Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:05, реферат
Водные пути-это водные пространства, используемые для судоходства и сплава леса. Разделяются на внешние и внутренние. В зависимости от характера использования внутренние В. п. делятся на судоходные и сплавные. К внешним В. п. относят океаны, внешние моря, заливы. Внутренние В. п. подразделяются на естественные (внутренние моря, озёра и реки) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря, водохранилища). В. п. более экономичны для перевозки грузов и пассажиров, чем другие виды путей сообщения.
1. Вышневолоцкая водная система…………………………………………….
2.Тихвинская водная система…………………………………………………...
3.Марининская водная система…………………………………………………
4.Волго-Северодвинский водный путь…………………………………………
5.Канал Северский Донец.………………………………………………………
6.Водные системы Северного Кавказа,Урала,Сибири и Дальнего Востока..
Содержание.
1. Вышневолоцкая водная система…………………………………………….
2.Тихвинская водная система………
3.Марининская водная система……
4.Волго-Северодвинский водный путь…………………………………………
5.Канал Северский Донец.………………
6.Водные системы Северного Кавказа,Урала,Сибири и Дальнего Востока..
Водные пути-это водные пространства, используемые для судоходства и сплава леса. Разделяются на внешние и внутренние. В зависимости от характера использования внутренние В. п. делятся на судоходные и сплавные. К внешним В. п. относят океаны, внешние моря, заливы. Внутренние В. п. подразделяются на естественные (внутренние моря, озёра и реки) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря, водохранилища). В. п. более экономичны для перевозки грузов и пассажиров, чем другие виды путей сообщения.
Реки и озера с древних времен используются для транспортных целей. Река Волхов входила в состав водного пути “из варяг в греки” (XI - XII вв.).
Первой искусственной системой в России, соединяющей Балтийское море с Волгой, является Вышневолоцкая водная система. Издавна используются для судоходства реки Нева и Свирь. Для соединения бассейна Балтийского моря с бассейном Волги были построены три искусственные водные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская и Марининская.
1. Вышневолоцкая водная система.
Самый древний искусственный водный путь в России, который соединил Петербург с бассейном Волги - поставщиком сырья и продовольствия для русской столицы. Водная система была построена в 1703-1709 гг. В состав системы входят: приток Волги - р.Тверца, Вышневолоцкий водораздельный канал, р. Цна, оз. Мстино, р. Мста, Сиверсов и Вишерский каналы (минуя оз. Ильмень), р.Волхов, обводной Ладожский канал и р. Нева.
Проект реконструкции
2.Тихвинская водная система.
Построена в 1811 г. Система начинается у Рыбинского водохранилища, проходит по рекам Мологе, Чагодице и ее притоку Соминке, Сяси, по Ладожскому обводному каналу и р. Неве. Тихвинская система в настоящее время не имеет большого транзитного значения ввиду малых глубин на реках. Используется только для прохода малотоннажных судов.
3.Марининская водная система.
Построена в 1801 г. Сооружение этого пути было вызвано выходом России к Балтийскому морю в начале XVIII века. Водный путь включал свободные и шлюзованные реки и озера, а также соединительный канал: р.Шекcну, Белозерский канал, р.Вытегру, Онежский канал, р.Свирь, Ладожский канал, р. Неву. Водный путь имел большое количество шлюзов (39) и был пригоден только для судов с малой осадкой. Марининская водная система просуществует более полутора веков. Но со временем не могла обеспечить потребность народного хозяйства. Поэтому в 1959-1964 гг. была проведена полная реконструкция бывшей Марининской системы и создана новая глубоководная Волго-Балтийская магистраль. Протяженность трассы Волго-Балта (от Череповца до Вычегды) составляет 361 км. Кулой-Пинежский канал был построен в 1928 г., он соединил р.Кулой с р.Пинегой. Длина канала 6,5 км. Канал расположен в низкой и заболоченной местности и состоит из углубленных озер, соединенных между собой этим каналом. Реконструированный глубоководный путь позволяет вести бесперевалочную транспортировку грузов между портами пяти морей - Белого, Балтийского, Каспийского, Черного и Азовского. Три искусственных водных пути соединяют Балтику с Черным морем: Березинский, Днепро-Неманский и Днепровско-Бугский. Березинская водная система соединяет Западную Двину с притоком Днепра Березиной. Работы по строительству соединительного канала были начаты в 1767 г., и в 1805 г. путь был открыт. В его состав входят р.Березина, Сергучский канал, р.Сергуть, оз. Плавно, водораздельный канал, оз. Бережта, р.Бережта, Верейский канал, реки Эсса, Улла, Западная Двина. В настоящее время водная система имеет местное значение и не пригодна для сквозного судоходства. Днепро-Неманский водный путь построен в 1770-1784 гг. и много раз перестраивался. В состав водной системы входят: р.Припять, р.Ясельда (приток Припяти), Огинский канал, р.Шара, р.Неман. В настоящее время водная система также имеет местное значение. Днепровско-Бугский водный путь проходит по р. Припяти, р.Пине (приток Припяти), Днепро-Бугскому каналу, р.Мухавец (приток Западного Буга), р.Западному Бугу. Работы по строительству Днепро-Бугского канала были начаты в 1775 г., но через некоторое время приостановлены. Основные работы по его сооружению были выполнены в 1846-1848 г.г. Движение судов осуществлялось в период весеннего половодья. Во время Великой Отечественной войны канал был разрушен. Восстановление и реконструкция шлюзов выполнены в течение 1945-1946 гг.
В центральных и южных районах России в транспортных целях реки стали использоваться издавна. Речные пути сыграли значительную роль в расширении и укреплении русского государства. Они способствовали превращению России в великую мировую державу. Первые пароходы на Волге появились в 1817 г., а на Днепре - в 1823 г. Сооружение такой глубоководной транспортной системы опирается на Волжско-Камскую магистраль, соединение ее с Волго-Балтийским и Волго-Донским искусственными водными путями, а также канала им. Москвы и на Днепровскую магистраль. Общее протяжение всей этой системы составляет около 11,5 тыс. км. Длина только Волжско-Камской составляет 5900 тыс. км, Днепровской - с соединительными каналами - 1600 км. Важнейшим звеном единой воднотранспортной системы являются Волжско-Камско-Донской бассейны, соединяющие южные моря Черное, Азовское и Каспийское с северным Белым и Балтийским. Главной транспортной водной артерией является великая русская река Волга, на которой построено девять крупных гидроузлов с судоходными шлюзами. В 1931-1932 гг. (за 20 месяцев) был построен Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое и Балтийское моря. Он имеет большое народнохозяйственное значение, так как значительно сократил расстояние между портами Белого моря с сетью водных путей Волжского бассейна через Онежское озеро и Волго-Балтийский водный путь. Протяженность Беломорско-Балтийского канала 327 км.
4.Волго-Северодвинский водный путь.
Этот водный путь построен в 1828 г. для соединения Северной Двины с Волгой. В состав соединения входят р.Сухона, оз. Кубенское, р.Парозовица, затем система проходит по ряду мелких озер, рек и каналов - водораздельный бьеф - к реке Шексне. Протяженность водной системы 135 км. На ней сооружено 8 плотин, 7 шлюзов, глубина канала более 2 м. Канал им. Москвы, открытый в июле 1937 г., является одним из крупнейших в мире гидротехническим сооружением. Канал начинается у Иванькова, где на Волге создано водохранилище (Московское море). Отсюда канал длиной 128 км проходит через холмистую Клинско-Дмитровскую гряду (на г.Дмитров и Яхрома), идет вдоль долины р.Черной, пересекает р. Учу, опускается в долину р.Клязьма и, прорезав водораздел рек Клязьмы и Химки, входит в Москва-реку. Кроме Иваньковского построено несколько более мелких водохранилищ: Икшинское, Учинское, Химкинское, Клязьменское и др. Подпор от Иваньковского водохранилища распространяется от г.Тверь на расстояние около 120 км. На канале построено 200 сооружений, среди них крупнейшие шлюзы, плотины, гидроэнергостанции, мощные насосные станции, мосты, Химкинский речной вокзал и др.
Волго-Донской судоходный
5.Канал Северский Донец.
Донбасс открыт для эксплуатации в 1957 г. Его протяженность 125 км, пропускная способность около 2 млн. м3 воды в сутки. С постройкой канала решена проблема водоснабжения крупных промышленных городов Донбасса: Донецка, Макеевки, Енакиево, Горловки, Артемовска и др., а также орошения значительной части земель для выращивания овощей и развития животноводства. Кроме того, улучшено обводнение некоторых рек Донбасса. Чтобы не обмелел Северский Донец, на его левобережном притоке Осколе построено Красно-Оскольское водохранилище объемом более 0,5 млн. км3.
6.Водные системы Северного Кавказа,Урала,Сибири и Дальнего Востока.
На Северном Кавказе общее количество рек достигает 23518 общей протяженностью 88651 км. Общее количество озер, водохранилищ, лиманов достигает 2715, площадью 3073 км2, что составляет 1,3% территории. Они имеют очень большое народнохозяйственное значение. В засушливых районах Предкавказья, Ставропольской возвышенности и Прикаспии воды рек и озер используются для орошения больших площадей ценных сельскохозяйственных культур: зерновых, овощей, риса, лекарственных растений, табака, чая. Многоводные реки Кубань и Терек со своими притоками обладают большими запасами гидравлической энергии, нижние участки крупных рек используются для воднотранспортного сообщения. На Северном Кавказе введены в действие: Кубано-Егорлынская, Кубань-Калаусская, Мало-Кабардинская, Самур-Дивиченская и Самур-Дербентская, Терско-Кумская и др. обводнительно-оросительные системы, что позволило орошать более 10 млн.га засушливых земель и более 12 млн.га пастбищ. В 1948 г. сооружен Невинномысский канал, а также крупные водохранилища на реках: Западный и Восточный Маныч (Пролетарское, Варваровское, Веселовское), Кубани и ее притоков (Краснодарское), Терек и его притоках, Сулак и Самур. На реках Северного Кавказа построено более 120 сельских ГЭС. Среди них: Невинномысская, Баксанская, Гизель-Донская, Гергебильская, Чир-Юртовская, Чиркейская, Беканская и другие. В 1960 г. завершилось строительство Терско-Кумского канала. Длина Канала 150 км, пропускная способность составляет около 100 м3/с. Кроме того, в бассейне Терека большого развития достигло строительство мелиоративных и ирригационных систем и каналов: Цалыкский обводнительный, Дигорский, система Терских каналов, Мамек-Кабардинский и др. В бассейне р.Самур построены Самур-Дивиченский и Самур-Дербентский каналы, позволившие оросить 75 тыс. га засушливых земель.
Велико и разнообразно
Для улучшения водоснабжения
издавна на реках Урала
Речная сеть Западной Сибири
имеет очень большое
Особо крупные речные системы
Енисея и Лены отличаются
К важнейшим проблемам
Реки Дальнего Востока, в частности Амур с притоками, обладают колоссальными запасами гидроэлектроэнергии, занимая пятое место в России после Оби, Енисея, Ангары и Лены.
На Камчатке наиболее