Вторая методологическая революция в экономической науке (маржиналистская) и основание современной микроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

Западный «экономикс» дает знание, непосредственно пригодное к употреблению. Человек (хозяйствующий субъект) в этой теории считается рациональным эгоистом, стремящимся к тому, чтобы максимизировать функцию полезности. Между тем следует отметить, что действия любого нормального человека определяются значительно более сложной гаммой любви к ближнему, к Родине и – мотивов, в том числе и «иррациональных» т.п. Теории, приспособленные к практическому обслуживанию существующего положения вещей, достигают единства с практикой лишь только по видимости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
История возникновения теории маржинализма…………………………3
Революция…………………………………………………………………..5
Этапы маржиналистской революции…………………………………….6
Методологические принципы маржинализма……………………………9
Маржиналистекая теория ценности и ее преимущества………………11
Причины и последствия маржиналистской революции………………12
Заключениие………………………………………………………………...14

Функции государства в рыночной экономики
Введение………………………………………………………………………16
1. Роль государства в рыночной экономике……………………………….18
2. Функции государства в рыночной экономике…………………………..19
3. Взаимодействие государства с рыночным механизмом………………21
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………..……………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика Ранис.docx

— 58.93 Кб (Скачать файл)

В последнее время появилась  тенденция передачи некоторых функций  государственного регулирования различным  институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из всех вышеперечисленных  функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства  в рыночной экономике.

Таким образом, основными  направлениями экономической деятельности государства являются:

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций,  очерченных минимально необходимыми  и максимально допустимыми границами  вмешательства государства в  экономику. В решении этих экономических  проблем рыночный механизм обнаруживает  свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и  организация выполнения хозяйственного  законодательства, т.е. правовой  основы предпринимательства, налогообложения,  банковской системы и др.

 

3. Взаимодействие  государства с рыночным механизмом

Государство на рынке выступает как контроль над производителями и потребителями, взаимодействуя друг с другом. Взаимодействие государства с производителями (то есть организациями, фирмами) и потребителями играет очень большую роль, так как потребитель (гражданин) может высказать свои отношения к производителям, государство в свою очередь прислушивается к обществу и дает какие то рекомендации производителям. Производители, тоже, как и государства выслушивает мнения общества и выполняет поручения поставленные государством.

Государство устанавливает  налоги на продукцию, услуги. В свою очередь эти налоги распространяются на производителей услуг, на потребителя, который пользуется предоставляемыми услугами производителя.

Государственное регулирование  способствует формированию хозяйственных  связей и пропорций, координированию  экономических процессов и увязке частных и общественных интересов.

Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и  прямые (административные) методы.

Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику.

Основные инструменты  денежно-кредитной политики - норма  обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учётная ставка, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству  достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них  инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится  налоговой политике, без которой  невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения  и государственных расходов по социальному  обеспечению всё большая доля ВВП перетекает от относительно богатых  к относительно бедным слоям населения.

Экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному  воздействию на функционирование и  результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

К административным методам  регулирования экономики следует  отнести прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия  признана естественной, оправдано полномасштабное  администрирование. Здесь имеются  в виду директивное планирование производства, издержек и цен, примой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное  материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование  необходимо при разработке жёстких  стандартов, гарантирующих населению  жизнь в условиях экономической  безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий  по безработице, при выработке нормативных  актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных  связей. Применение здесь прямых методов  считается экономически оправданным  и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру  и направления развития национального  рынка путём государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический  прогресс, а также подготовку квалифицированных  кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путём строительства  казённых предприятий или национализации предприятий путём скупки акций.

Заключение

И так рассмотрев понятие  самого государства, на основе признаков  государства мы выявил свои суждения о понятии государства.

Рассмотрели, зачем нужно  государство, каково его влияние  на общество, экономику в целом.

Ознакомились с функциями  государства в рыночной экономике, которые делятся на внутренние и  внешние, а они в свою очередь  подразделяются на подфункции.

Рассмотрели как взаимодействует государство с рыночным механизмом. На рынок государство взаимодействует как мы выяснили экономическими и административными методами, регулируя различные ситуации в экономике и обществе.

К административным методам  регулирования экономики мы отнесли  прямой государственный контроль над  монопольными рынками.

Экономические методы это кредитно-денежная политика, то есть налогообложение. Налоги это главный источник пополнения бюджетов государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

  1. Современные экономические теории запада. Под. ред. Марковой А.Н., - М.: Финстатинформ, 1996 г.
  2. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 2000 г.
  3. Человек и его дело. Основы рыночной экономики. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 г.
  4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристь, 2001. — 574 с.
  5. Розмаинский И. В., Холодилин К. А. История экономического анализа на Западе. СПб., 2000
  6. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. – М.: Юрист, 1998 г.
  7. Городецкий В. История экономических учений -http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Gor/index.php -
  8. Библиотека РГИУ - http://www.vusnet.ru/biblio/search.aspx

 


Информация о работе Вторая методологическая революция в экономической науке (маржиналистская) и основание современной микроэкономики