Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:00, курсовая работа
Начало XXI века является периодом формирования нового глобального мирового сообщества, который характеризуется изменениями в мировом бизнесе, политике, культуре.
Современная цивилизация характеризуется наличием множества проблем и противоречий, основной причиной которых является глобализация человеческой деятельности.
Глобализация рассматривается в различных областях знания, как процесс или явление, где выделяются экономическая, политическая и культурная составляющие.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы глобализации мировой экономики 5
1.1. Понятие глобализации 5
1.2. Основные направления глобализационных процессов 10
Глава 2. России в мировой экономике 16
2.1. Функционирование международных финансовых центров и создание МФЦ в России в условиях глобализации 16
2.2. Управление глобализацией российской банковской системы 21
Заключение 27
Список литературы 30
Если глобализация мировой
финансовой системы будет продолжаться,
то через 15 - 20 лет слабые национальные
финансовые рынки могут быть просто
поглощены более мощными
На современном этапе национальный финансовый рынок России имеет ограниченную емкость, недостаточную для обеспечения инвестиционных потребностей российских компаний, и отстает по многим параметрам от крупнейших финансовых рынков в мире. В условиях роста глобализации в финансовом секторе российские компании и инвесторы прибегают к ресурсам мировой индустрии финансовых услуг.
Чтобы выдержать глобальную конкуренцию, российский финансовый рынок должен ликвидировать свое отставание от ведущих мировых финансовых центров в области регулирования, инфраструктуры, доступного инструментария. Для этого необходимо сформировать на основе развитого национального рынка финансовый центр мирового или регионального значения.
Развитие финансового
рынка в России поможет обеспечить
более сбалансированный, основанный
на инновациях и стабильный в долгосрочной
перспективе экономический
Увеличение количества участников,
особенно крупных российских и иностранных
долгосрочных институциональных инвесторов,
расширение спектра инструментов, рост
ликвидности торгов и прозрачности
эмитентов поможет снизить его
подверженность внешним воздействиям,
сократить волатильность и
России предстоит преодолеть ряд препятствий, мешающих достижению этой цели. К ним относятся негибкость законодательства, сегментированность регулирования, отсутствие единой финансовой инфраструктуры, низкая интегрированность в глобальные рынки, неблагоприятная среда для ведения бизнеса, недостаточно развитая бизнес-инфраструктура и социальная инфраструктура.
В 2009 г. Правительством РФ была
утверждена Концепция создания Международного
финансового центра в Российской
Федерации, разработанная
Концепция содержит детальный план мероприятий, направленных на создание в России международного финансового центра, рассчитанный на 5 лет.
В основе Концепции лежат результаты анализа российского финансового рынка и мирового опыта создания международного финансового центра.
Создание в России такого
центра позволит стимулировать развитие
национального финансового
- привлечение в российскую
экономику существенных
- расширение возможностей
для осуществления
- повышение эффективности
размещения средств
- снижение издержек доступа
российских компаний к
- формирование цен на
российские активы и
- углубление экономической
- повышение роли России
в выработке глобальных правил
регулирования финансовых
- превращение российского
финансового сектора в отрасль
экономики,
Концепция предусматривает достижение к 2020 г. международным финансовым центром в России следующих целевых показателей:
- вхождение одной из российских бирж в десятку мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещений акций и облигаций;
- рост номинальной стоимости
биржевых производных
- привлечение эмитентов из стран СНГ (прежде всего Украины и Казахстана) для осуществления IPO в России;
- вхождение 5 инвестиционных
банков с преимущественно
- увеличение доли финансового сектора в ВВП до 6%.
Последние десятилетия ознаменованы
переходом мирового хозяйства в
новое качественное состояние, связанное
с его растущей глобализацией. Россия,
как и многие другие страны, активно
интегрируется в мировое
Среди экономических институтов России банковская система наиболее подвержена глобализации, отличается высокими темпами вхождения в мировую банковскую систему в силу повышенной трансграничной мобильности капиталов, что в сложившихся условиях мирового финансового кризиса влечет за собой возрастание рисков.
Остро стоящая проблема развития национальной банковской системы сопряжена в гордиев узел с неизбежно надвигающейся на Россию финансовой глобализацией. Наличие самостоятельной банковской системы позволяет правительству и денежным властям осуществлять относительно независимую политику в отношении экономического развития государства. В этой связи, рассматривая вопрос о стабильном, необратимом развитии отечественной банковской системы, можно использовать два альтернативных подхода.
Во-первых, для конкурентоспособности банков необходимо избавить банковскую систему от присущих ей системных недостатков и порочных практик. Во-вторых, наличие пусть и формально независимой банковской системы, но пораженной системным кризисом делает эту независимость мнимой, легко исчезающей под влиянием внешних факторов. В принципе вступление России в ВТО - элементарная причина, то самое внешнее условие, которое легко может выбить наши банки из колеи нормального функционирования. Безусловно, масштабность мероприятия - вступление России в ВТО - имеет характер фатальности, нередко сопровождающееся определенными негативными явлениями. В нашем случае вопрос стоит особенно остро - быть или не быть независимой банковской системе в России. Смогут ли наши банки быть востребованными на внутреннем рынке банковских услуг, смогут ли на внешнем рынке? Возможно ли превращение банковского сообщества Российской Федерации в международную разветвленную сеть, успешно конкурирующую с глобальными сетевыми банками и региональным банковским сектором?
Большинство исследователей
настоящей проблемы такую возможность
вполне допускают, но при условии
обязательного глубокого
Рассмотрим необходимые варианты трансформации российской банковской системы в процессе вступления России в ВТО. Причем следует различать контекст данных трансформирующих реформ. На данный момент этих контекстов три.
Правовой. Функционирование банковской
системы базируется на законодательстве
Российской Федерации, нормативно-правовых
актах Министерства финансов РФ, Центрального
банка РФ, в ряде случаев региональных
законодательных и нормативных
документах, которые не должны противоречить
федеральному законодательству. По мнению
ряда экспертов, нестабильность российских
банков и возможность совершать
различные операции с нарушением
или двусмысленным толкованием
правил имеет корни в весьма противоречивом
и непродуманном
Экономический. В основе реформирования
отечественной банковской системы
должен быть этот важнейший контекст
и смысл налаживания ситуации
- принцип экономической
Политический. В правовом (в большей степени) и в экономическом (в чуть меньшей степени) контексте политическая составляющая порой может иметь решающее значение. Особенно это касается вопросов правового регулирования и контроля, исходящих от Центрального банка РФ (ЦБ РФ). При выведении функций ЦБ РФ на новый уровень можно было бы значительно снизить негативные явления в банковской сфере, однако этому нередко препятствуют определенные силы. Например, для заместителя председателя ЦБ РФ А.А. Козлова это закончилось трагически. Судя по заявлениям ряда высокопоставленных лиц в Главном следственном управлении МВД России, в Следственном комитете при Генеральной прокуратуре России это только «верхушка айсберга весьма распространенной в банковском сообществе экономической и финансовой преступности» [33]. Решать задачи по оптимизации банковской системы в условиях ее тотальной криминализации нельзя. Особенно подвержены влиянию криминальных сообществ мелкие и средние региональные банки, реже - отраслевые банки [10].
В условиях современной российской
экономики необходимо предпринимать
очень четкие, продуманные и эффективные
меры в реформировании банков России.
Можно предложить несколько рамочных
оценочных критериев
1) объем кредитования реального
сектора экономики региона (
2) снижение доли операций
банков и уменьшение
3) рост денежной суммы,
привлекаемой от населения
4) расширение, укрепление и совершенствование системы безналичного расчета;
5) развитие специализированных
кредитных продуктов и
Вступление в ВТО требует от наших банковских учреждений интенсивного перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые, в свою очередь, являются системой учета и подготовки управленческой информации открытого типа, в которой труднее скрывать факты противоправного поведения кредитной организации. С другой стороны, открытость и высокая изменчивость системы МСФО, вероятно, может сыграть для российских пользователей негативную роль. К тому же РСБУ значительно более привычны отечественному финансовому работнику, да еще и проще, учитывая пока еще не всегда высокий профессионализм некоторых сотрудников банков [30, c. 59].
Однако МСФО - необходимое слагаемое интеграции в международную финансовую систему, без их полномасштабного и повсеместного внедрения в отечественные банки говорить о расширении операций российских банков на внешнем рынке не придется [7, c. 11]. Внедрение МСФО в российскую специфику, как показала практика, требует высокой профессиональной квалификации от групп внедрения и, главное, честного банковского бизнеса [8, c. 94].
Вопрос финансового
Информация о работе Глобализация как процесс мирового экономического развития