Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 12:59, реферат
Цель работы: сформировать представление об особой роли ВПК
конкретизация принципов размещения отраслей ВПК, конверсии предприятий ВПК;
Достижение поставленной цели достигается решением следующих задач:
1. Систематизация, обобщение и анализ исторического развития ВПК;
2. Изучение официальных документов, касающихся военно-промышленного комплекса России, его экономических преобразований на примере конверсии;
3. Проведение анализа экономических процессов в ВПК;
4. Выявить проблемы развития ВПК с учетом конверсионных процессов, предложить возможные пути их разрешения.
Введение 3
1. Военно-промышленный комплекс: сущность, особенности и тенденции
Развития 5
2. Конверсия: типы, перспективы 15
3. Ход и проблемы конверсии в России 19
4. Современный этап развития ВПК 32
5. ВПК Великого Новгорода: конверсия предприятий, перспектива развития 38
6. Экономический рост и структурные преобразования экономики России с учетом выполнения программы конверсии 45
Заключение 54
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы 65
Приложения 67
Выступившие участники круглого стола отметили ряд основных проблем, которые являются во многом общими для всех предприятий ОПК России:
1. Рост тарифов естественных
монополий, а также связанный
с этим рост стоимости
2. Недостаточны масштабы
3. Низкое качество планирования
программных мероприятий по
4. Остаётся высокой процентная ставка по кредитам, даже получаемым через государственные банки. В период кризиса цена кредита доходила до 25% годовых и выше, а в настоящее время составляет 12%.
5. Существующий порядок
6. Проводимое в настоящее время
Минобороны РФ снижение
7. Усложнённая процедура
8. Продолжающийся в настоящее
время процесс формирования
9. Финансирование содержания
10. Продолжают накапливаться
11. Система законодательного
12. При ввозе из-за рубежа
13. Универсальные процедуры, предписываемые
Федеральным законом № 94-ФЗ «О
размещении заказов на
В частности, на этапе формирования заказа: невозможно получение гарантий по надлежащему качеству поставки, отсутствуют ценовые ориентиры и методики определения цены, нет процедуры предварительного отбора квалифицированных предприятий, отсутствует защита от недобросовестного поведения участников конкурса, невозможно использовать процедуру аукциона для закупок уникального характера. На этапе исполнения заказа: невозможно адаптировать условия контракта к изменению внешних условий и защититься от недобросовестного поставщика.
Участники круглого стола, принимая во внимание накопившиеся в российском ОПК проблемы, рекомендовали:
Федеральному Собранию Российской Федерации
1. Принять проект федерального закона № 407367-5 “ Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций оборонно-промышленного комплекса и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, доработав его ко второму чтению в части:
- определения понятия и состава оборонно-промышленного комплекса;
- установления правового
- определения целей и задач
формирования интегрированных
- устранения противоречий с
законодательством о
- введения ежегодных отчётов
Правительства Российской
2. Предусмотреть внесение
- регламентации порядка
- создания механизма заказа
и сопровождения прорывных, рисковых
исследований и разработок в
интересах повышения
- определения условий
- регламентации порядка
- создания механизма
- определения порядка формирования цены государственного контракта при размещении ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- установления перечня случаев изменения цены контракта на выполнение ГОЗ.
3. Внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части:
- исключения взимания налога
на добавленную стоимость с
авансовых платежей по
- рассмотреть возможность
Кроме того, участниками круглого стола предложены поправки для внесения в следующие Федеральные Законы: «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О банке развития» ( предусмотреть дополнение перечня функций ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (гарантийной поддержкой инвестиций тех проектов ОПК, которые связаны с выполнением ГОЗ), «О воинской обязанности и военной службе» ( в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданам, поступившим сразу после окончания учебного заведения высшего, среднего профессионального образования на работу по трудовому договору в организации ОПК), «О Мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»[12].
Выводы и предложения
Первый этап конверсии показал, что конверсионные программы столь же сложны, как и налаживание военного производства. Попытка решать проблемы конверсии административными, силовыми методами оказалась бесперспективной и неэффективной. Такие программы требуют финансово-экономического обоснования и военно-стратегического просчета, а также эффективной реструктуризации промышленного производства и структурной перестройки оборонного комплекса. Без этих процессов невозможно осуществить оживление и подъем всей экономики страны.
В качестве практических мер по улучшению положения оборонного комплекса России, на наш взгляд, могли бы быть следующие:
- обосновать и разработать
- исключение из налогооблагаемой базы для начисления
налога на
имущество стоимости запасов материалов
и комплектующих на складе
предприятия и стоимости отгруженной,
но не оплаченной продукции (работ,
услуг), выполненной по госзаказу;
- предоставление права на
модернизацию продукции военного назначения
предприятиям всех форм
собственности с участием государства;
- обновление основных фондов (их активной части) с учетом возможности изготовления оборудования на предприятиях ВПК по иностранным лицензиям;
- выведение в особую группу учета имущества предприятий, освободившегося от производства вооружения в результате принятых правительством РФ решений но плану мобилизационных мощностей и оборонному заказу с целью отмены налога на эту категорию имущества;
- введение ряда льгот, компенсирующих
финансовые потери оборонных
предприятий при поставке на экспорт вооружения
и военной техники в счет
государственного долга России;
- предоставление льгот по налогу на прибыль,
направляемую
оборонными предприятиями на увеличение
оборотных средств.
Кроме того, следует реанимировать высокотехнологические промышленные предприятия ВПК, особенно двойных технологий, составляющих основу современного военного потенциала. Нужны комплексные меры по защите отечественного производителя, выпускающего наукоемкую продукцию: государственный протекционизм (в том числе приоритетное финансирование), предоставление налоговых и других льгот. Необходимо ликвидировать отставание в формировании правового поля в процессе функционирования ВПК.
Решение этих и других насущных проблем оборонно-промышленного комплекса по силам нашему государству при условии глубоко продуманной, патриотически-ориентированной военно-экономической политики российского руководства.
Список литературы
Официальные документы
1. Федеральный закон от 13 апреля 1998г. № 60-ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» // Российская газета от 18.04.1998
Учебники, монографии, сборники научных трудов, энциклопедии
4. Барабанов В.А. Военно-промышленный комплекс России в конце XX века; проблемы и пути решения.- М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. - 292 с.
Учебник для ОУ. – М.: «Просвещение», 2009.-374с.
10 класс: Учебник для ОУ. – М.: «Просвещение», 2010.-398с.
Статьи из журналов и газет
«Комсомольская правда», 2011, № 14
«Комсомольская правда», 2011, № 15
11. Мартынов Б.Л. Внешняя политика России нуждается в стратегии //
Военно-промышленный курьер
основные подходы к решению проблем законодательного обеспечения
ОПК России // Авиапанорама, 2010, № 5-6
Информация о работе Военно-промышленный комплекс и экономический рост