Географические особенности России. Единая транспортная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:12, реферат

Краткое описание

Цель работы: разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Географические особенности России 4
2 Автодорожная сеть 7
3. Грузо-пассажирские перевозки 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список литературы и источников. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Географические особенности России.docx

— 62.28 Кб (Скачать файл)

Важнейшими задачами дорожной хозяйства являются совершенствование  системы управления, создание механизмов стабильного его финансирования, а также разработка Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог на период до 2025 года.

Низкое транспортно-эксплуатационное состояние значительной части дорог  и древовидная конфигурация дорожной сети, приводящая к значительному перепробегу транспорта, обуславливают высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции товаропроизводителей. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 12 млн. жителей страны в период весенней и осенней распутицы остаются отрезанными от транспортных коммуникаций страны.

Следует подчеркнуть, что в нынешних политических и  социально-экономических условиях автомобильные дороги становятся средой обитания владельцев транспортных средств. В этом аспекте для населения  страны наличие надежной сети дорог  является материальным воплощением  свободы выбора местожительства  и приложения труда.

Перспектива развития дорожной сети страны определены в  подпрограмме «Автомобильные дороги»  в составе Федеральной Целевой Программы «Модернизация транспортной системы России». Вместе с тем, целевые источники поступления средств на финансирование дорожных работ в подпрограмме не определены, что делает невозможным разработку обоснованных планов дорожных работ на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Результат не замедлил сказаться: в 2001 году (год упразднения Федерального дорожного фонда) было заморожено строительство более 250 объектов. В 2002-2003 годах продолжилась приостановка строительства объектов дорожного хозяйства, в итоге объем незавершенного строительства увеличился до 109 млрд. рублей. Кроме того, изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 01.01.2003, в корне изменили систему финансирования дорожного хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации. Произошло значительное снижение целевых доходов территориальных дорожных фондов.

 

3. Грузо-пассажирские перевозки

Транспорт образно  называют “кровеносной системой”  хозяйства. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и  пассажиров как внутри городов, так  и в междугородном, межрайонном  и международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым  и обязательным условием специализации  любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления  за их пределами. Транспортные связи — основа территориального разделения труда.

Транспорт - самостоятельная отрасль хозяйства, которую следует отнести к производственной сфере. Сюда же логично включить и перемещение людей с трудовыми целями. Перемещение грузов и пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией транспорта. В настоящее время в транспортном комплексе России занято около 4 млн. человек, на него приходится свыше 1/10 всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает, чуть ли не 1/З услуг, оказываемых населению.

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.

Водный и автомобильный транспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый - из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй - как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.

Средняя дальность  перевозки 1 т груза составляет всего 24 км. Высокая маневренность автотранспортных средств позволяет осуществлять перевозку грузов и пассажиров «от  двери до двери» без промежуточных  погрузочно-разгрузочных операций и  пересадки пассажиров.

Наряду с этим у автотранспорта есть и большой  недостаток — сравнительно высокие  себестоимость и удельная энергоемкость  грузовых перевозок, которые значительно  выше по сравнению с железнодорожным  и водным транспортом.

Высокий уровень  себестоимости автоперевозок в  России — результат не только малой  грузоподъемности автомобиля, как единицы подвижного состава (в сравнении с грузоподъемностью грузового поезда, морского и речного судна), но и следствие отсутствия развитой сети автодорог высокого технического класса (и связанный с этим повышенный износ автомашин, расход топлива и др.) и рациональной структуры автопарка: не хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности, что оказывает отрицательное влияние на производительность труда при автоперевозках).

В системе единого  народнохозяйственного комплекса  страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Всевозрастающие масштабы общественного производства, расширение сфер промышленного использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных связей как внутри страны, так и с зарубежными странами, требования обороноспособности страны не могут быть обеспечены без мощного развития всех видов транспорта, широко разветвленной сети путей сообщения, высокой мобильности и маневренности всех видов транспорта. Для России, занимающей огромную часть суши земного шара и имеющего огромные расстояния между западной и восточной границами, значение транспортной системы исключительно велико.

Транспорт в нашей  стране способствует решению таких  важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных  районов, противоположности между  городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и  областях культуры.

Транспорт имеет  огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и  развития экономической системы  хозяйствования, в решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения  и производства, служит важным преимуществом  для размещения производительных сил  и дает интеграционный эффект. Так  же транспорт создает условия  для формирования местного и общегосударственного рынков.

Автомобильный транспорт  России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начнем с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в  нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей  используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Стало  быть, проблемы развития автомобильного транспорта носят комплексный характер.

Ежедневно автотранспортом  перевозится около 17 млн. тонн грузов.

В автомобильном  транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов  транспортной деятельности. В сфере  коммерческих и некоммерческих автомобильных  перевозок сейчас занято порядка  полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

В автотранспортных подразделениях предприятий всех отраслей экономики работает более 4 млн. человек. Причем на автотранспортную отрасль  приходится более 50% от числа работающих в транспортном комплексе, без учета железнодорожного транспорта.

 

 

Рис. 1. Объем внутренних грузовых перевозок  страны

Автомобильный транспорт  - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках), играет неоправданно скромную роль и в грузовых и пассажирских перевозках современной России.

За последние  годы автомобильный транспорт выполняет  свыше 55% объемов внутренних грузовых перевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, "главным  перевозчиком" для растущих секторов экономики России. (Рис. 1)

Автомобильному  транспорту нет адекватной замены при  перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной  торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса, что подтверждается соответствующими объемами перевозок  грузов и значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции  отдельных секторов экономики:

- в промышленности  доля автотранспортных издержек  составляет не менее 15%,;

- в строительстве  - до 30%;

- в сельском  хозяйстве и торговле - до 40% и  более.

Суммарно эти  издержки, с учетом выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ, составляют не менее 400 млрд. руб. в год или около 6% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

В процессе международной  интеграции значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней  торговле. В общей стоимости перевозимых  всеми видами транспорта внешнеторговых грузов доля автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки наиболее ценной продукции, находится примерно на уровне железнодорожного и морского транспорта.

На приобретение пассажирских и грузовых автомобилей  население и бизнес ежегодно вкладывают до 4 миллиардов долларов. Уровень этих инвестиций определяется, прежде всего, объективным ростом мобильности  населения и потребности в  автомобильных перевозках и в  настоящее время в минимальной  степени зависит от регулирующих воздействий государства.

Коммерческий  автомобильный транспорт обеспечивает более 10% всех налоговых поступлений  от транспорта. На автотранспорте, с  учетом автомобильных дорог и  инфраструктуры обслуживания, занято около 6% работающего населения, а  основные фонды оцениваются в  размере не менее 11% всех основных фондов страны. Суммарные издержки на выполнение перевозок грузов и пассажиров, не считая личный легковой автотранспорт, составляют примерно 700 млрд. руб. в  год или более 10% от ВВП страны.

Указанный высокий  уровень автотранспортных издержек обусловлен не только огромным объемом  выполняемой автотранспортом работы, но и недостаточным уровнем государственного регулирования отрасли.

Лицензирование  автотранспортной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным  законом №128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с  изм. и доп., вступающими в силу с 13.02.2008). Указанным законом предусмотрена  выдача лицензий на перевозки, осуществляемые только внутри страны. На международные  перевозки пассажиров и грузов в  соответствии с Положением о допуске  российских перевозчиков к осуществлению  международных перевозок, утвержденным Правительством Российской Федерации, требуется специальное разрешение органов Российской транспортной инспекции  Минтранса России.

Система сертификации автотранспортных услуг охватывает практически все регионы Российской Федерации; в ней в настоящее  время функционируют более 100 органов  по сертификации и задействовано  значительное количество нормативных  документов, подготовленных Госстандартом  России и Минтрансом России; осуществляется сертификация в сфере пассажирских перевозок, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Проводится освидетельствование  автомобилей для международных  перевозок с выдачей их владельцам сертификатов пригодности к эксплуатации согласно условиям соответствующих  директив ЕС и правил ЕЭК ООН.

Вместе с тем, существующие системы лицензирования и сертификации нельзя признать полностью  адекватными ситуации на рынке автотранспортных услуг. Они не учитывают всего  разнообразия видов этих услуг, в  ряде случаев не обеспечены нормативной  базой, нередко дублируют друг друга. В целом их эффективность недостаточна для целевого экономического и государственного регулирования автотранспортной деятельности.

Практика допуска  к осуществлению автотранспортной деятельности. Автотранспортный бизнес экономически и профессионально  является на транспорте наиболее доступным, а допуск операторов на транспортный рынок осуществляется, фактически, на регистрационной основе.

Наряду с позитивным следствием - отсутствие дефицита предложений  автотранспортных услуг - это положение  имеет и ряд негативных аспектов.

Конкуренция операторов нередко носит демпинговый характер. Рентабельность коммерческих автомобилей, как показывают обследования, во многих случаях оказывается недостаточной  для обновления подвижного состава, обеспечения требований безопасности и повышения качества сервиса.

Основную часть  субъектов автотранспортной деятельности составляют малые предприятия и  индивидуальные предприниматели, однако контроль и учет их деятельности налажены недостаточно. Индивидуальные предприниматели, недоступные для постоянного  контроля компетентными органами, получают неоправданные конкурентные преимущества перед средними и крупными предприятиями, прежде всего, за счет неуплаты налогов в бюджеты.

Коммерческие  перевозчики в ряде случаев теряют рынок и несут убытки в результате свободного выхода на рынок нетранспортных организаций, а потребители транспортных услуг не получают при этом достаточно надежного и качественного транспортного  обслуживания.

Значительная  часть рынка автомобильных перевозок  находится в "теневом" секторе  экономики, что создает предпосылки  для криминального влияния на автотранспортный бизнес и приводит к существенным бюджетным потерям.

Подвижной состав автомобильного транспорта – это  автомобили, полуприцепы и прицепы. Автомобили представляют собой главную  и наиболее сложную часть подвижного состава, определяющую технический  уровень и экономико-эксплуатационные характеристики всех других элементов  оснащения.

Автомобили в  соответствии с принятой классификацией делятся на транспортные, специальные и спортивные. Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров, специальные – для выполнения различных технических функций (подъемные краны, передвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные), спортивные – преимущественно для достижения рекордов скорости.

Информация о работе Географические особенности России. Единая транспортная система