Глобальные проблемы развития мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 23:39, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Понятие государственного и муниципального кредита……………....
1. 1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования …………………………………………………………………………….....
1. 2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…...
1. 3. Формы государственного кредита…………………………………....
2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы………………………………………………………………………...
2. 1. Сущность государственного и муниципального долга…….……......
2. 2. Обслуживание долга…………………….………………………….......
3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом……………………….………………………………………………...
3. 1. Государственный кредит в современной России ……………………..
3. 2. Управление государственным кредитом и государственным долгом..
Заключение…………………….………………………………………………
Список использованной литературы……………..…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 86.26 Кб (Скачать файл)

    (б) позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;

    (в) позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику;  

    (г) выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны. Расширение границ государственного кредита должно осуществляться на основе развития рынка долговых обязательств, стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц, формирования эффективной системы управления долгом.

 

 

 

 

 

  1. 3. Формы государственного кредита.

     Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:

     1) государственные займы;

     2) обращение части вкладов населения в государственные займы;

     3) заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

     4) казначейские ссуды;

     5) гарантированные займы.

   1. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация - это государственное долговое обязательство, которое дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

     Другим видом государственных ценных бумаг в нашей стране являются казначейские обязательства. Отличия от облигаций заключаются в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетные фонды или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств, предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.

   2. Обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (казначейских сберегательных сертификатов). Это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

   3. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма способствует развитию инфляционных процессов, это особенно опасно в условиях жесткого контроля над эмиссией денежных знаков. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита и возмещения государственному банку долга, образовавшегося в предыдущие годы. В нашей стране подавляющая часть государственного долга (93%) сложилась именно за счет привлечения правительством средств общегосударственного ссудного фонда для финансирования бюджетных расходов, что негативно сказалось на состоянии государственных финансов и денежного обращения. Эта форма государственного кредита, как правило, существует в тоталитарном обществе.

   4. Казначейские ссуды - выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Государственные органы оказывают финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на вышеназванных условиях.

   5. Гарантированные займы - правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

     Государственные внешние займы предоставляются, как и внутренние на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами по ним включается в государственный долг страны.

     Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный  и муниципальный долг: сущность  и основные формы.

     Для того чтобы наиболее полно раскрыть сущность и основные формы государственного и муниципального долга, я рассмотрел вопросы: сущность государственного и муниципального долга и обслуживание долга.

2. 1. Сущность  государственного и муниципального  долга.

     Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом Российской Федерации, понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.  

     Под внутренним  государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

     Под внешним  государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

    • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

    • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

    • договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

    • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

    • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

     Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федерации и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно. Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются, прежде всего, с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США — 70%, в Великобритании — 90%. В России долговые обязательства в виде ценных бумаг составляли в 2009 г. 93% всего внутреннего долга.

     Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг — облигации. Облигация — это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу. Государственные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надежности облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на. первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ. Облигационные займы классифицируются по различным признакам:

    • по виду эмиссии — на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);

    • по виду выплат дохода — на процентные и беспроцентные облигации. При этом доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определенного товара или услуги (например, по целевым займам — телефонным, жилищным и т. п.);

    • по характеру обращения — на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются только среди населения и перепродаже не подлежат);

    • по характеру держателей ценных бумаг — на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т. е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов», предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к оплате через определенное время (обычно через год) со дня их выпуска;

    • по срокам погашения — на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет); существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определен, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;

    • по методам размещения — на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;

    • по материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записей па счетах);

    • в зависимости от эмитента — облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти. 

     Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами.

     Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение — финансирование строительства муниципальных больниц, школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, для строительства которых они эмитировались,— эстакад, мостов, жилых домов и т. п. Для инвесторов это более привлекательный финансовый инструмент. Казначейский вексель — основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия и погашение осуществляются центральным банком по поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом. Казначейские ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами. Особое место в системе государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты и облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.

     Государственные ценные бумаги занимают определенное место на рынке финансовых активов и выполняют особую роль в общественном производстве. Прежде всего, они выполняют фискальную и экономическую функции.  

     Фискальная функция заключается в мобилизации временно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения и т. п.) и сосредоточении их в руках государства.

Информация о работе Глобальные проблемы развития мирового хозяйства