Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:58, курсовая работа
Почему инфляцию и спад мы считаем проблемами? Некоторые люди подумают, что человек, задающий такого рода вопросы, должно быть, очень глуп, чтобы понять ответ на них. Инфляция означает рост стоимости жизни, а все, что делает жизнь людей дороже, очевидно, представляет собой проблему. Что же касается спадов, то они приводят к потере доходов и рабочих мест, и никому не нужно объяснять, почему это проблема. Но все обстоит не так просто.
Введение 3
Сущность механизма инфляции 5
1.1 Понятие инфляции и виды инфляции 5
1.2 Причины инфляции 12
1.3 Сущность гиперинфляции 16
1.4 Механизм развития гиперинфляции 19
2. Основные направления устранения инфляции 23
2.1 Антиинфляционное регулирование экономики 23
2.2 Стабилизационная политика 28
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 3
Приложения 33
С теоретической точки зрения автоматическая индексация доходов представляет собой идеальный катализатор раскручивания маховика инфляции издержек. Начиная с некоторого порогового уровня открытой инфляции, индексация способна самостоятельно генерировать резонансные эффекты в системе «цены—доходы», переводящие экономику в разрушительный гиперинфляционный режим.
Механизм влияния индексации на темпы инфляции становится понятным и достаточно наглядным, если воспользоваться следующим уравнением, упрощенно, но в целом довольно верно описывающим возможное развитие инфляционного процесса после размораживания цен:
I – PC =PS (i) + (1/R) (PC),
где I — денежные доходы населения за вычетом налогов и обязательных платежей; Р — уровень потребительских цен; S — часть доходов населения, связываемая в разного рода долгосрочных финансовых активах (акции, облигации, срочные вклады и т. п.); i — доходность этих активов (процент и т. п.). (1/R) (РС) — остальная часть нереализованных доходов, увеличивающая денежную массу (подразумевается агрегат M1, — «деньги для сделок», то есть кассовые остатки наличности и депозиты до востребования), а пропорционально ей — и уровень цен (с коэффициентом, обратным скорости обращения денег (СОД) R, то есть отношению потока покупок РС к обслуживающему их денежному запасу).
Состояние финансов и
денежного обращения можно
Предположив, что частный производственный сектор пренебрежимо мал, мы можем, ничего не теряя, объединить баланс доходов и расходов, государственных предприятий (даже хозрасчетных) с доходами и расходами госбюджета. Тогда C характеризует абсолютные размеры бюджетного дефицита, и, стало быть, C/G (где G — бюджетные расходы) — его относительный дефицит d. С учетом этой взаимосвязитемп инфляции можно представить и как Rd. (I—п) X g/(1—g), где п — доля бюджетного дефицита, покрываемая продажей облигаций (или акций приватизируемых предприятий и других активов государства) небанковскому сектору; g —доля госбюджета в совокупных расходах правительственного и частного (то есть населения) секторов. Переходя от формул к словам, можно сказать, что темп инфляции в данном случае равен бюджетному дефициту, покрываемому за счет заимствований в банковской системе (то есть наличной и безналичной эмиссии), помноженному на СОД и соотношение правительственных расходов с частными.
Хотя данный темп инфляции может быть довольно высок, все же при соблюдении двух указанных условий можно говорить о некоем инфляционном равновесии в экономике. Нарушение же, по крайней мере, одного из них может оказаться достаточным для вхождения экономики в гиперинфляционный режим. Какие же конкретные механизмы способны дать импульс развитию этого процесса? Как видно из приведенных выше зависимостей, это, прежде всего катастрофическое увеличение скорости обращения денег, «бегство» от них.
Ожидая повышения цен, потенциальные покупатели будут стремиться минимизировать свои денежные остатки, что приведет к увеличению спроса и фактическому росту цен: возникнет, таким образом, самоподдерживающийся процесс ускоряющейся инфляции. Роль «пусковой кнопки» здесь может сыграть, например, размораживание цен, если до этого инфляция протекала в подавленной форме (за счет принудительного снижения СОД), или обещание такого размораживания в ближайшем будущем, или даже просто общее осознание того факта, что рано или поздно это должно произойти.
Исследования Ф. Кейгена показали, что для развития гиперинфляционного процесса по этой схеме в принципе даже не обязательно включение механизма роста бюджетного дефицита и связанные с этим денежные «накачки». Если реакция СОД на рост цен достаточно чувствительна, а прогнозы хозяйственных агентов в отношении прекращения инфляции не страдают, излишним оптимизмом, то гиперинфляция может развиться и без увеличения номинальной денежной массы.
Гиперинфляция этого типа является чисто психологическим феноменом, нечто вроде биржевой паники. В данном случае, очевидно, никакие фискальные или монетарные меры уже не способны стабилизировать денежное обращение. Требуется полная замена утратившей доверие хозяйственных агентов валюты или какой-то иной экзогенный шок, способный остановить паническое «бегство от денег».
Другой механизм, способный запустить гиперинфляцию, — это внезапно возникший в силу тех или иных причин существенный разрыв в доходах и расходах госбюджета, приводящий к выбросу в обращение крупной порции денег. В дальнейшем этот процесс также может стать самоподдерживающимся — из-за разрыва во времени правительство должно будет оплачивать свои расходы по новым ценам, однако из налоговых поступлений, сформированных на базе цен предыдущего периода. В условиях острой инфляции уже одно это может стать причиной значительного и увеличивающегося бюджетного дефицита, который придется покрывать дополнительной эмиссией. Исследования показывают, что именно таков механизм (он известен как эффект Оливера - Танци), послуживший причиной гиперинфляции уже в наше время в ряде латиноамериканских стран.
Понятно, что начиная с некоторого порогового уровня инфляции ее развитие, будет поддерживаться также и «бегством от денег». В итоге темп инфляции будет складываться как произведение двух величин: стремящегося к 100 % бюджетного дефицита и неограниченно растущей СОД.
Возвращаясь к индексации, можно заметить, что ее введение как раз и способно стать причиной значительного увеличения разрыва в доходах и расходах госбюджета. Действительно, при некотором постоянном уровне бюджетного дефицита доходы потребителей в среднем растут, грубо говоря, в меру роста цен. Если в обществе ощущается потребность индексировать какую-то часть доходов, то значит, есть и такая категория доходополучателей, доходы которых повышаются быстрее, чем цены. Привязывая минимальный рост доходов к сложившемуся темпу роста цен, мы тем самым заставим средние доходы расти еще быстрее.
А это неизбежно поведет к нарастанию дефицита госбюджета и нарушению сложившегося инфляционного равновесия. В принципе, если индексация будет неполной, равновесие может и восстановиться па некотором более высоком уровне инфляции и бюджетного дефицита. Но вполне вероятно, что до тех пор успеют включиться какие-нибудь из обозначенных выше резонансных эффектов и произойдет срыв в гиперинфляцию4.
В экономической литературе и на практике существуют разные мнения по поводу борьбы с инфляцией. Некоторые авторы предлагают жить в условиях сильной инфляции. Её отрицательные последствия следует корректировать с помощью противоинфляционной защиты экономических субъектов. Она включает индексацию доходов населения и бюджетных организаций, процентных ставок и финансовых активов, изменения налоговых ставок и т.д. Будет ли противоинфляционная защита эффективной, зависит от скорости реагирования регулирующих органов. Воздействие индексации на будущей темп инфляции зависит от характера инфляционных ожиданий и планов правительства.
Существует множество примеров, когда противоинфляционные меры ускоряли темп инфляции. Эта защита считается оправданной, если применяется для наименее обеспеченных слоев населения или в ответ на внешние инфляционные импульсы, не доступные для государственного контроля. Однако снижение издержек, вызванных ростом цен, дает возможность правительству и в дальнейшем проводить инфляционную экономическую политику.
Другие авторы считают, что необходимо противодействовать инфляции любыми возможными инструментами государственного урегулирования. Совокупность последних представляет собой антиинфляционную политику. Различают прямые и косвенные способы снижение темпов инфляции.
Прямые методы регулирования получили название политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и роста цен и прямой контроль над ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адоптивных инфляционных ожиданий инфляционной инерции, с другой – гасить инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.
Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблюдать их добровольно. В качестве ориентиров применяются максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано к темпам роста средней производительности труда во всей экономике. Цены же возрастают настолько, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно через цены.
Контроль обычно осуществляется
путем принятия законов об одновременном
«замораживание» цен и
Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами.
Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Её противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции – получения максимальной прибыли и наиболее высокой зарплаты, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры. Законодательное ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка товаров и услуг. Другим способом обхода ограничения роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления.
Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Критики политики доходов отмечают, что инфляционные ожидания не уничтожаются, а откладываются до отмены политики доходов. Защищаясь от очередного ограничения доходов экономические субъекты увеличивают свои инфляционные ожидания. Накопленные инфляционные ожидания приведут к ускорению инфляции после отмены ограничений. Проведение политики доходов в течение длительного периода может привести к серьезной деформации рынка и протеканию инфляции в скрытой форме.
Политика доходов
В СССР политика
доходов активно применялась
в 30-е годы, затем она стала
проводиться менее жестко. Политика
доходов была составной частью
государственного
К косвенным методам воздействия на цены относятся «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики — метод точной настройка конъюнктуры. В период спада государство проводило экспансионистскую монетарную и/или фискальную политику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению «перегрева» экономики помогал «топор». Поскольку изменение направления монетарной политики возможно без временного лага, то основная работа падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфляции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обязательных резервов, продать государственные ценные бумаги на открытом рынке.
Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде развитых стран использовалась политика «тагетирования» Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов. Эти ориентиры достаточно часто превышались. Слабый контроль за предложением денег маскировался установлением новых ориентиров, для более широких показателей денежной базы — М2, МЭ. С одной стороны, уменьшение предложения денег приводит к сокращению производства, банкротству предприятий, кризису неплатежей и росту безработицы. С другой стороны, уменьшение темпа прироста денег может компенсироваться ростом скорости их обращения.