Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.
Государственное регулирование Российской экономики имеет долгую историю, которая подвергалась резким сменам экономического строя. Двадцатый век в этом смысле – особо драматический период в многовековой истории России. Особенно частыми были попытки реформировать экономику России в рыночном направлении. Со времён Петра Великого таких попыток было более десятка. Екатерина Вторая, Александр Первый, Александр Второй, Сергей Витте,
Введение………………………………………………………2.
1.Необходимость вмешательства государства в экономику……………………………………………………..5.
1).Теории рыночного регулирования
Неоклассическая теория……………………….7.
2.Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономки…………………… 12.
Заключение……………………………………….………….20.
Список использованной литературы………………………22.
Основные направления и методы
государственного регулирования рыночной
экономики.
В целом государство, как правило, концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как разработ-ка экономической политики; развитие системы образования и здравоохранения; строительство и содержание транспорт-ной сети; поддержание закона и порядка; обеспечение за-щиты окружающей среды и т.д. Государство призвано иг-рать активную роль в регулировании экономических про-цессов и принятии мер по социальной защите населения.
Во исполнение этих основополагающих целей государство в сфере экономики действует в нескольких направлениях. Во-первых, создаёт саму инфраструктуру и среду экономической деятельности. Как таковая рыночная инфраструктура в России до недавнего времени практически отсутствовала. В настоящее время идёт процесс её становления.
Вместе
с тем в центре внимания государства
должны находиться процессы не только
её становления, но и повсе-дневного
функционирования, поскольку именно
инфра-структура рынка
Действия
Правительства РФ, касающиеся фондового
рынка и его инфраструктуры, заложены
в концепции соци-ально-
на
формирование в России самостоятельного
финансового центра мирового значения
на основе форсированного развития инфраструктуры
рынка, а также призваны обеспечить
на фондовом рынке страны сочетание
интересов экономической
Во-вторых, формирует институциональную структуру, обеспечивающую основные нормы и правила экономичес-кой деятельности.
В-третьих, создаёт благоприятную социальную среду, где осуществляется производство и воспроизсодство субъ-ектов и контрагентов экономической деятельности со все-ми их ценностями, нормами, установками и т.д.
В-четвёртых, разрабатывает и осуществляет определённую экономическую политику, призванную, например, определять приоритетные направления экономического развития.
В-пятых, осуществляет собственную экономическую деятельность в качестве активного субъекта экономической деятельности.
В-шестых, устанавливает государственный заказ и осуществляет государственные закупки. Государство является одним из крупных, а для некоторых отраслей производства чуть ли не единственным покупателем и потребителем. Например, фирмы и корпорации военно-промышленного комплекса полностью загружены выполнением государственных заказов. Военная продукция поглощает внушительную долю государственного бюджета. Без государственной поддержки невозможно себе представить существование аэрокосмической промышленности и освоение космоса. Государство всецело возлагает на себя функции обороны страны от внешней опасности и действий подрывных элементов внутри страны, гарантирует защиту жизни и собственности граждан, обеспечивает соблюдение всеми гражданами общепринятых правил игры как в экономической, так и в социальной и политической жизни общества.
Например, нередко в процветающей экономике США именно вмешательство правительства спасало от немину-емого краха ряд всемирно известных корпораций, которые пользовались репутацией неуязвимых. Закупки за счёт госу-дарственного бюджета создают для корпораций устойчивый и весьма выгодный рынок сбыта. Для отдельных корпора-ций государство является основным покупателем. Государ-ственные расходы способствуют формированию общего климата в экономике и более или менее стабильного рынка для производителей.
Государство
оказывает воздействие на рыночный
меха-низм через свои расходы (гос.закупки,
трансфертные платежи), налогообложение,
государственное
Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей:
Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).
Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные, от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
Нужно
заметить, что государственные закупки
вносят вклад в национальный доход
и непосредственно исполь-зуют ресурсы,
в то время как трансферты не используют
ресурсы и не связаны с производством.
Государственные закупки
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение . Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей стоимос-ти производимых товаров и услуг).
Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.
-пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
-регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
-прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).
Как
мне представляется, наиболее
справедливым является прогрессивный
налог, однако, процентное повышение
налога не должно быть значительным,
чтобы не ослаблять стимулы к
труду, а следовательно - к большим
заработкам. Как правило, подоходный
налог построен именно по этому принципу.
Однако налоги с продаж и
акцизные налоги являются фактически
регрессивными, так как они в
большинстве случаев
Российское правительство наметило вплотную заняться вопросом снижения налогов: чем выше свобода предпринемателей, тем выше экономическая эффективность, заявил 07.03.00г. на совещании по проблемам текстильной и лёгкой промышленности в Иванове и.о. президента Владимир Путин. А Российский министр по налогам и сборам Александр Починок считает необходимым ввести положение о минимально допустимом уровне налогов во всём мире. Он намерен обратиться с этой инициативой к мировому сообществу*.
Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплатильщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России про-исходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуа-ции резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает частное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.
Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в: законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.
Законодательная форма регулирования
регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства.
Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может сказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расхо-дование средств бюджета по строго определенным прог-раммам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 %*. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, госу-дарство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, сти-
мулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики – строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды, путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющехся по закону государственной монополи-ей.
Я
считаю, что государственное
предпринимательство должно развиваться
только в тех сферах, где
просто нет иного выхода. Дело в
том, что по сравнению с частными,
государственные предприятия