать готовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Анализ состояния и  прогнозов развития от дельных отраслей народного хозяйства говорит  о том, что возможности изменить характер участия в системе мирохозяйственных  связей в ближайшие годы незначительны. Но в средне срочной перспективе внешнеэкономическую специализацию страны можно было бы диверсифицировать, опираясь на природные факторы, в частности на ее наделенность лесом и пригодной для ведения сельского хозяйства землей. Определенный вклад в обновление экспортной специализации страны могла бы внести и научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности и достаточно широкой сетью организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиции страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости. Для модернизации экономики требуется, по имеющимся оценкам громадный объём капитальных вложений – более 2 трлн.долл. в течении ближайших 20 лет. Это означает, что среднегодовой объём инвестиций в основной капитал должен превышать нынешний уровень примерно в 2,8 раза. Финансовые рынки в России – кредитный и фондовый – к сожалению, ещё недостаточно развиты.

Информация о работе Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность