Внешняя торговля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:47, контрольная работа

Краткое описание

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии Российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЭД 3.docx

— 34.45 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 1. Внешняя торговля в России

Место внешней торговли в  экономике России

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными  энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми  ресурсами при пониженной стоимости  рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг  и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической  сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии Российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции. Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

Структура внешней торговли России

Структура российской внешней  торговли и ранее была не характерной  для развитой страны. В настоящее  время это в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические  товары, черные и цветные металлы, оружие. Существенные изменения произошли  в товарной структуре российского  импорта. В нем сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как  доля потребительских товаров возросла, составляя около 40% всего объема импорта (табл. 34.2).

Таблица 34.2. Структура внешней  торговли России в 1998 г. (% к итогу)

Товарные группы

экспорт

импорт

Продовольствие и сырье  для их производства (включая напитки  и табак)

                 

                        3,0

              

                  26,2

Топливно-энергетические товары

                        41,4

                   6,0

Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные товары

                         5,1

                   3,2

Химические товары

                        8,4

                   15.2

Машины и оборудование (включая оружие и военную технику)

 

                       11,0

                     

                   35,1

Черные и цветные металлы

                       22,1

                    6,2

Прочие товары (золото и  другие драгоценные металлы, драгоценные  камни и т.д. )

              

                       9,0

        

                    8,1


 

Конкурентные преимущества и слабые стороны России

Перспективы развития внешней  торговли России в значительной степени  зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК. Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

Перспективы развития внешней  торговли России

С учетом конкурентных преимуществ  и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы  развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут  оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др. Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудовании.

 Внешняя торговля России и ее место в мировой экономике

 Формой связи между  производителями продукции разных  стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом (получение кредитов).

Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой — произошло заметное повышение зависимости стран от международного то­варообмена.

В настоящее время структура внешней торговли представлена следующими видами:

• экспорт;

• импорт;

• транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну;

• особые формы, например, реэкспорт или реимпорт товаров, прошедших облагораживание;

• производство по лицензии;

• кооперация;

• компенсационные сделки и т.д.

На развитие внешней торговли непосредственное воздействие оказывает ряд факторов, в том числе:

• углубление международного разделения труда и интернационализация производства;

• научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

• активная деятельность транснациональных  корпораций на внешнем рынке;

• регулирование (либерализация) внешней торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);

• либерализация международной  торговли, переход многих стран к  режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин путем образования свободных экономических зон;

• развитие процессов торгово-экономической  интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли и т д.

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, а также необходимостью получения определенных товаров извне. Это обусловлено постоянно возрастающими масштабами активности и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного обмена.

Давайте рассмотрим, какое же положение в мировой экономике занимает Россия в соответствии со следующими критериями оценки:

• удельный вес страны в  совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% в 1991 г. до 1,9% в 1995 г. — примерно 10-е место в мире;

• доля в мировом промышленном производстве не превышает 4% — 5-я позиция в мире;

• по уровню производительности труда в промышленности (годовая  выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве  — 77-ю ступень в мировой классификации.

Таким образом, приведенные  данные позволяют сделать вывод, что Россия занимает промежуточные  позиции в мировой иерархии между  промышленно-развитыми и развивающимися странами. Однако в нынешних условиях имеются реальные предпосылки вовлечения России в процессы интернационализации хозяйственной жизни, в систему международного разделения труда.

Решающими условиями расширения участия России в системе международных экономических отношений являются уровень и динамика движения национальной экономики, степень ее открытости, а также развитость и структура внешнеэкономических контактов, способность соответствовать постоянно меняющимся условиям международной хозяйственной жизни. В новых условиях необходимо обеспечить органичное расширение российского участия в системе международных экономических отношений и более полное использование возможностей международного разделения труда для решения как внутренних задач страны, так и проблем совершенствования ее внешнеэкономических связей.

Перспективы такой эволюции обусловлены объективным характером повышения уровня взаимозависимости и взаимосвязи между национальными хозяйственными системами и процессами в сфере международных экономических связей.

По мнению многих экспертов, основой создания жизнеспособной экономики переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду влияние конкуренции из-за рубежа. Именно в этих условиях мировой рынок прямо или косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такой выход, как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат.

Тенденции, факторы развития и преимущества внешней торговли

Одна тенденция – это  мировая экономика, она становится все более цельной, единой, взаимозависимой, – медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного  и экономического пространства, где  свободно распространяются идеи и передвигаются  их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности  для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:

- масштаб – рост объемов  производства, концентрации и централизации  капитала и как следствие появление  организационных форм, деятельность  которых выходит за рамки национальных  границ, приобретая международный  характер и способствуя формированию  единого мирового рынка;

- организационно-технологический  – качественно новый уровень  средств транспорта и связи,  обеспечивающий быстрое распространение  товаров и услуг, ресурсов и  идей с приложением их в  наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение  средств делового общения, ускорение  обмена экономической, финансовой  информацией, создающее возможности  для оперативного, своевременного  и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих  задач на международном уровне;

- научно-технологический – определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;

- социологический – проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;

- политический – выражающийся  в ослаблении жесткости государственных  границ, облегчении свободы передвижения  граждан, товаров, услуг и капиталов.

организацию. 

Вопрос  №2 Становление российской системы управления внешнеэкономической деятельностью.

Бывшим социалистическим странам предстоит большая работа по преобразованию сверхмонопольных структур, характерных для централизованной, командно-административной экономики, в структуры конкурентные, эффективно работающие, предпринимательские. Этот процесс чрезвычайно труден, противоречив и требует немало времени.

Проблемы преобразования экономики отражаются и в сфере  внешнеэкономической деятельности. Для того чтобы лучше понять существо и направленность изменений в  этой сфере деятельности, рассмотрим основные этапы развития организации  управления внешнеэкономической деятельностью  в нашей стране.

Можно выделить четыре этапа  развития управления внешнеэкономической  деятельностью в России:

  1. – до 1918 г. – дореволюционный;
  2. – 1918–1986 гг. – советский;
  3. – 1986–1991 гг. – перестроечный;
  4. – с 1991 г. – современный.

Информация о работе Внешняя торговля в России