Внешняя торговля как фактор макроэкономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:46, реферат

Краткое описание

Современные международные экономические отношения, харак-теризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития националь¬ных экономик.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы.

Содержание

Введение 3
Значение внешней торговли для национальной экономики 4
Концепции внешней торговли 13
Меркантилизм 13
Классическая теория международной торговли 14
Теория сравнительных преимуществ 14
Теория Хекшера-Олина 15
Парадокс Леонтьева 16
«Альтернативные» теории международной торговли 18
Эффект масштабности производства 19
Внешняя торговля и распределение доходов 23
Анализ данных 25
Вывод 30
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

МЭ внешняя торговля реферат.docx

— 198.39 Кб (Скачать файл)

На первом этапе, когда  продукт производится небольшими сериями, важнейшими факторами являются научные  кадры и инженеры. В период роста  производство продукта становится все  более массовым, появляются имитирующие  изделия в других странах, распространяются ноу-хау. На этой фазе производство продукта начинает перемещаться в менее развитые в научно-техническом отношении  страны.

На третьей фазе цикла  увеличивается число конкурирующих  изделий, поддержание спроса осуществляется за счет снижения цен. На первый план выходит  проблема снижения издержек производства. В результате появляется тенденция  перемещения производства данного  продукта в те страны, где издержки его производства ниже. Удовлетворение спроса на данный продукт в развитых странах идет за счет его импорта  из стран с низкими издержками производства. В стране же родоначальнице этого продукта происходит совершенствование  технологии изделия или же взамен создается относительно новый продукт. Теория «жизненного цикла продукта», отражая определенные реальности развития производства многих продуктов, не является универсальным объяснением тенденций  развития международной торговли. Существует немало товаров (например, товары с  коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, предоставляющие  значительные возможности для дифференциации по качеству, с узким кругом потенциальных  потребителей), которые не вписываются  в теорию «жизненного цикла продукта».

Эффект масштабности производства

Некоторые экономисты раскрывают механизм международной торговли, используя  эффект масштабности производства. Сторонниками такого подхода наряду с Б. Олином, активно формировавшим эту теорию, являются Р. Дризе, П. Крюгман, Г. Хафбауэр и др. Суть этой теории в том, что  страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией  в крупномасштабном производстве. Международная  торговля позволяет расширять рынок  сбыта, формировать единый интегрированный  рынок, более емкий, чем рынок  любой отдельно взятой страны. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске  продукции, не требующей особых преимуществ  в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом  рынке, несмотря на сравнительно высокие  продажные цены.

Теория эффекта масштабности производства также не является универсальной, поскольку рассматривает лишь часть  номенклатуры внешней торговли. К  тому же реализация эффекта масштаба производства связана с концентрацией  производства и укрупнением фирм, превращающихся в монополистов. Соответственно меняется структура рынков и механизм их функционирования. Они становятся олигополистическими со свойственной им монополистической конкуренцией, что мешает развитию международной  торговли на принципах либерализации  международных экономических отношений.

Успешную попытку выявить  новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли, сделал американский экономист М. Портер. В своих работах, посвященных  изучению международной конкуренции', он выделяет четыре главных параметра, определяющих развитие современной  внешней торговли крупнейших промышленно  развитых стран: факторы производства; условия спроса; близкие и обслуживающие  отрасли; стратегия фирмы и конкуренция.

М. Портер показывает, что  факторы производства страной не наследуются, а создаются в процессе ее расширенного воспроизводства. Условия  спроса – это требования рынка, определяющие развитие фирмы, а также учет и  предвосхищение развития мирового рынка.

Третья составляющая, определяющая развитие внешней торговли фирмы, характеризует  наличие компетентного, высокопрофессионального, с глубокими традициями производственного  окружения, влияющего на деятельность фирмы.

Четвертый параметр – стратегия  фирмы и конкуренция. Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся  найти возможности эффективно и  долгосрочно конкурировать в  своей отрасли. «Универсальной конкурентной стратегии, – свидетельствует М. Портер, – не существует; только стратегия, согласованная с действиями конкретной отрасли промышленности, навыками и  капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех».

Исследования М. Портера  получили официальное признание. Он принимал участие в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности  национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии.

Помимо теорий, ставивших  своей задачей объяснить и  обосновать процессы международной  торговли с позиций теории сравнительных  преимуществ, в западной экономической  мысли получает развитие направление, анализирующее характер современной  международной торговли с позиции  поведения крупных международных  корпораций. Объективной основой  такого подхода является тот факт, что 1/3 мировой торговли осуществляется через трансфертные цены, т.е. цены, действующие внутри межотраслевой  филиальной сети крупных корпораций. По некоторым данным, на внутрифирменные  связи приходится около 70% всей мировой  торговли, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала. Возрастающая роль международных корпораций в  мировой экономике существенным образом влияет на качественные характеристики торгового обмена.

Действия международной  корпорации в процессе прямого инвестирования или закупок, а также поставок сырья и комплектующих частей зачастую противоречит теории сравнительных  преимуществ. ТНК разбивают монополию  отдельных стран на обладание  сравнительными преимуществами. Они  организуют производство там, где издержки производства наименьшие, и пользуются преимуществами в своих интересах.

Теория международной  торговли, в частности теория сравнительных  преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений  все участвующие в них страны получают выигрыш в увеличении производства в отраслях, ориентированных на экспорт, в приросте общего благосостояния. Важную роль в обосновании этого  тезиса играет теория «внешнеторгового мультипликатора».

Теория «внешнеторгового мультипликатора»

В соответствии с этой теорией  эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для  каждой страны вполне определенными  количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен  в виде, определенного коэффициента – мультипликатора (множителя). Первоначально  экспортные заказы непосредственно  увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские  расходы.

Однако не всегда наращивание  экспорта приводит к благоприятному результату. Как показал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., расширение экспорта сырья для стран, экономический  рост которых связан в основном с  этим ресурсом, может привести к  ухудшению условий торговли и  снижению благосостояния нации. Быстрое  наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен  на этот продукт, которое перекрывает  положительный эффект от экономического роста.

Особое внимание следует  обратить на последствия развития внешней  торговли для экономики страны при  изменяющемся предложении факторов производства. В долгосрочном периоде  предложение факторов производства не остается постоянным: увеличивается  накопленный капитал, вовлекаются  в оборот новые месторождения  полезных ископаемых, новые земли. [7.]

Внешняя торговля и  распределение доходов

 

Внешняя торговля в разной степени затрагивает интересы отдельных  групп населения. Помимо деления  на потребителей и производителей существует и другое, связанное с тем, какими факторами производства владеют  экономические агенты и в каких  отраслях заняты эти факторы.

Развитие внешней торговли сопровождается специализацией стран  на выпуске тех видов продукции, по которым они имеют относительные  преимущества. Следовательно, претерпевает изменения структура производства в торгующих странах, а значит, и структура спроса на факторы  производства.

 Отрасль, производящая  экспортную продукцию, например  товар Х в стране В, будет  расширяться, цена товара Х  будет расти (до уровня мировой  цены). Соответственно, увеличиться  и спрос на факторы производства, занятые в этой отрасли, а  следовательно, и цены на них.  В краткосрочном периоде, пока  не началось перемещение в  данную отрасль ресурсов из  других отраслей, больше всех  от развития внешней торговли  выигрывают владельцы факторов, используемых в растущей экспортной  отрасли. Одновременно проиграют  в большей степени те, кто владеют  факторами, занятыми в импортозамещающих  отраслях, поскольку последние в  результате открытия рынков и  конкуренции со стороны более  дешевой импортной продукции  будут сокращаться.

В долгосрочном периоде, после  того как ресурсы, высвобождаемые в  отраслях, конкурирующих с импортом, начнут перемещаться в растущие экспортные отрасли, цены на факторы производства в экспортных отраслях могут несколько  снизиться. Но структура факторов, используемых в этих отраслях, отличается от структуры  факторов импортозамещающего производства. Например, в производстве экспортного товара Х требуется относительно больше капитала и меньше труда, тогда как в производства импортозамещающего товара Y – наоборот. Это значит, что капитала, высвобождаемого в отрасли Y, будет недостаточно для покрытия потребности в нем растущей отрасли Х. Напротив, труда, высвобождаемого в отрасли Y окажется даже больше, чем необходимо для расширения отрасли Х, что может привести к росту безработицы. Поэтому цена капитала не вернется к исходному уровню, существовавшему до начала торговых отношений, а заработная плата, наоборот, даже снизится по сравнению с исходным уровнем, так как теперь обеим отраслям вместе требуется относительно больше капитала и меньше труда.

Дальнейшее исследования проблемы влияния внешней торговли на распределения доходов между владельцами факторов производства позволили выявить определенную закономерность: чем больше какой-либо фактор специализирован (сконцентрирован) на экспортном производстве, тем больше он выиграет в результате внешней торговли. И наоборот: чем меньше доля фактора в производстве конкурирующей с импортом продукции, тем больше он теряет после установления торговых отношений.

Владельцы нейтральных факторов (примерно одинаково представленных как в экспортных, так и в  импортозамещающих отраслях) в целом  выигрывают от внешней торговли, поскольку  совокупный выигрыш нации от внешней  торговли сопровождается расширением спроса на эти факторы, особенно если они могут перемещаться между отраслями экономики.[2.]

 

 

Анализ данных

 

Согласно данным внешнеторговой статистики, в 2010 г. Украина показала высокие темы роста торговли, однако не достигла докризисных показателей. Внешнеторговый оборот страны составил 112 млрд долл., что соответствует уровню 2007 г. и много ниже максимального показателя 2008 г. (152 млрд). Сальдо внешней торговли с 2005 г. складывается отрицательным, в 2010 г. его величина равнялась 9,3 млрд долл. — на 63% больше, чем в 2009 г., но почти в 2 раза меньше, чем в 2008 г. Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 84,5% (на уровне 2006 г.) против 87,5% в 2009 г.

Экспорт Украины в 2010 г. вырос на 30% или 11,7 млрд долл. и достиг 51,4 млрд долл., составив около 77% от максимума 2008 г. Наибольший вклад в увеличение украинского экспорта в 2010 г. внесли позиции «чёрные металлы», «железнодорожная техника», «топливо», «руды», «масла и жиры».

Импорт увеличился на 34% или 15,3 млрд долл. и достиг 60,7 млрд долл., составив 71% от максимума 2008 г. Прирост украинского импорта в 2010 г. в значительной степени был достигнут за счёт увеличения закупок по позициям «топливо», «средства наземного транспорта», «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура», «чёрные металлы», «пластмассы», «механическое оборудование и техника, компьютеры».[12]

Внешняя торговля Украины товарами за январь-июль 2011

В январе-июле 2011г. экспорт товаров  составил 38 208,8 млн. долл. США, импорт – 44 874,6 млн. долл. По сравнению с январем-июлем 2010г. экспорт увеличился на 40%, импорт – на 46,7%. Отрицательное сальдо составило 6 665,8 млн.долл. (в январе-июле 2010г. также отрицательное – 3293,6 млн. долл.). Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,85 (за январь-июль 2010г. – 0,89). Темпы роста (снижения) экспорта-импорта товаров в 2011 году (к соответствующему периоду предыдущего года, нарастающим итогом). (Рис 1.)

 


(Рис  1.) Темпы роста (снижения) экспорта-импорта товаров в 2011 году (к соответствующему периоду предыдущего года, нарастающим итогом).

 

Внешнеторговые  операции проводились с партнерами из 213 стран мира. Объемы экспорта в страны СНГ составили 37,7% от общего объема экспорта, Европы – 29,2% (в т.ч. в страны Европейского Союза – 28,5%), Азии – 24,7%, Африки – 4,3 %, Америки – 3,9%. Наибольшие экспортные поставки осуществлялись в Россию – 28,8% от общего объема экспорта, Турцию – 5,9%, Италию – 5,2%, Польшу – 4,4%, Китай и Беларусь – по 2,9%, Индию – 2,8%. Увеличился экспорт товаров всех основных стран-партнеров: Польши – на 89,6%, Китая – на 73,8%, России – на 59,3%, Италии – на 42,3%, Индии – на 41,4% , Турции – на 34,7%, Беларуси – на 14,5%.

Основу товарной структуры украинского экспорта составляли черные металлы и изделия  из них – 33% от общего объема экспорта. Минеральные продукты составляли 14,9%, механическое и электрическое оборудование – 9,5%, продукция химической и связанных  с ней отраслей промышленности – 7,5%, средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства – 7,1%, продукты растительного происхождения  – 6,4%, жиры и масла животного или  растительного происхождения – 5,5%.

В общем объеме экспорта товаров по сравнению с  январем-июлем 2010г. увеличилась доля топлив минеральных,  – с-нефти и продуктов ее перегонки – с 7,2% до 8,3%, руд, шлаков и золы 4,8% до 5,7%, железнодорожных локомотивов – с 4,4% до 5, 5%, жиров и масел животного или растительного происхождения – с 5,2% до 5,5%, изделий из черных металлов – с 3,6% до 4,5%, продуктов неорганической химии – с 2% до 2,5%, удобрений – с 1,7% до 2,3%. При этом уменьшилась  – с 30,8% до 28,5%, механических машин – с 6,4%-доля черных металлов  до 5,1%, электрических машин – с 4,7% до 4,4%, зерновых культур – с 4,5% до 4,1%.

Информация о работе Внешняя торговля как фактор макроэкономического развития