Глобализация и интернационализация в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы, в общем смысле, является изучение процессов глобализации и интернационализации в мировой экономике, их дефиниция, а так же выявление и наблюдение реальной картины кардинальных изменений в международной экономике, которые складываются в ходе данных процессов. Для более полного и конкретного изучения глобализации как процесса в мировой экономике были рассмотрены проблемы экономического самоопределения стран с переходной экономикой, их вхождения в современное мировое хозяйство, нахождения своего места в процессах глобализации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

       Основные потоки прямых и портфельных инвестиций идут между промышленно развитыми странами. Вместе с тем быстрыми темпами растет вывоз капитала и из развивающихся стран.

 

       Таблица 4. Международные потоки капиталов, % к ВВП.

 

 

 

 

Валовые частные потоки капитала

 

 

Валовые прямые иностранные инвестиции

 

1990 г.

2001 г.

1990 г.

2001 г.

Весь мир

10.3

21.6

2.7

5.1

Страны с высоким уровнем дохода

11.1

23.6

3.0

5.3

Страны со среднем уровнем дохода

6.8

12.2

1.0

4.3

Страны с низким уровнем дохода

3.0

5.1

0.5

1.7

 

       В табл. 4 приводятся данные об отношении валовых частных потоков капитала и валовых прямых зарубежных инвестиций к величине ВВП разных групп стран с различным уровнем дохода на душу населения. Эти данные свидетельствуют:

1.      о растущей финансовой открытости во всем мире;

2.      прослеживается тесная зависимость между степенью финансовой открытости страны и уровнем развития ее экономики, поскольку для эффективной интеграции в мировую финансовую систему необходимо наличие высокоразвитого национального финансового рынка;

3.      именно портфельные инвестиции, краткосрочные межстрановые потоки капиталов в наибольшей степени способствуют финансовой интеграции, усилению взаимосвязей между национальной экономикой и мировыми финансовыми рынками.

       Можно констатировать, что промышленно развитые страны характеризуются весьма высокой степенью финансовой открытости. Что касается развивающихся стран, то за последнее десятилетие они все больше втягиваются в процессы финансовой интеграции, формально сохраняя высокий уровень контроля за движением капиталов.(23. с. 18-19)

Таким образом:

1.       Внешняя несбалансированность может оказывать негативное воздействие как на экономику страны, так и на всю мировую хозяйственную систему. Поэтому внешнее равновесие и его согласование с внутренним в условиях усиливающейся открытости должны находиться в ряду основных целей макроэкономической политики государства.

2.       Внешняя торговля становится неотъемлемой и все более важным условием производства, представляя собой не только его результат, но и необходимую предпосылку.

3.       Уровень открытости экономики обычно измеряют по степени включенности страны в мировую торговлю и международное разделение труда.

4.       По мере развития мирохозяйственных связей возрастает степень международной мобильности факторов производства. С этой точки зрения важнейшую роль в углублении процессов глобализации играет вывоз капитала.

5.       Можно констатировать, что промышленно развитые страны характеризуются весьма высокой степенью финансовой открытости. Что касается развивающихся стран, то за последнее десятилетие они все больше втягиваются в процессы финансовой интеграции, формально сохраняя высокий уровень контроля за движением капиталов

 

2.2.                 Анализ темпов инфляции в мировой экономике.

 

  Таблица 5. Темпы инфляции в мировой экономке, %.

 

1985 – 1989 гг.

1990 – 1994 гг.

1995 – 1999 гг.

2000 – 2003 гг.

Мир в целом

15.5

30.4

8.4

4.1

Промышленно развитые страны

3.9

3.8

2.0

2.0

Развивающиеся страны

48.0

53.2

13.1

5.7

Страны с переходной экономикой

7.7

363.2

53.9

14.5

 

 

 

          

 

 

 

 

 

             

       Данные табл. 5 свидетельствуют, что в течение последнего десятилетия темпы инфляции в мире резко снизились, причем снижение затронуло все регионы и группы стран. Можно ли считать случайным совпадением, что период резкого снижения темпов инфляции приходится на годы ускоренной глобализации мировой экономики.

      На снижении темпов инфляции помимо иных оказали влияние факторы, которые достаточно тесно связаны с процессами глобализации и возрастанием степени открытости национальных экономик:

      усиление конкурентной борьбы на мировых рынках;

      углубление международного разделения труда и перенос многих предприятий в страны с более низкими издержками производства;

      развитие мировых финансовых рынков и углубление финансовой интеграции.

       Между открытостью экономики и темпами инфляции существует хотя и не ярко выраженная, но вполне определенная связь. Для развивающихся стран взаимосвязь открытости экономик и темпов инфляции становится очевидной: у стран с более открытой экономикой темпы инфляции ниже. Отметим, что большую роль в снижении темпов инфляции играет внешнеторговая открытость.(23. с. 19)

      Таким образом: Между открытостью экономики и темпами инфляции существует хотя и не ярко выраженная, но вполне определенная связь. Для развивающихся стран взаимосвязь открытости экономик и темпов инфляции становится очевидной: у стран с более открытой экономикой темпы инфляции ниже. Отметим, что большую роль в снижении темпов инфляции играет внешнеторговая открытость.

 

 

2.3.           Проблемы и последствия вступления стран с переходной экономикой в ВТО (на примере Грузии, Кыргызстана, Молдовы, Армении, России, Казахстана, Украины и Беларуси).

 

   Новым субъектом глобальных экономических отношений является Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г. Ее решениям подчиняются правительства стран, вступивших в эту организацию. Надо подчеркнуть, что это первая многосторонняя международная организация, у которой есть широкие полномочия в сфере оценки торговой политики государства и разрешения споров. Она наделена правами контролировать выполнение сторонами установленных правил и норм.(13. с. 25)

       Большинство стран с переходной экономикой объявили о своем стремлении интегрироваться в международное торгово-экономическое пространства на правах членов ВТО. Вместе с тем намерения стран-претендентов должны быть сопоставимы с оценкой реальных предпосылок и степенью их готовности к этому шагу, а также с перспективами последующего развития.

        За период прошедший после интеграции в систему ГАТТ/ВТО, ни одному из государств Центральной и Восточной Европы не удалось кардинально нарастить объемы экспорта и сохранить относительно постоянные объемы импорта. Напротив, вследствие интенсификации импортных потоков отрицательное сальдо внешнеторгового баланса этих стран за указанный период возросло, ожидания их относительно наращивания собственного торгового потенциала в большинстве случаев не оправдались.

       Вместе с тем практический опыт многих стран мира (особенно развивающихся), являющихся членами ВТО, указывает на то, что большинство потенциальных положительных последствий для страны, ее производителей реализуется не автоматически, а результате разумной политики, создающей потенциал для использования таких возможностей.

       Обычно к вступающим странам с переходной экономикой члены ВТО предъявляют более строгие, чем были предъявлены к ним самим при вступлении, требования. Причем, в соответствии с этими непомерно завышенными требованиями, страны-кандидаты должны стать более либерализованными, чем все остальные. Подобные требования не могут быть удовлетворены без нанесения ущерба собственным национальным производителям и экономике. В результате, соглашаясь на крайне сложные в реализации обязательства, вступающие страны могут стать весьма уязвимыми для последующих торговых споров.

       С этой точки зрения представляется несколько поспешным принятие Грузией, Кыргызстаном, Молдовой и Арменией повышенных либеральных обязательств. Кыргызстан отказался от права субсидировать экспорт сельского хозяйства и обязался оказывать поддержку отрасли на уровне экономически развитых стран. Обеспечен также полный доступ иностранцев к сфере услуг, включая финансовый сектор. Имея развитый агропромышленный комплекс, Молдова ограничила меры по его поддержке принятыми условиями по сельскохозяйственным тарифам. Молдова до вступления в ВТО применяла практику прямых государственных субсидий сельскому хозяйству. Правительство страны при вступлении в ВТО обязалось в течение четырехлетнего переходного периода сократить объем субсидий на 16%. Страна установила относительно открытый торговый режим без количественных ограничений и без требований лицензий, за исключением ограниченного списка. В общем виде обязательства, принятые Грузией привели к тому, что на сегодняшний день страна значительно отстает от графика их выполнения. Армения сформировала торгово-экономическую политику, основываясь на либеральных принципах, близких к принципам ВТО.(2. с. 3-10)

       Но перед тем как рассмотреть последствия вступления в ВТО для экономик новых независимых государств хотелось бы ознакомиться с «Докладом о трансформации». Этот Доклад подготовлен независимыми экспертами, представляющими научное сообщество Польши. В качестве главных проблем, для нами рассматриваемых стран, авторы выделяют следующие:

Грузия:

      высокий внешний долг, превышающий 50% ВВП;

      высокий уровень бюрократизации и коррупции

Кыргызстан:

      самый высокий уровень внешнего долга в регионе (94% ВВП в конце 2004 г.)

      50% населения живет ниже уровня бедности с доходом меньше 1 долл. США в день.

Молдова:

      высокий внешний долг, тормозящий приток инвестиций;

      неудовлетворительный экономический климат и отсутствие структурных реформ;

      Молдова остается беднейшей страной в Европе. 40% населения живет на доход ниже 20 долл. США на человека в месяц.

Армения:

      почти половина населения находится за чертой бедности;

      большой дефицит счета текущих операций, угрожающий долгосрочному экономическому росту.

Россия:

      очень высокая зависимость экономики от цен на нефть;

      огромное социальное неравенство;

      слабость государственных институтов.

Казахстан:

      симптомы «голландской» болезни (типичной модели экономической монокультуры – экспорта нефти)

 

Украина:

      неудовлетворительная политика регулирования, нестабильное законодательство, антиконкурентная практика, вездесущая коррупция, сложные налоговые и таможенные правила;

      растущая инфляция.

Беларусь:

      экономика страны остается зависимой от России не только в поставках энергоресурсов, но и в объеме финансовой помощи от российского правительства;

      очень низкий уровень резервов иностранной валюты, не покрывающий даже месячный импорт.(11. с.134-135)

       Последствия вступления в ВТО для экономик новых независимых государств. Экономические последствия вступления в ВТО для разных стран имеют свои особенности. Так, экономика Кыргызстана очень трудно выходит из кризиса. За последние годы республика увеличила прирост ВВП, но при этом темпы роста промышленности в основном обусловлены добычей золота на Кумторском месторождении. Остальные же отрасли, в том числе объявленные приоритетными, продолжают снижать объемы. Замедлился подъем сельского хозяйства. В результате экономического спада заметно изменилась структура страны: она приобрела выраженную сырьевую направленность. Снизился объем торговли со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Участие Кыргызстана в ВТО не разрушило внутреннее производство в стране; оно сохранило примерно ту же динамику, что и до вступления. Кыргызстан не смог получить всех потенциальных выгод от членства в ВТО в краткосрочном периоде по многим причинам:

Информация о работе Глобализация и интернационализация в мировой экономике