Внутренний долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – исследовать состав, структуру и динамику развития внутреннего государственного долга России.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы вопроса о государственном долге, а именно его понятие, виды и формы;
- проанализировать особенности и состав внутреннего долга России;
- рассмотреть основные проблемы по управлению государственным долгом РФ и выявить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
1.1 Государственный долг: понятие, сущность и его формы…….………...4
1.2 История возникновения государственного долга России……………...7

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ
2.1 Основные особенности внутреннего долга России и его
современное состояние…...………………………………………………..11
2.2 Состав внутреннего государственного долга России………………….16
2.3 Анализ структуры и динамики внутреннего долга России…………..17

3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Принципы и задачи по управлению государственным долгом……...23
3.2 Пути решения проблем управления государственным долгом РФ…24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

внутренний долг.docx

— 73.62 Кб (Скачать файл)

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками [3,С. 239]. 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ

2.1 Основные особенности внутреннего  долга России и его

современное состояние

Согласно  Федеральным Законам, доходы Федерального бюджета были запланированы в объеме:

  • на 2007 год в сумме 6 965 317 200,0 тыс. рублей, расходы в сумме

5 463 479 900,0 тыс. рублей;

  • на 2008 год в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, расходы в сумме

6 570 297 744,0 тыс. рублей;

  • на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, расходы в сумме
    1. 451 153 801,8 тыс. рублей;
  • на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, расходы в сумме
    1. 089 965 207,0 тыс. рублей;
  • На 2011 год в сумме 8 365 765 201,0 тыс. рублей, расходы в сумме

8 311 765 347,6 тыс. рублей;

  • На 2012 год в сумме 9 022 141 807,0 тыс. рублей, расходы в сумме

9 001 916 142,1 тыс. рублей.

 

Согласно  отчету о состоянии государственного долга государственный внутренний долг на 1 января 2008 года составил 1 301 151,9  млн. рублей (3,9 % ВВП за 2007 год), на 1 января 2009 года – 1 499 824,4 млн. рублей (3,6 % ВВП  за 2008 год) и увеличился на 198 672,5 млн. рублей, или на 15,3 %.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Объем государственного внутреннего долга РФ [9]

По состоянию на

всего

в т.ч. Государственные гарантии в валюте РФ

01.01.2005 г.

778,47

12,93

01.01.2006 г.

875,43

18,86

01.01.2007 г.

1064,88

31,23

01.01.2008 г.

1301,15

46,68

01.01.2009 г.

1499,82

72,49




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели  объема государственного долга на 2009 и 2010 годы, представленные в материалах к законопроекту, меньше аналогичных  ранее прогнозируемых показателей, что свидетельствует о менее  значительном росте внутреннего  долга, чем прогнозировалось.

Рис. 2. Динамика Внутреннего государственного долга Российской Федерации [9]

Доля  государственного внутреннего долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, в объеме государственного внутреннего долга, на 1 января 2009 года, по сравнению с 1 января 2008 года, снизилась  на 1,2 % и составила 94,8 %. Значительную долю в государственном внутреннем долге, выраженном в государственных ценных бумагах, на 1 января 2009 года  составляли обязательства по ОФЗ-АД – 62,1 % (на 1 января 2008 года – 64,7 %), которые относятся к долгосрочному сегменту рынка государственных ценных бумаг.

В рамках долговой политики по удлинению сроков внутренних заимствований в 2008 году основной объем осуществленных заимствований  на внутреннем рынке носил среднесрочный  и долгосрочный характер. За 2008 год объем внутренних среднесрочных долговых обязательств увеличился на 32 115,1 млн. рублей, или на 14,4 %, и составил на 1 января 2009 года 254 515,0 млн. рублей,  объем долгосрочных долговых обязательств увеличился на 140 475,3 млн. рублей, или на 13,8  %, и составил на 1 января 2009 года 1 156 923,7 млн. рублей.  Увеличение в структуре государственного внутреннего долга объема среднесрочных и долгосрочных обязательств, свидетельствует о качественном улучшении его структуры.

Объем рыночного  долга в 2008 году увеличился на 96,6 млрд. рублей, или на 9,2 %, и составил на 1 января 2009 года 1 144,0 млрд. рублей, а  его доля в объеме государственного внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах  Российской Федерации, снизилась до  80,5 % (на 1 января 2008 года - 83,9 %).

За 2008 год  в объеме государственного внутреннего  долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, доля ОФЗ-ПД  сохранилась  на уровне 23,1 %, объем ОФЗ-ПД составил на 1 января 2009 года 328 169,4 млн. рублей (на 1 января 2008 года - 288 415,1 млн. рублей). Увеличение осуществлено за счет размещения четырех  новых выпусков ОФЗ-ПД со стандартными сроками обращения 3 и 5 лет.

В то же время доля ОФЗ-АД в объеме государственного внутреннего долга уменьшилась  с 64,7 % до 62,1 %, несмотря на то, что объем  ОФЗ-АД в 2008 году увеличился на 74 436,2 млн. рублей и составил на 1 января 2009 года 882 026,2 млн. рублей.

 

Рис. 3. Динамика расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в % к ВВП в 2008 – 2011 годах. [9]

 

Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2010 года установлен в законопроекте  в размере 2 119,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП, в плановом периоде будет увеличиваться и в начале 2012 года составит 3 703,2 млрд. рублей, или 5,5 % ВВП, что превысит   показатель на начало 2008 года  в 2,8 раза, на начало 2009 года – в 2 раза.

В структуре  государственного внутреннего долга  увеличивается доля государственных  ценных бумаг с 92 % до 95 %. Объем государственного внутреннего долга, выраженный в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на  1 января 2010 года 1 950,3 млрд. рублей, что больше  на 269 млрд. рублей, или на 16 %, показателя на начало 2009 года (1 681,3 млрд. рублей), приведенного в материалах к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ (при внесении изменений в Федеральный закон № 198-ФЗ структура долга не представлялась). За 2010 - 2011 годы указанный долг увеличится в 1,8 раза и к концу 2011 года составит 3 518,4 млрд. рублей, или 95  % внутреннего долга.

 

Рис. 4.  Динамика структуры государственного внутреннего долга.[9]

 

В соответствии с основными направлениями бюджетной  и налоговой политики на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов  государственные ценные бумаги предусмотрено  разместить по номиналу в следующих  объемах: в 2009 году – ОФЗ на сумму 410 млрд. рублей и ГСО – 125,8 млрд. рублей; в 2020 году – ОФЗ – 629 млрд. рублей и ГСО – 199,1 млрд. рублей, в 2011 году – ОФЗ – 823 млрд. рублей, ГСО – 225,6 млрд. рублей.

В результате такого размещения доля рыночного долга  будет меняться в связи с  увеличением  объемов размещения ГСО (объем размещения в 2011 году в 1,8 раза больше, чем 2009 году), являющихся нерыночными бумагами, так  как практически весь объем ГСО  предназначен для размещения пенсионных накоплений.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего  долга (приведены в пояснительной  записке к законопроекту) в 2009 - 2011 году будут иметь тенденцию к  росту,  составят 129,3 млрд. рублей в 2009 году, увеличатся в 1,85 раза и достигнут 239,4 млрд. рублей в 2011 году, относительно ВВП с 0,3 % до 0,4 %

Рис. 5. Динамика объема государственного внутреннего долга и расходов на его обслуживание. [9]

 

Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего  долга в общих процентных расходах увеличится с 65,3 % до 77,7 %

 

2.2 Состав внутреннего государственного  долга России

В состав общего государственного долга в  странах с рыночной экономикой, как  правило, включается долг центрального правительства (федеральный долг), задолженность  местных органов власти (коммунальный долг), государственных корпораций и предприятий и другие долги, причисленные законодательством страны к государственному долгу. Их соотношение  определяется особенностями экономического и исторического развития каждой страны, но, как правило, большую  часть внутреннего долга составляет задолженность центрального правительства [2,С. 30].

В объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации согласно бюджетного кодекса включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объём основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
  • объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

Размеры и структура государственного внутреннего  долга представлены в программе  государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований. Программа  входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год [1,С. 76].

 

2.3 Анализ структуры и динамики  внутреннего долга России

Рынок внутреннего  долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике - почти  все страны мира выпускают государственные  ценные бумаги. Учреждение российского  рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ. Решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой  ликвидностью и низкими рисками  федеральных облигаций. Развитие российского  рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией  национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области  макроэкономической политики, так и  в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного  денежного предложения стала  менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались [3,С. 151].

Структура современного внутреннего долга  РФ состоит из:

  • Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);
  • Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 года по поручению Правительства Министерством  финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать  не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.

Облигации федерального займа (ОФЗ) - среднесрочные  купонные облигации. Существуют различные  вариации данных ценных бумаг. ОФЗ с  переменным купоном были выпущены в  обращение 14 июня 1996 года в соответствии с Генеральными условиями выпуска  и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном  осуществляется в форме отдельных  выпусков, условия каждого выпуска  утверждаются Минфином РФ отдельно [6,С. 234].

 

 

Таблица 2

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млрд.руб.) [10]

Виды ценных бумаг

на 01.01.2005

на 01.01.2006

на 01.01.2007

ГКО

0,02

0,02

-

ОФЗ-ПК

0,001

-

-

ОФЗ-ПД

43,31

123,64

205,62

ОФЗ-ПК

171

131

94,8

ОФЗ-АД

542

596

675

ГСО-ППС

-

-

0,42

ГСО-ФПС

-

-

52

ОГНЗ

-

-

-

ОРВЗЗ 1992 года

0,03

0,03

0,03

ОГСЗ

0,0002

-

-

Итого внутренний долг

756,82

851,15

1028,06

Информация о работе Внутренний долг Российской Федерации