Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель курсового проекта – исследовать состав, структуру и динамику развития внутреннего государственного долга России.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы вопроса о государственном долге, а именно его понятие, виды и формы;
- проанализировать особенности и состав внутреннего долга России;
- рассмотреть основные проблемы по управлению государственным долгом РФ и выявить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
1.1 Государственный долг: понятие, сущность и его формы…….………...4
1.2 История возникновения государственного долга России……………...7
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ
2.1 Основные особенности внутреннего долга России и его
современное состояние…...………………………………………………..11
2.2 Состав внутреннего государственного долга России………………….16
2.3 Анализ структуры и динамики внутреннего долга России…………..17
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Принципы и задачи по управлению государственным долгом……...23
3.2 Пути решения проблем управления государственным долгом РФ…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись
платить долги своим и
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ
2.1
Основные особенности
современное состояние
Согласно Федеральным Законам, доходы Федерального бюджета были запланированы в объеме:
5 463 479 900,0 тыс. рублей;
6 570 297 744,0 тыс. рублей;
8 311 765 347,6 тыс. рублей;
9 001 916 142,1 тыс. рублей.
Согласно
отчету о состоянии государственного
долга государственный
Таблица 2.1
Объем государственного внутреннего долга РФ [9]
По состоянию на |
всего |
в т.ч. Государственные гарантии в валюте РФ |
01.01.2005 г. |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 г. |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 г. |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 г. |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 г. |
1499,82 |
72,49 |
Показатели объема государственного долга на 2009 и 2010 годы, представленные в материалах к законопроекту, меньше аналогичных ранее прогнозируемых показателей, что свидетельствует о менее значительном росте внутреннего долга, чем прогнозировалось.
Рис. 2. Динамика Внутреннего государственного долга Российской Федерации [9]
Доля государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в объеме государственного внутреннего долга, на 1 января 2009 года, по сравнению с 1 января 2008 года, снизилась на 1,2 % и составила 94,8 %. Значительную долю в государственном внутреннем долге, выраженном в государственных ценных бумагах, на 1 января 2009 года составляли обязательства по ОФЗ-АД – 62,1 % (на 1 января 2008 года – 64,7 %), которые относятся к долгосрочному сегменту рынка государственных ценных бумаг.
В рамках долговой политики по удлинению сроков внутренних заимствований в 2008 году основной объем осуществленных заимствований на внутреннем рынке носил среднесрочный и долгосрочный характер. За 2008 год объем внутренних среднесрочных долговых обязательств увеличился на 32 115,1 млн. рублей, или на 14,4 %, и составил на 1 января 2009 года 254 515,0 млн. рублей, объем долгосрочных долговых обязательств увеличился на 140 475,3 млн. рублей, или на 13,8 %, и составил на 1 января 2009 года 1 156 923,7 млн. рублей. Увеличение в структуре государственного внутреннего долга объема среднесрочных и долгосрочных обязательств, свидетельствует о качественном улучшении его структуры.
Объем рыночного долга в 2008 году увеличился на 96,6 млрд. рублей, или на 9,2 %, и составил на 1 января 2009 года 1 144,0 млрд. рублей, а его доля в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, снизилась до 80,5 % (на 1 января 2008 года - 83,9 %).
За 2008 год в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, доля ОФЗ-ПД сохранилась на уровне 23,1 %, объем ОФЗ-ПД составил на 1 января 2009 года 328 169,4 млн. рублей (на 1 января 2008 года - 288 415,1 млн. рублей). Увеличение осуществлено за счет размещения четырех новых выпусков ОФЗ-ПД со стандартными сроками обращения 3 и 5 лет.
В то же время доля ОФЗ-АД в объеме государственного внутреннего долга уменьшилась с 64,7 % до 62,1 %, несмотря на то, что объем ОФЗ-АД в 2008 году увеличился на 74 436,2 млн. рублей и составил на 1 января 2009 года 882 026,2 млн. рублей.
Рис. 3. Динамика расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в % к ВВП в 2008 – 2011 годах. [9]
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года установлен в законопроекте в размере 2 119,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП, в плановом периоде будет увеличиваться и в начале 2012 года составит 3 703,2 млрд. рублей, или 5,5 % ВВП, что превысит показатель на начало 2008 года в 2,8 раза, на начало 2009 года – в 2 раза.
В структуре государственного внутреннего долга увеличивается доля государственных ценных бумаг с 92 % до 95 %. Объем государственного внутреннего долга, выраженный в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2010 года 1 950,3 млрд. рублей, что больше на 269 млрд. рублей, или на 16 %, показателя на начало 2009 года (1 681,3 млрд. рублей), приведенного в материалах к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ (при внесении изменений в Федеральный закон № 198-ФЗ структура долга не представлялась). За 2010 - 2011 годы указанный долг увеличится в 1,8 раза и к концу 2011 года составит 3 518,4 млрд. рублей, или 95 % внутреннего долга.
Рис. 4. Динамика структуры государственного внутреннего долга.[9]
В соответствии
с основными направлениями
В результате такого размещения доля рыночного долга будет меняться в связи с увеличением объемов размещения ГСО (объем размещения в 2011 году в 1,8 раза больше, чем 2009 году), являющихся нерыночными бумагами, так как практически весь объем ГСО предназначен для размещения пенсионных накоплений.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга (приведены в пояснительной записке к законопроекту) в 2009 - 2011 году будут иметь тенденцию к росту, составят 129,3 млрд. рублей в 2009 году, увеличатся в 1,85 раза и достигнут 239,4 млрд. рублей в 2011 году, относительно ВВП с 0,3 % до 0,4 %
Рис. 5. Динамика объема государственного внутреннего долга и расходов на его обслуживание. [9]
Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 65,3 % до 77,7 %
2.2
Состав внутреннего
В состав
общего государственного долга в
странах с рыночной экономикой, как
правило, включается долг центрального
правительства (федеральный долг), задолженность
местных органов власти (коммунальный
долг), государственных корпораций
и предприятий и другие долги,
причисленные законодательством страны
к государственному долгу. Их соотношение
определяется особенностями экономического
и исторического развития каждой
страны, но, как правило, большую
часть внутреннего долга
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации согласно бюджетного кодекса включаются:
Размеры и структура государственного внутреннего долга представлены в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год [1,С. 76].
2.3 Анализ структуры и динамики внутреннего долга России
Рынок внутреннего
долга не может считаться уникальным
явлением в мировой практике - почти
все страны мира выпускают государственные
ценные бумаги. Учреждение российского
рынка внутреннего долга было
призвано ликвидировать практику прямого
(эмиссионного) кредитования ЦБ РФ. Решалась
задача создания значительного по размерам
рынка государственных ценных бумаг,
который характеризовался бы высокой
ликвидностью и низкими рисками
федеральных облигаций. Развитие российского
рынка внутреннего долга было
непосредственно связано с
Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:
Государственные
бескупонные краткосрочные
Облигации
федерального займа (ОФЗ) - среднесрочные
купонные облигации. Существуют различные
вариации данных ценных бумаг. ОФЗ с
переменным купоном были выпущены в
обращение 14 июня 1996 года в соответствии
с Генеральными условиями выпуска
и обращения облигаций
Таблица 2
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млрд.руб.) [10]
Виды ценных бумаг |
на 01.01.2005 |
на 01.01.2006 |
на 01.01.2007 |
ГКО |
0,02 |
0,02 |
- |
ОФЗ-ПК |
0,001 |
- |
- |
ОФЗ-ПД |
43,31 |
123,64 |
205,62 |
ОФЗ-ПК |
171 |
131 |
94,8 |
ОФЗ-АД |
542 |
596 |
675 |
ГСО-ППС |
- |
- |
0,42 |
ГСО-ФПС |
- |
- |
52 |
ОГНЗ |
- |
- |
- |
ОРВЗЗ 1992 года |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
ОГСЗ |
0,0002 |
- |
- |
Итого внутренний долг |
756,82 |
851,15 |
1028,06 |