Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 20:14, курсовая работа
Актуальность исследования данной темы состоит в том, что еще недавно мировое сообщество не ощущавшее особенности и последствия миграционных процессов, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций миграционных потоков.
Одним из проявлений демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, последствий межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов.
Введение……………………………………………………………………2-3 стр.
Глава 1. Внутренняя и внешняя миграция рабочей силы в России
1.1 Предмет, метод и задачи статистики населения……………………..4-5 стр.
1.2Внутренняя миграция населения и ее влияние на демографическую ситуацию в стране…………………………………………………………6-7 стр.
1.3Особенности миграционных процессов в России……………….8-10 стр.
1.4 Особенности международной миграции: иностранная рабочая сила в экономике России…………………………………………………….11-13 стр.
1.5 Исторический путь внутренней миграции России………………14-15 стр.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы на примере Российской Федерации
2.1Основные проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России……………………………………………………………………16-18 стр.
2.2 Отношение к мигрантам со стороны коренного населения……19-20 стр.
2.3 Пути решения проблем связанные с переселением………………21-25 стр.
Заключение……………………………………………………………..26-27 стр.
Список использованной литературы…………………………………28-30 стр.
Таким образом, Россия не должна быть исключением в ряду стран, которые, несмотря на усиление взаимозависимости в условиях глобализации, регулируют иммиграцию исходя из собственных национальных интересов, не только удовлетворяя потребности экономики в трудовых ресурсах, но и стремясь сохранить культурную и этническую самобытность.
2.2 Отношение к мигрантам со стороны коренного населения
Отношение к миграции со стороны коренного населения мегаполисов неоднозначно. За последние годы резко обострилось восприятие приезжающих по национальному признаку. Причины такого отношения названы выше: нежелание этнических меньшинств ассимилировать в коренное население, освоение и монополизация ими ряда жизненно важных хозяйственных сфер (рынки, руководящие посты в системе ЖКХ), более высокая социальная активность.
Особую проблему являет нелегальная миграция. Нелегальная миграция является преступлением международного характера и посягает на экономическое и социальное развитие государства, а также на его суверенитет.
По данным Международной организации по проблемам незаконной миграции контрабанда мигрантов является таким же прибыльным занятием, как и незаконная торговля наркотиками.
В Российской Федерации миграционные процессы регулируются распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2003 г. № 256-р о Концепции регулирования миграционных процессов.
Вопрос ужесточения или наоборот, ослабления нормативных документов, регулирующих миграцию, является предметом острой и ожесточенной дискуссии политических партий, правозащитных движений и националистических движений. При этом несомненно, что пока будет существовать экономическая потребность в мигрантах, а так же неравномерная социальная активность различных этносов, никакие нормативные акты не смогут эффективно исполняться.
Нелегальная миграция является интернациональным процессом. "Европейский союз, опасаясь неконтролируемого наплыва рабочих-мигрантов, ужесточает иммиграционную политику. Но, по мере того, как в самой Западной Европе трудоспособное население постепенно сокращается и стареет, этот регион нуждается в притоке новой рабочей силы для заполнения вакантных рабочих мест. Рынок всегда находит способы решить эту проблему, но не всегда легальными способами.
В России нелегальные этнические объединения в больших городах представляют значительную силу, причем к легализации эти объединения не стремятся. "Национальные диаспоры, объединяющие мигрантов, не особо приветствуют свое оформление в качестве юридических лиц. Безусловно, ряд из них создает общественные организации, однако влияние таких объединений на всех представителей соответствующего этноса крайне незначительно.
2.3 Пути решения проблем связанные с переселением
Сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов. По оценочным данным, можно обозначить основные потоки и направления миграции. Считается, что существенная доля (около 70%) в миграционном потоке принадлежит российскому межрегиональному обмену населением. Главным межрегиональным вектором миграций в России с начала 90-х годов стало движение с севера и востока на юг и запад. Центр стягивает население со всей территории страны, а Дальний Восток – теряет. Вторым по значимости регионом исхода мигрантов внутри России является Северный Кавказ.
По данным Госкомстата, самым населенным городом России по-прежнему остается Белокаменная Москва (10,4 миллиона человек, 5 место в рейтинге "Самые населенные столицы мира"). Около трети мигрантов, оседающих в Москве на временное или постоянное проживание, поставляет Центральный район, соседние с Московской областью регионы и сама Московская область. С каждым годом официальная численность населения не только столицы, но и большинства ее городов-спутников, только увеличивается, при этом численность всех россиян неуклонно падает.
Сохранение нынешнего уровня рождаемости (при неизменной смертности и отсутствии миграционного прироста) может к 2050 году привести к ежегодной убыли населения в размере 1,8% и увеличение доли населения пенсионного возраста с 20,5% до 34 -35%, при одновременном сокращении доли детей и подростков, населения трудоспособного возраста.
Общее сокращение численности населения Российской Федерации и генеральная тенденция миграции в России с геополитической точки зрения. Они могут привести к образованию "демографического вакуума" в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока и создают объективные предпосылки для замещения населения иммигрантами из соседних стран, что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны.
В стране чрезвычайно мало привлекательных для миграционного притока населения регионов. Низкая мобильность населения внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального развития России. Для целого ряда регионов одним из главных барьеров для экономического роста становится дефицит трудовых ресурсов.
Ситуация могла бы разрешиться за счет мобильности населения – его перетока в регионы и сферы, в которых обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Но в большинстве российских регионов данная мобильность населения предельно низка. Пространственная мобильность сдерживается совокупностью факторов:
1. институтом регистрации
и неразвитостью рынка жилья,
неспособного принять
2. частичным сохранением
системы натуральных льгот, расширением
бюджетного сектора в ряде
регионов как способном
3. большими транспортными издержками на перемещения (как для маятниковой, так и для долгосрочной миграции).
В стране степень подвижности населения – как фактор внутренней миграции – находится на уровне начала эпохи индустриализации.
Низкая пространственная мобильность накладывается на низкую квалификационную мобильность населения: ведь если человек не может перемещаться в пространстве, следую за рыночными предложениями в своей профессиональной нише, он вынужден менять профессии, подстраиваясь под предложения в месте проживания.
Миграционная политика – это целенаправленное воздействие государства на миграционные процессы. Она включает в себя, во-первых, некую систему идей и принципов, которыми руководствуются государственные структуры и общественные институту при выборе мер по достижению поставленных целей, во-вторых, программу конкретных мероприятий по обеспечению этих целей; в-третьих, финансовое, кадровое, организационное обеспечение намеченных мероприятий; в-четвертых, ответственность за полученные результаты.
Во внутренней сфере важное значение придается разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения и другое.
Для того чтобы привлечь людей в сельскую местность и в регионы на востоке нашей страны (Сибирь, Дальний Восток), нужны привлекательные и комфортные условия для переселения.
Многие граждане нашей страны хотят переселиться в сельскую местность. Но ехать на пустое место, где нет жилья, работы и социальных гарантий отбивает все желание. Для того чтобы это желание переросло в конкретные действия нужно предложить человеку и его членам семьи:
- единовременное денежное
пособие на каждого члена
- оплату стоимости проезда и провоза домашнего имущества от прежнего места жительства до места вселения;
- отдельный жилой дом
(квартиру) со всеми хозяйственными
постройками и приусадебным
- обеспечить бесплатным медицинским обслуживанием;
- обеспечить или дать
возможность приобрести
- домашний скот, птицу
для организации личного
- предоставить работу с достойным заработком, детские сады и школы.
Такое переселение, в первую очередь, нужно предлагать специалистам сельского хозяйства, студентам закончившим такого рода учебные заведения, многодетным и малоимущим семьям. Там нужны агрономы, инженеры и техники всех специальностей, зооинженеры и зоотехники, ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшеры, биологи и так далее.
Это касается и востока нашей страны. Ведь люди тянутся в центр с целью получить достойную работу и хороший заработок. Но если всем этим обеспечить на Севере, Дальнем Востоке и других мало заселенных районах страны, то люди начнут переселяться.
Человеку также нужно жилье или перспективы получения в ближайшее время. Чтобы его окружала нормальная инфраструктура – спортивные заведения, театры, хорошие дороги, красивые фасады, места отдыха.
Нужно строить современные медицинские центры и, приглашая специалистов, обязательно предлагать квартиры.
И еще – нужно строить жилье для коренных жителей, чтобы они не уезжали и не увозили своих детей. Органы власти должны работать с банками и брать на себя гарантии, риски на себя. Тогда и кредитная ставка будет меньше, а жилье будет доступным и ликвидным.
Можно вновь возобновить программу по распределению студентов после окончания учебы. Молодые люди приобретут работу и жилье, а регион новых жителей.
Также существует программа по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа не ограничивает круг потенциальных переселенцев. Эта программа содействия переселению – одно из направлений решения демографической проблемы нашей страны. Поэтому переселенцы приглашаются туда, где они более всего нужны. В программу не входят крупные мегаполисы. Пилотными регионами являются Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Новосибирская, Тверская и Тюменская области.
Пакет государственной поддержи переселенцев включает в себя:
- компенсацию расходов на переезд к будущему месту жительства;
- компенсацию расходов
на уплату госпошлины за
- компенсацию таможенных платежей и налогов за ввоз имущества из страны выезда;
- единовременное пособие
на обустройство и пособие
по безработице до
Существует множество программ
и проектов по переселению граждан. Но
к сожалению все они не совершенны и не
действуют в реальности. А люди продолжают
уезжать из дальних районов страны в центр.
Заключение
Подводя общий итого курсовой работы следует отметить, что миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Принимающая иностранную рабочую силу Россия используют ее как фактор развития своих производительных сил. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства.
В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.
Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации. В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной.
Население России выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.
Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.