Всемирное хозяйство в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение глобализационных процессов и выявление места России в них.
Задачами курсовой работы :
- Предпосылки глобализационных процессов.
- Истоки и механизмы глобализации экономики.
- Сущность и основные черты глобализации экономики.
- Перспективы глобализации.
- Перспективы и возможности для России.
- Противоречия и негативные последствия глобализации.
- Положительные последствия глобализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Глобализация мировой экономики
1.1 Истоки и механизмы глобализации экономики
1.2 Предпосылки глобализационных процессов
1.3 Сущность и основные черты глобализации экономики
Глава 2. Последствия глобализационных процессов
2.1 Перспективы глобализации
2.2 Перспективы и возможности для России
2.3 Противоречия и негативные последствия глобализации
2.4. Положительные последствия глобализации
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой эктеорияыыы.docx

— 87.51 Кб (Скачать файл)

     В первые два десятилетия XXI века глобализация наиболее глубоко затронет промышленное производство, особенно перерабатывающие отрасли, а среди них — наукоемкие и высокотехнологичные производства. Кроме того, глобализация будет весьма интенсивно и быстро развертываться в тех сегментах мирового хозяйства (электронная торговля и др.), где она пока только начала продвигаться к более зрелому состоянию. В этот период глобализация, видимо, будет развиваться весьма неравномерно по степени вовлеченности в нее отдельных стран, групп стран и регионов и по социально-экономическим последствиям для них в силу больших различий их экономического положения на начало XXI века, реальных предпосылок роста на будущее и многих других причин.

     Проблема  ужасающей бедности и отсталости большей части населения Земного  шара, огромного разрыва между  «богатым Севером» и «бедным Югом»  останется одной из острейших  глобальных проблем человечества. Острота  этой проблемы может быть уменьшена  только в случае существенного увеличения внимания к нуждам бедствующих стран  со стороны мирового сообщества, особенно стран «золотого миллиарда». Для  достижения поставленной ООН цели —  к 2035 г. сократить наполовину число лиц в мире, проживающих за чертой бедности, — помощь развитию (прежде всего наименее развитым, беднейшим странам) должна быть, по заявлению руководства Всемирного банка, увеличена вдвое — до суммы свыше 100 млрд. долларов США в год. В противном случае эта глобальная проблема будет создавать питательную среду для острых международных катаклизмов, в том числе распространения международного терроризма и региональных конфликтов.

     В период до 2017 г. все важнейшие проявления глобализации в области международных экономических отношений получат дальнейшее развитие. В предстоящие полтора-два десятилетия мировое сообщество трансформируется в более или менее целостную глобальную систему, в которой национальные хозяйства, сохраняя государственный суверенитет, станут более связанными между собой составными частями единого, хотя и противоречивого международного организма. Отдельные национальные экономики, правда, не «растворятся» в глобализации и мировом хозяйстве, однако состояние последнего станет все больше отражаться на каждой стране, в том числе России, которая должна найти адекватные ответы на все фундаментальные вызовы со стороны глобализации, чего ей не удалось до сих пор сделать.

     2.2 Перспективы и возможности для России.

 

     В результате глубокого макроэкономического  кризиса 90-х гг. ХХ века, по глубине  и размаху сопоставимого с  «великим кризисом» 1929-1933 гг. на Западе, Россия, объективно утратила роль одного из центров силы мирового хозяйства, каковым СССР, несомненно, был в  «обойме» с США, Западной Европой  и Японией — при всей дифференциации в рамках этой «четверки» по тем  или иным позициям. Вследствие оживления  и роста российской экономики в 1999-2008 гг., а также начавшегося в 2008 году мирового экономического кризиса, который более всего повлиял на США и страны Европы. В этот период положение РФ в мировом хозяйстве несколько упрочилось, в том числе и из-за постоянно растущих цен на сырье на мировом рынке, однако по многим причинам по-прежнему остается уязвимым (см. таблицы 1,2). На базе данных последнего доклада Международного Валютного Фонда, валовой национальный доход (ВНД) России по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения в 2010 г. составил 2218 млрд. долларов США (табл.1). Статус великой державы Российская Федерация удерживает главным образом благодаря наличию все еще мощного ракетно-ядерного потенциала, сопоставимого с аналогичным потенциалом США, своего геостратегического положения, и огромным запасам полезных ископаемых. Однако на фоне отсутствия реальной экономической мощи поддержание этого статуса требует от России все больших усилий. Для активного воздействия на процесс глобализации в целом, придания тем или иным ее сторонам российской «окраски» экономической мощи сегодняшней РФ явно недостаточно.

     В результате скачкообразно и бессистемно  проведенной либерализации внешнеэкономических  связей (ВЭС) и механизма государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности (ВЭД), значительно опередившей  по темпам внутриэкономические и  социальные реформы, РФ уже в первые постсоветские годы на деле стала страной с открытой экономикой, развитие которой сильнейшим образом зависит от сдвигов в мировом хозяйстве и его конъюнктуры.

     Таким образом, после распада СССР у  новой России никогда не было реальной альтернативы, вступать или не вступать в процесс глобализации и сложившийся  в мире механизм ее международного политического и правового оформления, поскольку она с самого начала оказалась спонтанно втянутой в  этот процесс. В действительности проблема состояла и состоит в том, чтобы  органично и с максимально  возможной выгодой для себя интегрироваться  в глобализацию с учетом ее сущностных черт и противоречий, рассмотренных  выше. Однако такой интеграции не произошло. Вовлечение (включение) РФ в мировые  глобализационные процессы едва ли можно  оценить как в целом успешное, хотя по некоторым аспектам глобализации ей и удалось добиться определенных позитивных результатов, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

     Из анализа показателей и других фактологических данных со всей определенностью «напрашивается» вывод об ограниченности возможностей России «содетерминировать» процессы глобализации, а тем более оказывать на них направляющее воздействие. Об этом свидетельствует и 63-е место из 139 в мировом рейтинге, отведенное России экспертами Всемирного экономического форума в «Отчете о глобальной конкурентоспособности за 2009-2010 годы»8, хотя методика составления данного рейтинга далеко не бесспорна. Такая ситуация во многом обусловлена отсутствием у РФ стратегии «интеграции в глобализацию», характерной до сих пор для нашей страны пассивной адаптацией к свершившимся фактам в мировой экономике.

     Вовлечение России в глобализацию должно перестать идти по линии пассивной адаптации к последней. Необходимо на базе имеющихся для этого возможностей разработать механизм «интеграции в глобализацию», обеспечивающий активное влияние России на глобализационные процессы, прежде всего во взаимодействии со странами большой 8 и другими ведущими государствами мира, особенно КНР и Индией, на двусторонней основе и в рамках международных организаций. С учетом сформулированных выше сущностных черт и противоречий глобализации в настоящей статье выделим некоторые узловые проблемы, связанные с формированием такого механизма. Для активизации российского влияния на глобализацию необходимо прежде всего принять меры внутриэкономического характера, направленные на повышение удельного веса РФ в мировом ВВП и промышленном производстве, что создало бы базу для укрепления ее позиций в торговле и по другим направлениям мирохозяйственных отношений.

     Между тем в последнее десятилетие  заметного повышения своего удельного  веса в мировой экономике добились как раз те страны (прежде всего  НИС «первой волны» и КНР), которые  как раз и сумели разработать  и реализовать эффективную структурную  политику. Общим для этих стран  было то, что они не подражали  западным моделям постиндустриализации и сделали упор на целенаправленной модернизации структуры с акцентом на ряд отраслей и подотраслей  промышленности, которые должны были обеспечить им в перспективе прочные  «ниши» на мировом рынке. В результате доля третичного сектора в их экономике (35-50% ВВП) была и остается ниже, чем  в высокоразвитых странах9.

     Россия  же стихийно пошла по иному пути. По расчетам автора, за один 1992 г. доля сферы услуг в ВВП РФ увеличилась на 15 процентных пунктов по сравнению с предшествующим годом. В дальнейшем, как видно из таблиц 4 и 5, третичный сектор стал устойчиво преобладающим в ВВП (а со второй половины 1990-х гг. и в общей численности занятых) и по относительным (долевым) показателям приблизился к странам Запада.

     Безусловно, Россия нуждается в ускорении  экспансии третичного сектора, особенно в проблемных секторах сферы услуг (недостаточно развиты также транспортные и туристические услуги.). В случае достижения весомых положительных результатов в этом направлении нашей стране вполне под силу превратить дефицит по внешней торговле коммерческими услугами в крупный профицит. Однако еще более важным для резкого укрепления позиций России в мировой экономике следует считать реиндустриализацию на новой технической основе с акцентом на машиностроительный комплекс и связанные с ним высокотехнологичные производства, что позволило бы также придать дополнительные стимулы роста третичному сектору, как и сельскому хозяйству. Для этого необходимо разработать четкую концепцию и механизм государственной структурной политики, нацеленной на оптимизацию как макроструктуры народного хозяйства, так и пропорций внутри трех секторов.

     На  сегодняшний день в России не так  много компаний, отвечающих даже самым  общим критериям для причисления  к ТНК, применяемым ООН. Российские ТНК действительно международного класса («Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и некоторые другие) можно буквально-таки пересчитать по пальцам, но и они занимают в рейтинге 2000 крупнейших корпораций мира по показателям транснациональности места далеко не в первой десятке. Например, Газпром располагается на 15 месте,  «Лукойл» - 71, «Роснефть» - 77. Наибольшее представительство у США, которые делегировали в список 536 компаний. Американское лидерство пока не вызывает никаких вопросов: от главного конкурента — Японии — в рейтинг попали 260 компаний. Кроме того, если в первой сотне американские компании заняли сразу 28 мест, то японские только пять. При этом самая крупная из них — «Nippon Telegraph & Tel» — расположилась лишь на 48-м месте. За США и Японией следуют Китай - 121 компания, Канада - 67 компаний и Южная Корея - 61 компания.10

     Между тем в России пока даже не сформулировано четкое определение ТНК. Некоторые  полагают, что ТНК - это корпорации, которые 20 процентов своего бизнеса  размещают за рубежом. Другие главным  критерием считают размещение АДР  на мировых биржах. Третьи вообще ассоциируют  ТНК только с экспортно-импортными операциями, не придавая значения экспорту капитала.11

     Государство должно содействовать формированию мощных российских ТНК, причем, как  правило, косвенно, т.е. при помощи организационно-правового  и административного инструментария, а в ряде случаев, когда это  диктуется национальными интересами, и напрямую.

     Особенно  важно добиться появления мощных ТНК в машиностроении и связанных  с ним высокотехнологичных отраслях, куда крупный отечественный частный  капитал — в отличие от топливно-сырьевых секторов — до сих пор явно не «рвется», что в ряде случаев детерминирует  формирование госкорпораций (объединенные авиастроительная и судостроительная корпорации, «Ростехнологии» и др.).

     Одновременно  необходимо государственное содействие создание и развитию международных  стратегических альянсов (МСА) с участием российских компаний.12

     Для успешной адаптации РФ к процессам  глобализации и ведущие российские банки должны войти в клуб первоклассных, лидирующих в мировых рейтингах  транснациональных банков (ТНБ). Однако позиции РФ в мировой банковской сфере значительно слабее, чем  в сфере промышленных ТНК.

     В контексте поиска путей адаптации  к императивам глобализации, определяемым современным состоянием и тенденциями  эволюции сферы международных экономических отношений, прежде всего международной торговли, нельзя обойти вниманием, хотя бы вкратце, проблематику вступления России в ВТО.

     С точки зрения нынешней товарной структуры  российского экспорта страна не нуждается  во вступлении в ВТО.

     Как известно, около 4/5 российского экспорта — это товары топливно-сырьевой группы. Львиную долю в этом объеме составляют энергоносители, а они по большей части ограничениям ВТО не подвергаются, так что поначалу вступление в эту организацию нашей стране в позитивном плане мало что даст.

     Скорее  РФ получит от либерализации доступа  на собственный рынок зарубежных конкурентов весьма сложные проблемы для сельского хозяйства и  обрабатывающих отраслей, а также  многих секторов сферы услуг.

     Кроме того, следует иметь в виду, что  в России таможня дает 40% дохода госбюджета (в развитых странах эта цифра  равна 1-3%). Резко и сразу снижать  импортные и экспортные пошлины  российское государство по соображениям как защиты отечественных производителей, так и наполнения госбюджета не может, так что потребуется болезненная  адаптация к реалиям членства в ВТО.

     Вместе  с тем, вступление в ВТО поможет  России решить ее давнюю стратегическую задачу — диверсификацию экспорта (а в связи с этим и экономики  в целом) в сторону повышения  доли готовых, особенно машинотехнических  и высокотехнологичных изделий.

Информация о работе Всемирное хозяйство в условиях глобализации